Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»
материал

Алексеева Анастасия Анатольевна

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представлений и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых задач. Один из методов решения этих задач, является метод кинезиологии, который мы используем много лет в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Подготовил и провела:

учитель-дефектолог

Алексеева Анастасия Анатольевна

Г.О. Клин,  14 октября 2020г

Цель мастер - класса:

Использование педагогами здоровьезберегающей технологии – кинезиологии в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников.

Задачи:

 - познакомить педагогов и родителей с кинезиологией

 - привлечь родителей к результативному воспитательно - образовательному процессу посредством кинезиологии для формирования постранственных представлений в процессе обучения;

 - освоить кинезиологические техники;

 - внедрять полученный опыт и знания в воспитательно – образовательный процесс;

 - повышать интерес родителей к образовательной кинезиологии, как к средству повышения уровня развития личности.

Ход мастер – класса

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представлений и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых задач. Один из методов решения этих задач, является метод кинезиологии, который мы используем много лет в ДОУ.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Кинезиологические упражнения способствуют формированию  пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

И сейчас мы с вами при помощи одного из видов кинезиологического упражнения, метода визуализации и релаксации попробуем применить на собственном теле.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями.

А, давайте представим лес, ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, удобней  и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов, вы медленно поворачиваете голову направо и видите реку, теперь налево вы видите сосновый бор, поднимите голову вверх и посмотрите на небо, чистое, голубое. Над вами плывут легкие облака, образуя разных животных, а теперь опустите голову вниз и вы увидите зеленую траву, цветы. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав, шум реки. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет степными травами, ветер доносит запах хвои. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса.

 А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме: «Развитие пространственных представлений, как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению!».

Т.е. применяя один из методов кинезиологии  - метод визуализации и релаксации при этом мы с вами развиваем предметно – пространственные представления, а именно:

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Внедрение этой технологии в образовательный процесс предшествует развитию интеллектуальной и творческой личности.

Виды кинезиологических упражнений, которые мы используем перед началом, какого – либо занятия(ФЭМП, Окружающий мир,и т.д)

Метод растяжки .

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

“Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Вот в этом упражнении мы видим, что мы вырабатываем и :

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. И одной из форм кинезиологических упражнений – глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

 

(Выполнение глазных упражнений по системе Владимира  Филипповича Базарного)

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Но упражнения эти проводятся не более 5 – 6 раз так, как может привести к головокружению.

А для формирования пространственных представлений, глаза являются основополагающим фактором.

Одним из важных аспектов формирования пространственных представлений являются дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Также дыхательные упражнения хорошо восстанавливают нервную систему, как ребенка так и взрослого.

«Торт» – упражнения

“Ныряльщик” 5 сек.

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

 То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии  заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

В чем разница между пальчиковой гимнастикой и кинезиологическими упражениями.  

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций: перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой и т.д.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Условия, при которых нужно выполнять кинезиологические упражнения  - это систематичность, точность, увеличение сложности и темпа.

Да, методика проведения похожи и результат -  общее развитие ребенка, но перед нами стоит задач, не переключится на игру (пальчиковую, а их много: игры-манипуляции, Театр в руке и т. д.), а выполнить упражнение (ряд кинезиологических), которое впоследствии настроит головной мозг на познание определенной информации, а именно информации определенного занятия, сконцентрирует внимание, а мы знаем, что без внимания не может быть усвоена информация.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

1 упражение – Кулак – ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2 упражнение называется «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

3 упражнение – Кулак – ребро – ладонь.  Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:  выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.  Я вам предлагаю сейчас упражнение «Рисуем экологическую сказку».

Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, название которого увидите на экране.

В лесу прекрасном и большом

Стоит березка белоствольная,

А в ее ветвях живет

Птица щедрая и вольная.

Вылетает из гнезда она с раннего утра.

Целый день в лесу летает – насекомых собирает.

Чтоб деревья и цветы

Быть здоровыми могли.

Лес свой любит, солнцу рада.

Разве это не отрада?

Хотя с виду не заметная,

Птичка эта не приметная.

Дом свой птичка покидает,

Когда осень наступает,

Ведь скоро зима придет

И еды в лесу она уже не найдет

Поближе к людям лежит ее путь,

Они ей помогут, не дадут погибнуть

Смастерят кормушки, Насыпят крошек,

Чтоб поела птичка немножко.

Здесь мы можем увидеть:

 -  ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

 -  освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

 - определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

 - определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!

Если ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

Очень важно отметить то, что использование всех форм кинезиологических упражнений действительно способствует формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Я надеюсь, что полученная информация, вам пригодится. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в познавательно-речевом развитии- гарантия успешности подготовки детей к школьному обучению.

В ТРИЗ существует много приёмов работы для активизации творческих способностей ребёнка и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие приёмы помогают сделат...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению

В статье речь идет о проблемах возникающих у родителей будущих первоклассников. Выделяются моменты, на которые родителям необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».

В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств   для автоматизации звуков.     Цель мастер-класса:...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие пространственных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Одной из ведущих тенденций в системе воспитания является рост в группах для детей с общим недоразвитием речи количества воспитанников с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максималь...