МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств   для автоматизации звуков.

     Цель мастер-класса:

     Создание условий для практического взаимодействия педагогов  в процессе речевой коррекции и подготовки детей к школе.

       Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса  с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
  • Упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zvuki.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 «Радуга»

г. Губкин Белгородской области

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ,  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».

НОМИНАЦИЯ: «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

                       

         

             Подготовила:

Казакова Г.Н. воспитатель,

МАДОУ «Центр развития ребёнка

– детский сад №33 «Радуга»

 В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств   для автоматизации звуков.

     Цель мастер-класса: 

     Создание условий для практического взаимодействия педагогов  в процессе речевой коррекции и подготовки детей к школе.

       Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса  с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
  • Упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

       Актуальность:

        Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, поэтому существенное место в работе начинает занимать подготовка к обучению.

         В нашей группе  четыре ребёнка  с диагнозом ОНР 3 уровня, девять детей – с ОНР 3 уровня, стертая  дизартрия. Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение и недифференцированное, искаженное произнесение звуков. Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих.

        С целью коррекции дефектов речи у детей мы широко используем в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

       На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. [1,c.59]. В ходе автоматизации звуков развиваем  мелкую моторику рук, зрительное восприятие, мышление, внимание, память, логику, расширить словарный запас.

       Благодаря предлагаемым заданиям, процесс автоматизации звуков станет более эффективным и интересным. Предлагаем  задания, которые направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Данные игровые упражнения  помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

         Материал, оборудование:

     Оборудование для проведения: игрушки (киндер-сюрпризы), кубики или детали детского конструктора, шнурок или бельевая веревка,  тесьма,  схематичные рисунки, листы бумаги, фломастеры.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.  - Добрый день, уважаемые коллеги!   Мы решили сегодня познакомить вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков в речи детей. Вы сможете на практике поупражняться  в проведении игр на автоматизацию.

Практическая часть:

 Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»     (Ответы слушателей …)

    - В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра. Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры и дидактические упражнения, которые помогут вам  проводить занятия с детьми.

     Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.

     Доказано: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [2, c.73].   Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе мы применяем  игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.

     Для вашего внимания мы подготовили небольшую выставку дидактических пособий, которые в игровой форме позволяют не только  автоматизировать звук, но и  развивать мелкую моторику.

   

     Игра  «Магазин».

Цель: выделение слов с заданным звуком.

Ход игры:   Для нее нам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки. В «Магазине» можно  купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

     Игра  «Строим башню». 

Цель: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ход игры: Для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Ребенок называет слова и строит башню. Можно устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

       Игра «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу» .

Цель: автоматизация звуков в словах.

 Ход игры:     Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова с определённым  звуком. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

     Игра  «Волшебный клубочек»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи.

 Ход игры:     Предлагается  намотать тесьму в клубочек, четко проговаривая  определённые предложения, чистоговорки.

 

     Игра «Буратино и Мальвина собираются в школу»

Цель:   определение и дифференциация звуков в словах.

Ход игры:    Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.

     Игра «Ёжик»

Цель:  произношение и дифференциация  слов со звуками.      

Ход игры:   На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова нужно  подрисовывать ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации педагог произносит слова со смешиваемыми звуками, необходимо  повторять слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.

     Игра  «Цветные полоски»

Цель: автоматизация звука [р] в слогах.

Ход игры:   На столе лежат несколько разноцветных полосок. Каждый цвет обозначает определённый слог. Например, красный – «ра», желтый – «ро», синий – «ру», зелёный – «ры».  Выполняя задание, нужно нажимать указательным пальцем на полоски и произносит слоги.

     Игра «Бабушкины бусы»

Цель: автоматизация звука [с] в слогах.

Ход игры:   Взять бусины разных цветов и размеров. Выполняя задание, нанизывать бусины на нитку и повторять заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины  произносить слог громко, а нанизывая, маленькие – тихо.

     Игра  «Собери урожай».

Цель: дифференциация звуков в  словах, актуализация словаря по теме.

Ход игры:   На столе картинки с изображением овощей и фруктов, плоскостные

дерево и грядка. Играющий  должен сначала «собрать» овощи и фрукты со одним заданным звуком, а затем с другим звуком. Например, со звуком «р» - морковь, картошка, помидор, горох, кукуруза, груша, виноград, хурма, персик; со звуком «л» - лук, свекла, яблоко.

   

 Игра «Зоопарк».

Цель: выделение заданного звука из слов.

Ход игры:   Нужно «расселить» зверей по вольерам. Предлагается  выбрать

картинку, в названии которой есть заданный звук, и положить под

соответствующим символом звука.

С: собака, лиса, слон, носорог.

Ш: мартышка, лошадь, мышка.

З: обезьяна, коза, заяц, зебра.

Ж: ежик, жираф.

Л: волк, белка, лама, лев.

Р: тигр, рысь, верблюд, дикобраз, морж.

Рефлексия.

      Выше перечисленные приемы способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память, повышают и улучшают эмоциональную составляющую. А самое главное – эффективно и продуктивно автоматизируют звуки речи.

Педагогам предлагается  отметить наиболее интересную игру.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, совершенствуя их речь и открывая им интереснейший мир знаний.

Литература.

  1. В.А. Ковшиков, Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы /  – М.: Спб., 1995.
  2. Л. Н. Шинкарёва Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста /  2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Методическая разработка по психолого-педагогической подготовке детей к обучению в школе....

Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению".

Статья "Развитие фонематических функций как одно из условий подготовки детей к школьному обучению"....

Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как средства мотивации к обучению и социализации»....