Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
материал

Гавриленко Валентина Михайловна

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx166.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        «Центр развития ребенка «Искорка» - детский сад№24»

Педагогический опыт

Тема:

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Воспитатель:

Гавриленко Валентина Михайловна

2019 -2021 г.г.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, внедрение в практику парциальных программ И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительное творчество), «Умелые ручки» (художественный труд), программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, изучение педагогической литературы, работа в творческой группе ДОУ, курсы повышения квалификации, активное участие в работе городских методических объединений привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

Теоретическая база данного опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данных авторов в своей практической деятельности. Мною были тщательно изучены следующие методические пособия:

  1. «Художественное творчество и ребенок» Н.А. Ветлугина,
  2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский,
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова,
  4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова,
  5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова,
  6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко,
  7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева,
  8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова,
  9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова
  10. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (изобразительное творчество),  «Умелые ручки» (художественный труд)

Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

В практической деятельности также руководствовалась разработками

  1. И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий);
  2. О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий узнавала из следующих источников:

  1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
  2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
  3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
  4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
  5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
  6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
  7. И.А. Лыкова «Талантливые дети».
  8. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество».
  9. Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников».
  10. Т.Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».
  11. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
  12. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

          АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в дошкольном возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений. Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование:

  • конструирует зрительные образы;
  • развивает зрение и движение (мелкую моторику рук);
  • побуждает задумываться над тем, что рисовали дети;
  • развивает чувственно-двигательную координацию;
  • обогащает сенсорный опыт путем выделения формы предметов;
  • обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий.

В связи с этим у детей происходит постепенное осмысление окружающего мира.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид  творчества  требует  согласованного  участия  многих психических функций.

Психические функции:

  1. Образное мышление.
  2. Логическое мышление.
  3. Внимание.
  4. Воображение.
  5. Речь.
  6. Память.

Нетрадиционное рисование   не   просто    способствует    развитию   каждой  из этих функций, но и связывает их между собой,  помогает  ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребенком, создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Исходя из вышеизложенного, считаю данное направление моей работы наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционного рисования. Кроме того, данный опыт является перспективным, поскольку дошкольное детство

– хотя и маленькая, но очень значимая ступенька в развитии ребенка, так как по мере его взросления усложняются психические процессы,  развивается творчество,

а соответственно усложняется и нетрадиционное рисование, ставя перед собой задачи, способствующие более высокому уровню творческого развития личности.

НОВИЗНА ОПЫТА

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации.

Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

 

Условно опыт поделила на три направления работы:

  1. е направление «Педагог - ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.
  2. е направление «Родитель - ребенок - педагог» - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
  3. е направление «Педагог - педагог» - взаимодействие других педагогов дополнительного образования с детьми моей группы при создании условий для дальнейшего развития данного вида деятельности (нетрадиционного рисования).

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

  1. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития.
  2. Индивидуализации дошкольного образования.
  3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
  5. Партнерства с семьей.
  6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
  7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Опыт реализовывался в формах, специфичных для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, тематических проектах, беседах-рассуждениях, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА

  1. Разработка серии конспектов интегрированной образовательной деятельности.
  2. Создание предметно-развивающей среды.
  3. Наглядно-дидактические пособия, передвижные выставки.
  4. Разработка анкет для родителей.
  5. Разработка диагностических карт по мониторингу.
  6. Разработка критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
  7. Игры-упражнения для развития координации движений и мелкой моторики, для активизации работы мышц глаза.

Организация данной работы менее трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий в наличии имеются определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от  нас  зависит,  какой – богатой  или  бедной – будет  его духовная жизнь. Нетрадиционные приемы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель:

развитие творческих способностей детей на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать», «рисование на манке или песке» и т.д.);
  • научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
  • развивать у  детей  наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
  • развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета,  формы, композиции);
  • развивать познавательные и творческие способности детей;
  • воспитывать у детей личностную позицию, как   при восприятии произведений изобразительного  искусства,  так  и  в процессе самостоятельного творчества;
  • поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники        выполнения работ;
  • смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;
  • формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;
  • использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учетом особенностей детей дошкольного возраста.

 Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник

 рисования:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе.

  Вся моя работа - от выбора темы до оценки результативности - состоит из трех этапов.

 Первый этап - подбор необходимой методической литературы, разработка программы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

   Второй этап –  введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

 Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах.

Свою деятельность по использованию нетрадиционных приемов рисования в развитии творчества детей разбила на три направления работы. Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направлениях работы.

 Работа в направлении

«Педагог - ребенок»

Опираясь на характерную потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, обеспечиваю условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создаю ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, ставлю перед ними все более сложные задачи, развиваю их волю, поддерживаю желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливаю на поиск новых, творческих решений.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Моя задача – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед ними возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Активно поддерживаю творческие инициативы детей, создаю в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Организованное обучение по художественному творчеству осуществляю в форме интегрированной НОД, тематического, перспективного планирования, проектной деятельности. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми, создаю возможности для расширения, углубления широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного в предыдущей работе.

 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

 Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.

 Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

 Речевое развитие: помогать детям, овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.

 Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобрази- тельную).

 Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.

Показ может быть двух видов:

  • показ жестом;
  • показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы иногда использую прием изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке тем детям, которые не усвоили тот или иной навык.

В старшем возрасте ребенок может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия дети рассказывают о своих работах, анализируя их.

Словесные методы и приемы обучения.

К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного и музыкального  художественного образа.  Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения. Словесные указания использую, не со- провождая наглядный показ действием, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки изображения.

Игровые приемы обучения.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Они способствуют привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе начинаю с игровых упражнений, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, включаю сюрпризные моменты. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Важно использовать, игровые моменты дозировано, чтобы весь процесс обучения не превратился в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

 Развивающие технологии, используемые в процессе опыта:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

 Свою работу строю на следующих принципах:

  1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

     Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность

однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского 

восприятия:

  • разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • новизна обстановки;
  • необычное начало работы;
  • красивые и разнообразные материалы;
  • интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • возможность выбора;
  • рисования с помощью бросового материала.

 Формы работы

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, рассматривание картин и книжных иллюстраций, чтение и обсуждение художественных произведений, дидактические и динамичные игры, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему.

 Формы организации НОД по нетрадиционному рисованию.

  1. Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
  2. Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
  3. Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Предметно-пространственная развивающая среда группы

Как известно, основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому уделяется повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды группы.

 Требования ФГОС к предметно-пространственной развивающей среде

  1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Доступность среды, что предполагает:
  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды моей группы с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Для этих целей создан «Центр творчества».

В нем обязательным являются материалы, активизирующие творческую и познавательную деятельность, а также материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни. Мной используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды группы, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. В группе для всестороннего развития ребенка организованно несколько центров для речевого, эстетического, физического и т.д. развития, которые в зависимости от ситуации объединяются в одну или несколько многофункциональных сред.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду группы, я опиралась на основные требования ФГОС.

  1. Созданная предметно-пространственная развивающая среда группы выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. При создании среды учитывалось гибкое и вариативное использование пространства, что служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора легко сменяемые.
  5. В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Учитывались закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
  7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду группы, учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику со- временной среды дошкольного учреждения и психологические особенности группы, на которую нацелена данная среда, интеграцию образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

Исходя из вышесказанного, центр детского творчества пополнила необходимыми материалами  для  работы   с   детьми   в  нетрадиционной  изобразительной технике, которые наиболее доступны, понятны  и  интересны  ребенку старшего дошкольного возраста:

“Монотипия”

“Печатание различными материалами” “Мозаика”

“Рисование с помощью различных круп” Рисование методом напыления” “Рисование кляксами”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами” “Мятый рисунок”

“Рисование методом тычка” “Оттиск поролоном”

«Рисование по-мокрому»

 Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Главный художник - ребенок, а я - его помощник;  дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у  ребенка возникает - снегопад, цветок, снеговик, петушок и т.д.

Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать еще и еще. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность сначала попробовать схематично на маленьком листке, а потом уже рисовать самостоятельно на большом. Поощряю  каждое  усилие  ребенка,  поддерживаю  его.  Всегда  помню о том, что обучение приемам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Конечно - же, начинаем с самого простого,  с дорисовывания предложенного рисунка.

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребенок получает  необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику, т.е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается дошкольником как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит ему большую радость. Сам процесс рисования для детей – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять        и        поддержать его интересы,                потребности, развить        его        творческие способности   и   позаботиться   об эмоциональном  благополучии. В процессе обучения обращаю  внимание        ребят не только на техническую, но и на выразительную                сторону  изобразительной        деятельности.                Учу  детей передавать форму  и  цвет  предмета,  композицию  в  рисунке,                ритм        и        цветовое сочетание. На занятиях, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по  изобразительной деятельности с использование нетрадиционных материалов                и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, они видят общий результат, отмечая свой вклад в работу.

Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикрепленной к стене группы.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона  и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. За- тем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. За- тем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.

Материалы: половина альбомного листа ,простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски).

Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.

Рисование на манке или песке Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.

Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры.

Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ

 Работа в направлении (Родитель – Педагог – Ребенок)

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребенок. Я уверена, что каждый успех детей в творчестве и в личностном плане  следует довести до сведения родителей, тем самым воспитанник имеет возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на признание».

Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

  • Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
  • Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
  • Поддерживать        стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
  • Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан план работы с родителями.

Применяемые формы работы с родителями:

  • проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • педагогические беседы с родителями;
  • тематические консультации;
  • организация ―уголков для родителей‖;
  • мастер-классы.
  • оформление выставок.
  • работа с родительским активом группы.

Предварительная работа:

  1. Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.
  2. Составить анамнез семьи, социальный паспорт.

 В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями.

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

- Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  - Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    - Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

Направления работы с родителями по реализации опыта

Консультативно-рекомендательная работа.

Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада. В нашем детском саду этой информации уделен целый стенд раздевалки.

Просветительная работа.

В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического  воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного  творчества.  Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры.

Практические занятия с родителями.

Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень интересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.

Совместная работа родителей и детей.

  1. Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и тематические праздники в детском саду.
  2. Посещение родителей с детьми выставок работ художников в краеведческом музее; походы в дендрарий, парк.
  3. Совместная помощь родителей и детей в изготовлении праздничных костюмов, украшении группы и участка к праздникам; изготовлении поделок к конкурсам.

Очень важно, чтобы родители  формировали у  своих  детей  уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Работа в направлении      (Педагог – Педагог)

  • Мной разработаны рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного рисования при работе с детьми.
  • Проведены мастер классы для воспитателей.
  • Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Волшебный мир бумажной пластики».
  • Представление педагогического опыта на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
  • Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников 6-7  лет через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Показ открытых НОД по художественному творчеству.
  • Анкетирование педагогов по данной теме.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Такая целенаправленная работа дает положительные результаты при проведении мониторинга.

 Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.

 Высокий уровень (3)

  • ребенок проявляет активный интерес к нетрадиционным техникам, с удовольствием вступает в творчество;
  • владеет техническими навыками в разных нетрадиционных изобразительных техниках;
  • знает характерные особенности различных нетрадиционных изобразительных техник;
  • соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов;
  • располагает изображение по всему листу;
  • цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого;
  • выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого;
  • при восприятии рисунка может дать эстетическую и эмоциональную оценку;
  • аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее, комментирует свои действия.

 Средний уровень (2)

  • ребенок проявляет интерес к нетрадиционным техникам, вступает в творчество;
  • недостаточно владеет техническими навыками;
  • не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники;
  • не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов
  • не всегда располагает изображение по всему листу;
  • цветовое решение соответствует раскрытию замысла и характеристики изображаемого;
  • выполняет задание с незначительной помощью взрослого;
  • при восприятии рисунка может дать незначительную оценку;
  • не всегда аргументирует выбор техники, иногда комментирует свои действия.

 Уровень ниже среднего (1)

  • ребенок проявляет слабый интерес к нетрадиционным техникам, неохотно вступает в творчество;
  • недостаточно владеет техническими навыками;
  • путает характерные особенности той или иной техники;
  • не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов;
  • не всегда располагает изображение по всему листу;
  • цветовое решение не соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого;
  • выполняет задание с незначительной помощью взрослого;
  • при восприятии рисунка может затрудняться дать оценку;
  • затрудняется аргументировать выбор техники, не комментирует свои действия.

 Диагностическая карта сформированности творческих способностей детей

Ф.И. ребенка

Знания о нетрадиционных техниках

Владение техническими навыками

Владеет средствами выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов

Располагает изображение по всему листу

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Оценочное отношение к творчеству

Аргументирует выбор той или иной техники, комментирует свои действия

Итог в %

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

 к

н

к

н

к

н

к

н

к

 Сравнительный анализ сформированности творческих способностей детей старшей

 группы на начало - сентябрь 2019 г. и конец – апрель 2021 г

 По результатам диагностики:

Сравнивая результаты на начало 2019-2020 учебного года (сентябрь 2019 г.) и конец 2020-2021 учебного года (апрель 2021 г.) можно сделать вывод, что после серии проведенных мероприятий, игр, упражнений, бесед, количество детей с высоким уровнем усвоения программы увеличилось на 25%; уменьшилось количество детей с низким уровнем усвоения программы на 16%.

Была отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания. Повысился личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Показателем и результатом работы можно считать и то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.

Положительным результатом в своей работе также считаю участие детей в конкурсных мероприятия различного уровня.

 Достижения детей.

На муниципальном уровне:

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности дают воспитанникам возможность выразить в работе свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

                                             

   ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры-упражнения

для развития мелкой моторики

 (движений кистей и пальцев рук)

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы рук соединяются ритмично в        «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

В гости к пальчику большому


«В гости»

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка» (При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих

рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами). И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

На двери висит замок,


«Замок»

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).

Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону).

Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

Стол стоит на толстой ножке,

(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

("стул").

Два бочонка под столом. («бочонки» обеими руками). Вот такой я видел дом. («дом»).


«В домике»

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, ("цветок с закрытыми лепестками»). Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки.

("корни").

«Зайцы»

Скачет зайка косой ("зайчик» правой рукой). Под высокой сосной. ("дерево» правой рукой). Под другою сосной ("дерево" левой рукой). Скачет зайка второй. («зайчик» левой рукой).

Идет коза рогатая,

("коза» правой рукой).

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик").


«Козы»

«Птички»

Птички полетели,

(«птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами). На деревья сели,

(«деревья»).

Вместе отдыхали.

(«птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

(«ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

«Мышиная семья»

Это папа - мышь.

( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка,

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши,

(рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик,

(дети складывают кончики пальцев вместе и приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой!

(дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

(дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей!

(дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький, а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

«Весёлый гном»

           Жил да был весёлый гном

           дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами.

(описывают руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами.

(пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

(руки высоко подняты над головой)

съесть он гору захотел, (подносят руки ко рту) только подавился! (дети смеются)

Ну а что ж весёлый гном? Так и спит глубоким сном!

(дети изображают спящего гнома)

Гимнастика для глаз

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗАХ

 Цель: снять болезненное ощущение.

  1. Закрыть глаза.
  2. Медленно перевести взгляд влево. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
  3. Медленно перевести взгляд вправо. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
  4. Повторить 9 раз.

ЗАЖМУРИВАНИЕ ГЛАЗ

 Цель: улучшить кровообращение.

  1. Глубокий вдох. Сильно зажмурить глаза. Задержать на 2 – 3 секунды.
  2. Быстрый выдох. Глаза распахнуть, рот широко открыть.
  3. Повторить упражнение 4 раза.

ПЕРЕФОКУСИРОВКА ВЗОРА

 Цель: улучшение процесса аккомодации и конвергенции.

  1. Поставить перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии 15 см от носа и посмотреть на него.
  2. Перевести взгляд вдаль на любой объект (постепенно увеличивая расстояние от 50 см до 6 метров).
  3. Перевести взгляд на указательный палец.

Упражнение выполняется медленно и быстро. Обращается внимание на чёткость фокусировки.

СВЕДЕНИЕ ГЛАЗ

 Цель: улучшение процесса конвергенции.

Тренирующийся следит за движениям карандаша при перемещении его от рас- стояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. Упражнение повторять 10 раз – перемещение по центру переносицы и по 10 раз перед каждым глазом.

ПИСЬМО

 Цель: развитие глазодвигательных функций.

Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написания букв. Чем больше размах движений глаз, тем больший эффект от упражнения. Желательно чередовать упражнение с лёгким массажем глаз пальцами через закрытые веки.

ЧАСЫ

 Цель: развитие глазодвигательных функций.

Представьте, что вы стоите близко к настенным часам, центр которых расположен прямо перед вашими глазами. В начале упражнения взгляд устремлён в центральную точку. Не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем также быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и снова вернитесь в центр. Необходимо «обойти» весь циферблат и по часовой стрелке, и против неё.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ

 Цель: активизировать кровообращение в области глаз.

  1. Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнение выполняйте 3 - 4 раза. Упражнение 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

МАССАЖ ГЛАЗ

 Цель: улучшение циркуляции крови в органе зрения.

  1. Сомкните веки обоих глаз на 3 – 5 секунд; повторите 6 – 8 раз.
  2. Быстро моргайте глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7 – 10 секунд.
  3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
  4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 секунд.
  5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6 – 8 раз.

 Игровой самомассаж

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка.

«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло.

Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Перед занятиями для концентрации внимания можно помассировать «точку ума» — указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз — в одну сторону, 9 — в другую).

А по окончании какого-либо занятия указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Массаж рук «Поиграем с ручками».

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

 Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза. д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

 Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

       РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ

 Работа в направлении (Родитель – Педагог – Ребенок)

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребенок. Я уверена, что каждый успех детей в творчестве и в личностном плане  следует довести до сведения родителей, тем самым воспитанник имеет возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на признание».

Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

  • Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
  • Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
  • Поддерживать        стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
  • Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с родителями.

Применяемые формы работы с родителями:

  • проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • педагогические беседы с родителями;
  • тематические консультации;
  • организация ―уголков для родителей‖;
  • мастер-классы.
  • оформление выставок.
  • работа с родительским активом группы.

Предварительная работа:

  1. Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.
  2. Составить анамнез семьи, социальный паспорт.

 В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями.

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
  2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
  6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

Направления работы с родителями по реализации опыта

Консультативно-рекомендательная работа.

Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.

Просветительная работа.

В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического  воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного  творчества.  Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры.

Практические занятия с родителями.

Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень интересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.

Совместная работа родителей и детей.

  1. Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и тематические праздники в детском саду.
  2. Посещение родителей с детьми выставок работ художников в краеведческом музее; походы в парк, дендрарий.
  3. Совместная помощь родителей и детей в изготовлении праздничных костюмов, украшении группы и участка к праздникам; изготовлении поделок к конкурсам.

Очень важно, чтобы родители  формировали у  своих  детей  уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

Цель:

  1. Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.
  2. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
  3. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности.
  4. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи:

  • Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
  • Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
  • Поддерживать        стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
  • Создать атмосферу общности интересов.

Сроки

Формы работы

сентябрь- ноябрь

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?».

Консультации «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника», «Развитие детей в игровой деятельности».

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной

деятельности детей».

Выступление на родительском собрании на тему: «Развитие творческих

способностей детей посредством нетрадиционного рисования».

Выставка детских рисунков «Это может ваш ребенок».

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Золотая осень».

декабрь-февраль

Консультации «Художник-печатник», «Рисунки из ладошки».

Мастер-класс «Вместо кисти – ладошка». Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

Выставка рисунков «Праздничная елочка».

Оформление книги детских рисунков по результатам проекта «Зимняя

сказка».

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Зимушка, зима».

Март-апрель

Консультации «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?», «Зачем

ребенку рисовать?».

Анкетирование родителей «Есть ли у вашего ребенка воображение?».

Выступление и показ мультимедийной презентации «Наше творчество».

Выставка рисунков «Поздравим маму с женским днем».

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Весенняя пора».

 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

  1. Да
  2. Очень умеренные способности
  3. У ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

  1. Бумага (белая, цветная)
  2. Краски
  3. Глина
  4. Пластилин
  5. Сангина
  6. Уголь
  7. Цветные мелки
  8. Наборы цветных карандашей
  9. Фломастеры
  10. Кисти
  11. Дополните свой ответ:

________________________________________________________________         .

  1. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью

ИКТ технологии?_____________

Компьютерные программы?___________________

Электронные пособия по изобразительной деятельности?__________________

Слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства?_________________________

Дополните свой ответ:

Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

  1. Берет, когда сам пожелает
  2. по разрешению взрослых
  3. Дополните свой ответ:  ____________________________________________________        

Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Никогда

Кого в основном просит ребенок?

               Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

  1. Предлагаете самому порисовать
  2. Обещаете порисовать в другой раз
  3. Включаетесь в творческий процесс по его просьбе Дополните свой ответ:

Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

  1. Картины (пейзаж, натюрморт и др.)
  2. Декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
  3. Не использую Дополните свой ответ:

Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?

          Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

  1. Да
  2. Нет

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства

презентация  на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...