МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей самостоятельности и инициативности через игру.

ЗАДАЧИ:

  • Расширить и обобщить знания педагогов об использовании сюжетно-ролевой игры, как средстве формирования самостоятельности и инициативности;
  • Предложить педагогам теоретический и практический материалы, способствующие развитию самостоятельности и инициативности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.

 Как же сюжетно-ролевые игры способствуют развитию инициативы и самостоятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте?

Переход к сюжетно-ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.

Приобретенные элементарные навыки самостоятельности, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.

Как же развивать самостоятельность на этом этапе?

Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: всё, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребёнка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли. Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка (куклы). Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.
Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает её кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приёмом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!». Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берёт куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.
Данный методический приём позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять её и перенести в самостоятельную деятельность.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например, приходит на приём к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.

Особенности игры детей 4-5 лет:

1. В игре появляются подгруппы по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.

2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.

3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонации). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.

4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Отличия игры в средней группе

Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий,  пытаются приблизить игру к реальности.

Как  развивать самостоятельность  в среднем дошкольном возрасте? Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: всё, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

       Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

- не стараться всё сразу показывать и объяснять,

- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

    Детская инициатива  выражается не в том, что ребёнок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений. 

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам обыграть проблемную ситуацию для детей младшего возраста «У куклы Кати День рождения».

Педагоги, опираясь на опыт дошкольников, выбирают из предложенных подарков кто, что будет дарить, помогают накрывать стол, выбирают угощения.

Ведущий: Ребята, а вы хотите сегодня отправиться в гости к кукле Кате на День рождения?

Дети (педагоги): Да.

Воспитатель: А давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы весело отметить День рождения?

Дети (педагоги): Надо купить подарки, накрыть на стол, приготовить угощения.

Ведущий: Как здорово вы придумали. Давайте теперь решим, кто что будет готовить.

Педагоги делятся на группы. Готовят подарки, угощения и др.

Ведущий: А вы знаете, где живёт Катя? А на чём мы поедем?

Дети (педагоги): На автобусе, на поезде и др.

Садятся, едут.

Ведущий: Вот мы и приехали.  

Звонят в дверь. Здороваются, поздравляют куклу Катю.

Ведущий: Ребята, а давайте для куклы Кати заведём хоровод «Каравай».

Ведущий: Ребята, Катя приглашает всех к столу. Давайте поможем Кате накрыть на стол.

Ведущий обращает внимание на сервировку стола (чайная посуда, скатерть, салфетки).  Дети пьют чай, угощаются.

Ведущий: Кукла Катя говорит: «Спасибо вам, ребята, за подарки, за поздравления».

Ведущий: Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает.

Затем ребята возвращаются в детский сад.

Спасибо, коллеги,  всем за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного ко...

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия...

Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.

Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 10 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На этом занятии я предлагаю вам музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста.Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не ...