Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
материал по теме

Трофимова Ольга Викторовна

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Трофимова О.В.  воспитатель

МБДОУ детский сад №57 «Радуга»

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.

Актуальность  опыта.  Однако,  в прошлом,  у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников  я изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.    

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Работа над этой темой позволила  выявить несколько существенных
противоречий, которые вы видите на экране.

Первое из них - это противоречие  между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определённая технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.

Третье противоречие - между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объёма информации и скорости её усвоения. Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.      

Новизна

  Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.    

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в использовании интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне), и опираться на них в процессе его творческого развития.

Целью опыта является развитие творческих способностей детей,
посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник  рисования.

При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

  1.  Развивать эстетическое восприятие художественных образов,      предметов и явлений окружающего мира;
  2.  Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками         рисования. 

3. Создавать условия для экспериментирования с художественными            материалами;

4. Формировать у детей технические навыки рисования.

5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность,  прививать навыки работы в группе и культуру труда.

6. Формировать умение брать на себя роль художника – творца.        

Для успешного развития творческих способностей детей необходимы    условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией (вы можете видеть их на экране)

  • создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
  • создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
  • введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
  • развитие наблюдательности; использование наглядности;
  • обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
  • последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
  • применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
  • учёт индивидуальных особенности детей.

Я считаю, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

С увлечением  занимаюсь с детьми  нетрадиционной техникой  рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

На мой взгляд, огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога и методы и приёмы, которые я использую в работе:

1.        Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2.        Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3.        Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4.        Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5.        Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, -лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6.        Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

На занятиях по изодеятельности использую следующие игры:

художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" , « Забавные рожицы»;

дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее", «На что похоже?», « Найди половинку»;

графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" , «Волшебные кляксы».

Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования, я строю поэтапно:

1 этап включает в себя основы художественных восприятий, развитие ощущений и представлений детей - 2я младшая группа.

2 этап включает в себя основы художественных представлений, выражение в рисунке восприятия мира, слов, музыки и цвета - средняя группа.

3 этап включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа, средствами музыки, цвета и рисунка - старшая группа.

Работа ведётся в следующих направлениях:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Планирование содержания своей работы я веду с учётом принципа сезонности, событийности и возраста детей. (Можете увидеть на экране на примере старшей группы)

Нетрадиционные техники рисования, которые я использую в разных возрастных группах детского сада:

Младший дошкольный возраст

  • рисование  жесткой полусухой кистью
  • пальчиком
  • рисование ладошкой
  • печатками из картофеля
  • оттиск пробкой

Средний дошкольный возраст 

  •     оттиск поролоном
  •     оттиск печатками из ластика, листьев
  •     восковые мелки + акварель
  •     рисование штрихом
  •     рисование мятой бумагой
  •     монотипия предметная

Старший дошкольный возраст

  •     монотипия пейзажная
  •     набрызг
  •     кляксография с трубочкой
  •     кляксография обычная
  •     кляксография с ниткой
  •     тычкование
  •     печать по трафарету
  •     акварельные мелки

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Для достижения поставленных целей и задач, в работе я использую, доступные для детей дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования.  

1. Тычок жесткой полусухой кистью: используется в любом возрасте. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками – используется с  двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой – используется с  двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Оттиск пробкой – используется с  трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5. Оттиск печатками из картофеля –  применяется возрасте от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6. Оттиск поролоном – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

7. Оттиск смятой бумагой – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

8. Восковые мелки + акварель – применяется возрасте от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

9. Печать по трафарету – применяется  возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

10. Монотипия предметная – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист пос-ле рисования нескольких украшений.

11. Кляксография обычная – применяется  возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

12. Кляксография с трубочкой -  применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

13. Кляксография с ниточкой – применяется  возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

14. Набрызг – применяется  возрасте от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

15. Отпечатки листьев – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

16. Акварельные мелки – применяется возрасте от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

17. Монотипия пейзажная – применяется возрасте  от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

18.  Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

19.  Рисование на камне.

20.  Роспись фигур из солёного теста и ракушек.

21.  Роспись фигур из гипса.

Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких направлениях:
- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны
консультации для родителей.

Формы работы с родителями

1.        Информационные листы, стенды «Нетрадиционные изобразительные техники»

2.        Родительские собрания «Развитие творческих способностей ребенка»

3.        Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в  становлении ребенка  как личности»

4.        Фотовыставки «Приглашение к творчеству»

5.        Выставка работ детей «Отражение мира  глазами  и руками ребенка»

Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.
Нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности и последовательности в воспитании детей. Воспитание не должно носить характер компании на короткий срок, а проводиться длительно, повседневно и систематически.
Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста были предметом обсуждения на родительском собрании, к которому готовились наглядные пособия по цвету, дидактические игры, игрушки для работы с детьми, художественные произведения, а также детские работы.
Родители могут воспользоваться рекомендациями для проведения совместных игр у воспитателя. Играя, ребенок учиться ориентироваться на плоскости, различать основные цвета, правильно определять геометрические фигуры, величины.
В группе имеется план по работе с родителями, который составляется ежемесячно.
Применяю индивидуальный подход к родителям в форме бесед и практических показов по развитию изобразительных и технических умений.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного  процесса.

             

Результативность

Для исследования использовалась методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» с целью определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Выполнение предлагаемых заданий должно было дать детям возможность, оттолкнувшись от отдельной детали, построить новый целостный образ, включив в него предлагаемые черты. Кроме того при выполнении заданий они должны были подчинить своё воображение определённой задаче, а не просто свободно фантазировать.  

  • По сравнению с началом работы уменьшился процент схематичных рисунков, без дополнительных деталей.
  • Качественная характеристика уровней выполнения заданий показала, что увеличилось количество детей, выполнивших задание на высоком уровне. На начало работы этот показатель был равен 6% - по окончании работы - он повысился до 25%. Налицо положительная динамика.

Выводы

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.   

В группе, с которой я работала, 20 детей. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств. 
За истекший период  2010 г. – 2013 г. определились результаты:

·     дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью  у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;

·     дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;

·     дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;

·     показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам. 

Список использованной литературы.

1.Астахов А.И. Воспитание творчеством - М, 1986 - 580 с.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М, Знание, 1981 - 98 с.

2. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1969 - 464 с.

4. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. - М, 1994 - 320 с.

5. Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.

6. Венгер А.А. Психология - М: Просвещение, 1988 - 24 с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997 - 93 с.

8. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1991 - 159 с.

9. Головин СЮ. Словарь практического психолога. Минск, 1998 - 85 с, 642 с. 10.Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по

изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 - С. 27

11.П.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1995 -64 с.

12.Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М: Наука, 1991 - 44 с. 13.Шадринов В.Д.

Н.Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб Питер Ком, 1999. 15.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М: Знание. 1986 - 96 с. 16.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. - М, 1984 - 128 17.Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой

деятельности  детей   старшего  дошкольного   и   младшего  дошкольного

возраста: Учебное пособие. / Мордовский -государственный педагогический

институт. - Саранск, 2000. - 70 с. 18.3ельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...

Проект: МЫ ТВОРИМ ПРЕКРАСНОЕ (развитие творческих способностей дошкольников посредством сочетания нетрадиционных материалов и техник изображения)

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в творческой деятельности дошкольников. Занятия творчес...


 

Комментарии

Лариса Владимировна Шилова010157

очень интересная работа.