Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие пространственных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
материал по логопедии (старшая группа)

 

Одной из ведущих тенденций в системе воспитания является рост в группах для детей с общим недоразвитием речи количества воспитанников с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий развития. У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии. Учитывая то, что число детей с речевыми расстройствами растет, актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

  1. понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
  2. правильного написания цифр;
  3. представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

  1. усвоение образа буквы;
  2. при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:

  1. обуваясь, отличить правый и левый ботик;

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак, пространственное восприятие является одной из базовой функции человека. Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи.

Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

  • 1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела. С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.
  • 2 этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например, пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» — это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
  • 3 этап: последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази - пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаках и символов, например, нотная запись, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций (правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»)  

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой. 

При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией:

  1. нарушение восприятия собственной схемы тела;
  2. затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;
  3. нарушение восприятия целостного образа предмета;
  4. плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме;
  5. трудности в ориентации на ограниченной плоскости;
  6. затруднения вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия;
  7. дети с ОНР не используют в своей речи предлоги. Нередко дети с ОНР смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности пространственных отношений. Дети, у которых не сформированы пространственное восприятие и представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над.
  8. часто испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например: широкая река – большая река, тонкий стебелёк – маленький стебелёк.
  9. нарушения письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела»;
  10.  затруднения при ориентировке в схеме тетрадного листа.

Ориентировка в схеме тела.

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Игра предназначена для детей старшего возраста, детей школьного возраста и даже взрослых. В комплекте находится 75 карточек: 32 карточки с изображением человечков и 43 карточки с изображением рук. Инструкция с подробным описанием вариантов игры и приложением со скороговорками в качестве дополнительного усложнения.

Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. В данной игре два варианта.

Вариант 1. Для дошкольников (представлен на слайде)

Может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы или жесты и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания.

Вариант 2. Для школьников и взрослых

Проводится в парах.

Упражнение можно усложнить, если участник, воспроизводящий движение по инструкции, будет выполнять задание с закрытыми глазами. Один из двух участников выбирает случайным образом карточку, внимательно рассматривает ее и, не показывая карточку партнеру, четко и понятно объясняет ему, что необходимо сделать, чтобы тот смог точно воспроизвести движение, изображенное на карточке.

В комплекте присутствуют карточки-обманки, т.е. карточки, действия которых повторить невозможно. Давайте, посмотрим на примере.

Так же, в  наборе есть карточки, на которой изображены две правые или две левые руки. Когда встречается такая карточка, важно не изображать ее (изобразить ее одному человеку невозможно:), а отреагировать определенным образом (в правилах предлагается положить себе руки на плечи). Это усложняет игру, делает ее более динамичной и захватывающей.

Если мы видим, что  ребёнок справляется с карточками и ему даётся все просто, мы можем усложнить, и играть на скорость.

Пробы Хеда.

В данной пробе дается 2 варианта:

1) Наглядный вариант

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

2) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.

Пробы выполняются сидя или стоя друг напротив друга.

Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Анализ пространственного расположения.

Данная проба относится к числу графических. Предлагает­ся копировать на листе бумаги, показываемые ему плоские геометрические фигуры с учетом особенностей расположения линий, из которых они состоят. При другом способе исполнения пробы предлагается вы­кладывать заданные фигуры из спичек или палочек.

 Пространственный анализ букв и цифр.

Перед ребёнком кладется лист бумаги, на котором изображены буквы и цифры (данную пробу можно выполнять по отдельности, т.е. отдельно давать буквы, отдельно цифры). Предлагается сравнить и указать неверно написанную букву или цифру.

Ориентировка в квазипространстве.

«Игрушки на полке» (по Н.Я. Семаго и М.М. семаго)

Например, от ребёнка требуется показать, «что ниже медведя», «что выше медведя», «что под медведем», «что над медведем», если он справляется с этими заданиями успешно, то можно производить переход к самостоятельному употреблению предлогов и составлению пространственных речевых конструкций: «Где находится машина по отношению к медведю», «Где находится ёлка по отношению к медведю». 

Подведя итог, можно сказать, что для развития пространственных представлений существует большое количество игр, проб, методик.  

Пространственные представления играют важную роль во взаимодействии ребенка с окружающим миром, являясь необходимым условием ориентировки в нем. Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем успешно обучался в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве и в полной мере владеть основными пространственными понятиями.

Пространственные представления необходимы ребёнку для эффективного обучения его таким дисциплинам школьной программы как рисование, чтение, счет, письмо, а также другим, которые основываются на установлении соотношений между объектами и явлениями, их последовательности, а, следовательно, их пространственными взаимосвязями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Мастер-класс на тему

«Развитие пространственных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

2023 г.

2 слайд.

Одной из ведущих тенденций в системе воспитания является рост в группах для детей с общим недоразвитием речи количества воспитанников с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий развития. У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии. Учитывая то, что число детей с речевыми расстройствами растет, актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

3 слайд.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

  • понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
  • правильного написания цифр;
  • представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

  • усвоение образа буквы;
  • при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:

  • обуваясь, отличить правый и левый ботик;

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак, пространственное восприятие является одной из базовой функции человека. Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи.

4 слайд.

Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

  • 1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела. С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.
  • 2 этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например, пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» — это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
  • 3 этап: последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази - пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаках и символов, например, нотная запись, представления о времени, понимание лексико-грамматических конструкций (правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»)  

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой. 

5 слайд.

При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией:

  • нарушение восприятия собственной схемы тела;
  • затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;
  • нарушение восприятия целостного образа предмета;
  • плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме;
  • трудности в ориентации на ограниченной плоскости;
  • затруднения вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия;
  • дети с ОНР не используют в своей речи предлоги. Нередко дети с ОНР смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности пространственных отношений. Дети, у которых не сформированы пространственное восприятие и представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. 
  • часто испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например: широкая река – большая река, тонкий стебелёк – маленький стебелёк.
  • нарушения письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела»;
  •  затруднения при ориентировке в схеме тетрадного листа.

6 слайд. Ориентировка в схеме тела.

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Игра предназначена для детей старшего возраста, детей школьного возраста и даже взрослых. В комплекте находится 75 карточек: 32 карточки с изображением человечков и 43 карточки с изображением рук. Инструкция с подробным описанием вариантов игры и приложением со скороговорками в качестве дополнительного усложнения.

Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. В данной игре два варианта.

Вариант 1. Для дошкольников (представлен на слайде)

Может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы или жесты и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания.

Вариант 2. Для школьников и взрослых

Проводится в парах.

Упражнение можно усложнить, если участник, воспроизводящий движение по инструкции, будет выполнять задание с закрытыми глазами. Один из двух участников выбирает случайным образом карточку, внимательно рассматривает ее и, не показывая карточку партнеру, четко и понятно объясняет ему, что необходимо сделать, чтобы тот смог точно воспроизвести движение, изображенное на карточке.

В комплекте присутствуют карточки-обманки, т.е. карточки, действия которых повторить невозможно. Давайте, посмотрим на примере.

Так же, в  наборе есть карточки, на которой изображены две правые или две левые руки. Когда встречается такая карточка, важно не изображать ее (изобразить ее одному человеку невозможно:), а отреагировать определенным образом (в правилах предлагается положить себе руки на плечи). Это усложняет игру, делает ее более динамичной и захватывающей.

Если мы видим, что  ребёнок справляется с карточками и ему даётся все просто, мы можем усложнить, и играть на скорость. 

7 слайд. Пробы Хеда.

В данной пробе дается 2 варианта:

1) Наглядный вариант

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

2) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.

Пробы выполняются сидя или стоя друг напротив друга.

8 слайд. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Анализ пространственного расположения.

Данная проба относится к числу графических. Предлагается копировать на листе бумаги, показываемые ему плоские геометрические фигуры с учетом особенностей расположения линий, из которых они состоят. При другом способе исполнения пробы предлагается выкладывать заданные фигуры из спичек или палочек.

Понадобится двое желающих (один рисует на листе бумаги, другой выкладывает из палочек)

9 слайд.   Пространственный анализ букв и цифр.

Перед ребёнком кладется лист бумаги, на котором изображены буквы и цифры (данную пробу можно выполнять по отдельности, т.е. отдельно давать буквы, отдельно цифры). Предлагается сравнить и указать неверно написанную букву или цифру.

 

10 слайд. Ориентировка в квазипространстве.

«Игрушки на полке» (по Н.Я. Семаго и М.М. семаго)

Например, от ребёнка требуется показать, «что ниже медведя», «что выше медведя», «что под медведем», «что над медведем», если он справляется с этими заданиями успешно, то можно производить переход к самостоятельному употреблению предлогов и составлению пространственных речевых конструкций: «Где находится машина по отношению к медведю», «Где находится ёлка по отношению к медведю».  

11 слайд.

Подведя итог, можно сказать, что для развития пространственных представлений существует большое количество игр, проб, методик.  

Пространственные представления играют важную роль во взаимодействии ребенка с окружающим миром, являясь необходимым условием ориентировки в нем. Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем успешно обучался в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве и в полной мере владеть основными пространственными понятиями.

Пространственные представления необходимы ребёнку для эффективного обучения его таким дисциплинам школьной программы как рисование, чтение, счет, письмо, а также другим, которые основываются на установлении соотношений между объектами и явлениями, их последовательности, а, следовательно, их пространственными взаимосвязями.

12 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие пространственных представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Подготовил: Учитель-логопед Литвинова М.М. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

Слайд 2

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Слайд 3

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Слайд 4

формирование пространственных представлений делят на три этапа

Слайд 5

При ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией:

Слайд 6

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори !» Автор: Мухаматулина Е., Михеева Н. Инструкция: Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы или жесты и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания. Развитие пространственных представлений у дошкольников на логопедических занятиях

Слайд 7

Пробы Хеда

Слайд 8

Анализ пространственного расположения

Слайд 9

Пространственный анализ букв и цифр

Слайд 10

«Игрушки на полке» (по Н.я . Семаго и м.м . семаго )

Слайд 11

ИТОГ: Пространственные представления играют важную роль во взаимодействии ребенка с окружающим миром, являясь необходимым условием ориентировки в нем. Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи в дальнейшем успешно обучался в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве и в полной мере владеть основными пространственными понятиями.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...