Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями для детей младшего и среднего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дмитриева Ирина Александровна

 

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:

1.    Названия комнатных растений (для младшей группы – 1 -2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 -3 названия).

2.    Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».

3.    Знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий);

уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один).

Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знаний названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу – найти растение по названию.

Дети средней группы уже имеют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти растения по описанию взрослого. Затем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами растительного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.

Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_oznakomleniyu_detey_s_komnatnymi_rasteniyami.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:

  1. Названия комнатных растений (для младшей группы – 1 -2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 -3 названия).
  2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
  3. Знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий);

уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один).

Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знаний названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу – найти растение по названию.

Дети средней группы уже имеют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти растения по описанию взрослого. Затем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами растительного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.

Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.

Что изменилось?

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Поиск похожего предмета.

  Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

  Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4)  расставлены на двух столах.

  Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.

Найди такой же.

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

  Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

  Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

  Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию

  Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.

  Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

  Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

  Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка?

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

  Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

  Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.

  Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

  Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Найди растение по названию.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти растение по слову – названию.

  Игровые действия. Поиски названного растения.

  Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

  Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

  Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Чего не стало?

  Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

  Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

  Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

  Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

  Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на  столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Опишите, я отгадаю.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

  Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.

  Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

  Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

   При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

Найди, о чем расскажу.

  Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

  Игровое действие. Составление загадки для взрослого.

  Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

  Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он должен потом узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, не гладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно – зеленые, блестящие?»  Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Загадай, мы отгадаем.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

  Оборудование. На стол ставят 3 – 4 растения.

  Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

  Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

  Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое–нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

Продайте то, что назову.

  Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

  Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.

  Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.

  Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

  Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.  

 

Игры для ознакомления детей с комнатными растениями

Проводя игры с комнатными растениями в старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель учит детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Детям предлагают дать довольно полное описание растений. Например, говоря о листьях, они должны отметить их форму, окраску верхней и нижней листовой пластины, поверхность. Основные задания в играх с этим материалом – описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений.

Найдите, что опишу.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

  Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

  Правило. Назвать растение можно только после его описания.

  Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

  Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его.

Отгадайте, что за растение.

  Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

  Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

  Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем, вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Где спрятано растение?

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

  Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

  Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

  Оборудование. Для первой игры нужно 4 – 5 растений, для последующих – до 7 – 8.

  Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два - три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

  Второй вариант.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Узнай растение.

  Дидактическая задача. Найти растение по названию.

  Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

  Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

 Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями.

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями...

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия...

МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО,  является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром природы для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром природы для детей младшего и среднего дошкольного возраста...