Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
материал по рисованию на тему

Куликова Татьяна Андреевна

 

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс.

Тема: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

«Вся природа открывается чувству зрения

посредством цвета»

И.В.Гёте.

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток,  технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, буклеты.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

        Содержание.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего мастер – класса: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования». СЛАЙД 1

Цель: расширить ваши знания о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. СЛАЙД 2

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;

- повысить уровень вашего мастерства СЛАЙД 3

«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета»

И.В.Гёте

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский  СЛАЙД 4

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности – рисовании.Рисование является

  • одним из важнейших средств познания мира;
  • средством развития эстетического восприятия;
  • развитие цветовосприятия;  СЛАЙД 5

Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико.

Цветовосприятие:

  • создаёт фундамент для развития психических процессов;
  • способствует развитию речи;
  • помогает детям  полнее и  тоньше воспринимать предметы и явления окружающего  мира;

Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Мне кажется, что именно рисование нетрадиционными техниками – это своего рода игра, которая позволяет, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора.  СЛАЙД 6

Задачи работы с детьми

Младший – средний возраст:

  1. Формирование интереса к изодеятельности;
  2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
  3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах. СЛАЙД 7

Старший дошкольный возраст 

  • Продолжать формировать интерес к изодеятельности
  • Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы
  • Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче
  • Стимулировать активность, самостоятельность
  • Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов
  • Развивать эстетический вкус
  • Развивать самоанализ
  • Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора.  СЛАЙД 8

Характеристики нетрадиционных художественных техник:

  1. года: Оттиск пробкой  Оттиск печаткой из картофеля Обрывание бумаги Тычковая живопись Рисование пальчиками, ладошкой
  1. лет: Оттиск поролоном Оттиск пенопластом Оттиск печатками из ластика Оттиск смятой бумагой Восковые мелки + акварель Свеча + акварель Гуашь с добавками  СЛАЙД 9
  1. лет: Печать по трафарету Монотипия предметная «Знакомая форма – новый образ» Черно-белый граттаж Кляксография обычная Кляксография с трубочкой Кляксография с ниточкой Набрызг Отпечатки листьев Тиснение Акварельные мелки Тычкование Расчесывание краски Рисование от «пятна» Рисование по сырому СЛАЙД 10
  1. - 7 лет: Цветной граттаж Монотипия пейзажная Рисование по восковому подмалевку Батик Рисование солью Рисование скотчем Водяная печать Раздувание краски  СЛАЙД 11

И сегодня Я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые  предлагаются детям  дошкольного возраста (способы нетрадиционного рисования по группам).

-  Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу . Пожалуйста, желающие!  (ВЫХОДЯТ)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение.  Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)

- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенный на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ)  СЛАЙД 12

Итак!:

-  Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью воздуха: этонапример, рисование мыльными пузырями(образцы рисунков).

- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:

 гуашь,  жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.

- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ:ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА) (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование воздухом

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки.
  • Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
  • Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа педагогов

- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора  из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.

Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.

Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).

Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.

- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.  СЛАЙД 13

- Следующий способ - рисование ЛИСТЬЯМИ КАПУСТЫ(образцы рисунков).

Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья капусты.

Способ получения изображения: сначала берем лист капусты, закрашиваем его гуашью и далее печатаем им на листе. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:

- Если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится  замечательная зеленая елочка.

- Выбранный Вами цвет закрашивания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование листьями капусты

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • берем лист капусты, закрашиваем его гуашью
  • далее печатаем им на листе
  • Примечание: если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится  замечательная зеленая елочка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

При  рисовании  этим способом можно использовать в качестве материала не только листья капусты, но и многие другие листья овощей, цветов, деревьев и т. д.  СЛАЙД 14

- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).

- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.

- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок(технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование печаткой

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка,  гуашь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата)
  • Нанести рисунок на срез.
  • Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.
  • Вставить одноразовую вилку вместо рукоятки.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Как вы думаете, какие трудности  могутвозникнут при использовании данной техники при работе с детьми?  СЛАЙД 15

- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ(образцы рисунков).

- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.

 Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Этим способом я предлагаю завершить ваши работы(технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование поролоном

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Прижать поролон к штемпельной подушке с краской
  • Нанесите оттиск на бумагу
  • Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, поролон, и штемпельная подушка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов. СЛАЙД 16

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)

- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.

К   АУДИТОРИИ:

 - Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?

- Спасибо за ответы!

- Уважаемыеколлеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие вмастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены намастер классе, а так же классификацию нетрадиционных техник рисования во всех возрастных группах.

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем ... СЛАЙД 17

Благодарю за сотрудничество. Желаю всем творческих успехов!  СЛАЙД 18

Карточки для рефлексии:

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Технологические карточки:

СПОСОБ

Рисование воздухом

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки.
  • Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
  • Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

СПОСОБ

Рисование листьями капусты

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • берем лист капусты, закрашиваем его гуашью
  • далее печатаем им на листе
  • Примечание: если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится  замечательная зеленая елочка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

СПОСОБ

Рисование печаткой

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка,  гуашь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата)
  • Нанести рисунок на срез.
  • Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.
  • Вставить одноразовую вилку вместо рукоятки.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

СПОСОБ

Рисование поролоном

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Прижать поролон к штемпельной подушке с краской
  • Нанесите оттиск на бумагу
  • Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, поролон, и штемпельная подушка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...