МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»
презентация по психологии

Шелковая Елена Александровна

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shelkovaya_e.a._-_master_klass_po_ontogenezu.pdf2.41 МБ
Файл master_klass_1.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33» г. Хабаровск

Мастер класс для молодых педагогов

«Развитие пространственных представлений у дошкольников в совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Разработал участник очного этапа конкурса

«Педагогический звездопад»

Шелковая Елена Александровна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровск

28.02.2022 г.

г Хабаровск


Цель: Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов ДОУ в вопросе развития пространственных представлений у дошкольников в совместной деятельности педагогов и родителей.

Задачи:

Способствовать приобретению участниками  мастер-класса практических навыков  по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста в рамках «Метода замещающего онтогенеза».

Знакомить участников мастер-класса с различными формами организации взаимодействия педагогов и родителей по данной проблеме

Продемонстрировать участникам мастер-класса прием создания педагогической модели в игровой форме

Время проведения: 30 минут

Прогнозируемые результаты

Участники мастер-класса расширят свой педагогический опыт по вопросу развития пространственных представлений у дошкольников через использование метода замещающего онтогенеза

Участники мастер-класса смогут самостоятельно планировать и реализовывать свою деятельность по организации сотрудничества с родителями в ДОУ

Средства обучения: Маркерная доска, комплект магнитов, карточки с надписями и пиктограммы  для создания «Модели деятельности педагога», мультимедиа презентация по теме мастер-класса,  музыкальная аудиозапись,   мультимедийный проектор, демонстрационный материал «формы работы педагога с родителями ДОУ» конусы, браслеты-маркеры по количеству участников мастер-класса, буклеты с материалами мастер-класса по количеству участников.

Планируемый продукт деятельности участников мастер-класса:

Педагогическая модель совместной деятельности педагога и родителей по развитию пространственных отношений у дошкольников


Ход проведения:

Слайд 1

1. Приветствие, знакомство с участниками мастер-класса 2 минуты

Педагог-наставник приветствует участников мастер класса:

Разрешите представиться. Меня зовут Шелковая Елена Александровна. Я работаю педагогом-психологом детского сада уже более 10 лет.

Давайте поближе познакомимся друг с другом. Расскажите, пожалуйста, как вас зовут, где и кем вы работаете, и обозначьте для нас сферу ваших профессиональных интересов.

Игра «Комплименты»

Педагог-наставник: Коллеги, каждому приятно, когда его хвалят и  говорят о нем хорошие и добрые слова. Часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей теплые слова и пожелания. Сейчас мы встанем в круг и будем говорить друг другу комплименты,  не забывайте говорить за комплименты в свой адрес «спасибо!»

Очень приятно. Я надеюсь, что наша с вами совместная работа на мастер - классе даст интересную информацию и будет полезна для вас в дальнейшем

Практическая часть

Слайд 2

«Три вопроса»

Слайд 3

Дорогие друзья, обратите внимание на наш слайд, кто из вас хочет прокомментировать первый снимок?

Слайд 4

Скажите, а какую ситуацию описывает следующий  снимок?

Слайд5

Может кто – то из вас хочет обсудить и наше третье изображение?

Коллеги, расскажите, насколько актуальна для вас тема развития пространственных отношений у ваших воспитанников?

Обсуждение проблемы

Да, и я с вами согласна, действительно, такие проблемы как нарушения пространственных представлений очень часто встречаются у наших детей.

Слайд 6

Представление темы мастер-класса:

Таким образом, тема нашего мастер-класса - это «Развитие пространственных представлений у дошкольников с использованием приемов «Метода замещающего онтогенеза» в совместной деятельности педагогов и родителей».

Слайд 7

Коллеги, одним из методов, позволяющих развивать и корректировать пространственные представления у детей дошкольного возраста, является «Метод замещающего онтогенеза». Он был создан в 1990-1997 гг. рядом отечественных нейрофизиологов, психологов и доказал свою эффективность и достоверность.

Данный метод основан на возможности воспроизведения тех участков развития ребенка, которые  по тем или иным причинам не были своевременно освоены.

Метод в данном случае включает в себя дыхательные, глазодвигательные, релаксационные упражнения, игры для развития познавательно-речевой сферы  и произвольности у ребёнка.

Слайд 8

«Этапы развития пространственных представлений у детей в методе замещающего онтогенеза»

Формирование пространственных представлений у детей в методе замещающего онтогенеза протекает в четыре этапа. Переход к следующему этапу развития происходит только после завершения освоения ребёнком этапа предыдущего.

Первый этап-это развитие у ребёнка представлений о схеме собственного тела. У детей этот этап начинается в период младенчества.

Второй этап – освоение внешнего пространства. Осваивать внешнее пространство ребёнок начинает тогда, когда он учиться сидеть, стоять, ходить и его двигательные возможности совершенствуются.

Третий этап-это освоение принципа зеркальности, через знакомство со схемой  тела человека, стоящего напротив.

Последний, четвертый этап - это развитие у ребёнка умений пользоваться пространственными схемами, сначала на местности, потом в пространстве листа, затем при использовании схемы движения.

Формирование пространственных представлений у детей связано с использованием  различных систем ориентации в пространстве, видимом и воображаемом.

Метод замещающего онтогенеза позволяет нам определить, на каком этапе развития пространственные представления не были сформированы, где произошла «поломка», вернуться к предыдущему этапу развития, и с него начинать свою работу.

Слайд 9

«Игры по развитию пространственных представлений у дошкольников»

Коллеги, предлагаю вам на практике познакомиться и освоить некоторые приёмы работы педагога по развитию пространственных представлений у дошкольников.

Итак, располагайтесь удобнее, мы начинаем

Маркировка руки

Педагог-наставник: Очень важно дать ребенку телесную опору, «Якорь», который ему поможет быстро научиться отличать правую левую стороны своего тела. Для этого важно промаркировать левую руку ребёнка браслетом (Маркируем левую руку каждого участника МК)

Игра «Путаница»

Теперь я предлагаю вам принять участие в игре «Путаница». Наши правила такие: сейчас я постараюсь вас запутать; я  буду показывать одну часть своего тела, а называть при этом - другую. Вы все должны у себя показать ту часть тела, которую я называю, а не ту часть тела, которую я показываю.

Проводится игра с участниками мастер-класса

Коллеги, кто из вас хочет попробовать свои силы в роли ведущего пожалуйста

Слайд 10

Игра «Вперед четыре шага»

Я предлагаю вам продолжить освоение окружающего пространства и закрепить представление о направлениях «Вперед» и «Назад», «поворот на 360 градусов»

Сейчас мы с вами потанцуем.

Вставайте с ваших стульчиков, предлагаю вам активно подвигаться. повторяйте движения за мной!

Слайд 11

Просмотр видеозаписи «Приключения снежинки»

А теперь давайте с вами немного отдохнем  и посмотрим видеозапись игры с  детьми 3-4 лет, «Приключения снежинки»

Участники смотрят видеофрагмент

Скажите, какой этап развития пространственных представлений осваивают дети в этой игре?

(ответы участников)

Слайд 12

Квест – игра «Найди клад»

Хочу еще немного с вами поиграть, поэтому приготовила для вас квест - игру «Найди клад»

Правила у нас такие: каждому участнику игры я дам карту, в которой отмечен путь к «Кладу» Для вас подготовлен сюрприз, он спрятан под одним из этих конусов. Ваша задача -  найти клад, двигаясь по «карте» и при этом вслух называть  количество ваших шагов и направление движения.

Вы готовы? Тогда начинаем.

Проводится игра

Слайд №13

«Создание модели совместной деятельности педагога и родителей по развитию пространственных отношений у дошкольников»

Прошу вас на нашей доске в строку слева  направо расположить основные этапы развития пространственных представлений у дошкольников, соблюдая необходимую последовательность их развития.

Друзья, обратите внимание, что наша схема очень похожа на состав, который не имеет локомотива, и поэтому не может двигаться вперёд.

Помогите мне определить, кто может стать той силой, которая сдвинет наш состав с места? (Ответы педагогов) Верно, воспитатели. Они - машинисты в нашем поезде.

Добавляется «Локомотив»

Посмотрите, у нашего поезда нет колес. Кто подскажет нашим воспитателям, когда и как развивать пространственные представления у детей. (Ответы педагогов) Действительно - это специалисты детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, методист.

Теперь наш поезд может пуститься в путь, так как в этой модели все участники готовы работать на общий результат. Однако кого мы позовем на помощь, если  на нашем пути  вдруг мы столкнемся с трудностями, и не сможем двигаться дальше? (Ответы педагогов)

Конечно, ведь родители воспитанников тоже участники этого процесса!

Однако подскажите, как можно привлечь родителей к совместной с педагогами работе, ведь они – не присутствуют на наших занятиях, у них очень мало свободного времени?

Прошу вас разделить эти формы с родителями на традиционные, не традиционные, и дистанционные.

Благодарю.

Помогите мне подобрать те формы работы с родителями, которые можно использовать на разных этапах развития в нашей модели.

Очень интересно. Теперь наш поезд имеет не только колёса, но и крылья, он может летать. Поэтому в данной модели мы с вами реализуем принцип сотрудничества всех участников образовательного процесса, мы можем выбирать максимально  эффективные формы организации работы, которые обязательно помогут нам достичь планируемых  результатов!!!

Уважаемые коллеги. сейчас вам был продемонстрирован способ создания педагогической модели через технику «проблемного обучения».

 В дальнейшем наша модель может быть доведена до уровня её практического использования

Слайд 14

Рефлексия

Игра «Моя копилочка»

Друзья. У каждого из нас есть своя незримая копилка, в которой мы собираем наши положительные эмоции, полезные знания, интересные знакомства и яркие впечатления.

Я буду рада, если вы с нами поделитесь, что сложит после нашей работы в мастер-классе сегодня в свою копилочку каждый из вас?

Ответы педагогов

Благодарю вас за такие теплые отзывы. В свою очередь я надеюсь, что представленный сегодня материал будет вам полезен. В буклетах есть ссылка на мой сайт, где вы найдете игры для педагогов и родителей. Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие/ А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие – М.: Генезис, 2016.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие – М.: Генезис, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".

Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации работы по лепке с использованием нетрадиционных материалов

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей посредством лепки из разных материалов...

«Мастер – класс» (Для педагогов дошкольных учреждений) Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Повышение профессиональной компетентности педагогов . посредсвом применения простых  и эффективных технологий, форм , методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников....