Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации работы по лепке с использованием нетрадиционных материалов
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ульянова Людмила Сергеевна

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей посредством лепки из разных материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch._sposobnostey_detey.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации работы по лепке с использованием нетрадиционных материалов

          Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я представлю вам свой опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством организации работы по лепке с использованием нетрадиционных материалов.

           

Свою профессиональную деятельность начала учителем  технологии в общеобразовательной школе. После закрытия школы пришла работать в детский сад воспитателем. В школе  дети уже обладают определенной суммой умений, знаний и навыков. А дошкольный возраст – это тот период, когда только раскрывается потенциал каждого ребенка, очень важно заметить и помочь ребенку развивать свои способности.

Проработав несколько лет, я пришла к выводу, что лепка у детей вызывает наибольший интерес в изобразительной деятельности. Именно она способствует максимальному развитию творческих способностей. Для поддержания  и стимулирования интереса детей к проявлению творческий начинаний я решила предложить детям различные нетрадиционные материалы

Актуальность данной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.  Современное дошкольное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку дошкольнику предъявляются более высокие требования и как следствие, необходимость перехода от воспроизводящей деятельности к творческой.

Проанализировав  методическую литературу и педагогический опыт  по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения я пришла к выводу, что выбранная мною тема актуальна и востребована среди детей, педагогов и родителей.

Лепка это не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, это эффективное средство познания действительности. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Для развития творческих способностей  в группе оформила РППС:  в свободном доступе для детей имеется весь необходимый материал для лепки,  имеются наглядные пособия, предметы народного творчества, большой ассортимент формочек, трафаретов, шаблонов, бросовый и природный материал.

         Для реализации задач по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения мною было разработано перспективно-тематическое планирование по оказанию платной услуги «Детский мир в коробке», которое имеет художественно-эстетическую направленность и  рассчитана на двухгодичное обучение воспитанников 5-7 лет.

Цель платной образовательной услуги «Детский мир в коробке»: формирование устойчивого интереса дошкольников к художественно - творческой деятельности посредством лепки.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. У моих воспитанников всегда есть возможность работать с различными материалами, тем самым изучая их свойства.

           На первом этапе  в своей работе мы использовали традиционный материал - пластилин. С детьми младшего дошкольного возраста лучше  лепить из более мягкого пластилина на основе воска, детям постарше подойдет любой другой

           Художественно – творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Например: тема занятия «Снежинка», мы работаем с пластилином. Рассмотрев снежинки на улице, на фотографиях дети предлагают как можно передать её образ?: с помощью полуобъёмной лепки на основе, просто соединив жгуты раскатанного пластилина. А как ещё? Экспериментируем.  Оказывается можно нарисовать снежинку, процарапывая стеком  на подготовленном фоне из размазанного пластилина. Еще лучше будет, если фон будет состоять из 2-х слоёв - белого внизу и голубого вверху.  Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить свои чувства и эмоции, что дает свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы.

Дошкольники любят играть, это их основной вид деятельности.  Играть с вылепленными изделиями из пластилина не представляется возможным, потому что пластилин не прочный и легко деформируется. Тогда мои почемучки задались вопросом, а что же еще можно использовать в лепке и так чтобы изделия были прочными.  Обратив, внимание на предметы народных промыслов выяснили, что они из глины и ее тоже можно использовать в творчестве.

Глина достаточно пластичный материал. Он хорош для изготовления объёмных работ средней величины. При высыхании глина становится очень прочной, на изделия из глины хорошо ложится любая краска. Свои изделия ребята разукрасили гуашью и акриловой краской. Поделки из глины птиц, животных украсили интерьер нашей группы.

    Работа с соленым тестом  вызвала  у моих детей наибольший интерес,  благодаря своим свойствами. Тесто пластично, изделия после высыхания достаточно прочные. Самые первые работы из теста дети раскрашивали, причем краска хорошо ложится как на сырое тесто, так и на высушенные изделия . Продолжая работу по развитию цветового восприятия, умение сочетать цвета своим ребятам предложила палитру из 7 цветов для изготовления декоративных украшений. Перед детьми была поставлена задача: подобрать два цвета для своего украшения. Кто-то выбирал 2 оттенка одного цвета, кто-то 2 теплых цвета, кто-то наоборот, 2 холодных, в результате все изделия получились разные. 

Но еще больший восторг у ребят возник, когда дети самостоятельно замесили тесто, а добавив цветную гуашь, дошколята начали экспериментировать, сочетая цвета и получая разные оттенки цветного теста. Из полученной массы возникли самые разнообразные бутерброды, торты, фрукты, овощи, ягоды.  Все вылепленные изделия мы высушили, если было необходимо- раскрасили, покрыли акриловым лаком и стали широко использовать в сюжетно-ролевых играх. Это доставляет детям наибольшую радость и чувство гордости за проделанную работу. Малыши должны видеть практическую значимость тех изделий, которые они создают.

При изготовлении изделий из соленого теста у нас есть возможность широко использовать бросовый и природный материал, бусинки, пайетки.  Это работа с мелкими деталями требует особого внимания, поэтому на оформление и декорирование работ отводится специальное время, и я этому уделяю особое место. Такие изделия приобретают законченный вид, их можно использовать в качестве достойного подарка. 

          Чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.  В данном случае ведущая роль принадлежит  педагогу. Я знаю  своих воспитанников и могу определить объем работы для каждого, не исключая при этом возможность выбора для ребенка. Индивидуальный подход в обучении  осуществляю при помощи метода разноуровневых заданий. Например, на занятиях в технике пластилинографии, я использовала странички из раскрасок с разным объемом работы. Более того, одно и то же изображение дети выполняли по разному: кто-то более тщательно прорабатывал мелкие детали, а кто - то заполнял только основные детали и фон.  Часто на занятии я выставляю сразу несколько готовых работ,  выполненных в разных техниках: мозаика из пластилиновых шариков, полуобъёмное изображение или просто картинка, закрашенная пластилином. Дети выбирают, каким способом на сегодняшний день они хотят выполнить работу. Для нанесения  элементов узора я предлагаю использовать различные материалы с интересной поверхностью: печатки в виде трубочки, квадрата, треугольника, колпачок от фломастера, кусочек кружева, небольшие молды из силикона и т.д.  

Построение образовательной деятельности в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации труда. Представленная возможность  работы с различными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Даже на улице во время прогулки с детьми мы не упускаем возможность поэкспериментировать со снегом зимой, а летом с простым песком, пробуя себя в роли скульптура.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родитель действуют согласованно.

Родители воспитанников в первую очередь мои  союзники, которые поддерживают нас во всех наших начинаниях. В родительском уголке постоянно выставляю консультации «Развитие творческих способностей наших детей», «Соленое тесто»,  информацию «Материалы, используемые на занятиях лепкой с дошкольниками». А также проводила практикумы, где родителям показывала различные приемы лепки, показала отличительные черты в работе с различными материалами. Большой интерес вызвал среди детей и родителей конкурс внутри группы  «Летние воспоминания». По результатам конкурса вместе с родителями мы организовали выставку.

Подводя итог,  хочется отметить, что  у детей появился повышенный интерес, творческая активность. В их работах преобладает новизна, они свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами, находят новые способы изображения задуманного образа. У детей хорошо развита координация рук, мелкая моторика, отмечается качество речевого развития.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей  через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материало...

Проект: МЫ ТВОРИМ ПРЕКРАСНОЕ (развитие творческих способностей дошкольников посредством сочетания нетрадиционных материалов и техник изображения)

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в творческой деятельности дошкольников. Занятия творчес...