Зачем ребенку рисовать?!
электронный образовательный ресурс на тему

Но что же такое детская изобразительная деятельность? Чем должен овладеть ребенок, чтобы она осуществлялась успешно? Исследователи детского изобразительного творчества – Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить

В благоприятных условиях воспитание чувства красоты и искусство с особой силой влияют на ребенка. Эстетический материал, который можно черпать из окружающего мира или из художественных произведений, будет оказывать большое влияние на процессы восприятия, мышления и на общее психическое развитие детей дошкольного возраста. В этом нам помогают и придают воспитанию ребенка особую яркость конкретные компоненты изобразительной деятельности – стройность сюжета, слаженность эстетического по форме, цвету, композиции.

Изобразительная деятельность способна всесторонне развивать ребенка. Для умственного развития имеет многообразное значение: раскрывает перед ребенком реальный мир, суть происходящих в нем явлений, значение предметов окружающего мира и воспитывает ценностное, участливое, эстетическое отношение ко всему вокруг, дает много знаний, расширяет кругозор ребенка, учит лучше видеть и понимать действительность.

В детях необходимо формировать эстетические навыки отношения к окружающему нас миру. Важно не только учить их техническим навыкам в разных видах искусства, но и формировать ценностное, творческое понимание окружающего. Эти умения необходимо начинать воспитывать с семьи, продолжать развивать, закреплять и совершенствовать в саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РИСОВАТЬ?!

Советский ученый В.И. Кириенко, отмечает, что начинать обучать детей изобразительной деятельности необходимо с раннего возраста, так как тонкая дифференцировка движений руки легче вырабатывается в раннем возрасте [1].

Но что же такое детская изобразительная деятельность? Чем должен овладеть ребенок, чтобы она осуществлялась успешно? Исследователи детского изобразительного творчества – Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить [2, 3, 4, 5, 6].

Все представления ребенка об объектах и явлениях окружающего мира формируются на основе восприятия, но только эмоционально-эстетически окрашенного, которое начинает развиваться с раннего детства. Сам ребенок не может овладеть эстетическим, образным восприятием. Без направленного руководства взрослого, как правило, малыш глух к красоте окружающего мира. Но ведь именно то, как мы видим и относимся к этой красоте и есть главное условие образного отражения предметов, явлений и выражения своего отношения к изображаемому [7].

Для того чтобы развить эстетическое восприятие необходимо вовлечь малыша в процесс целенаправленных наблюдений и рисования с натуры, по памяти, с декоративных композиций и др. Именно так в результате изобразительной деятельности развивается воображение, обогащается разнообразие впечатлений. Как считает А.Н. Леонтьев – важным компонентом любой деятельности являются операции, т.е. способы осуществления деятельности [8].

В благоприятных условиях воспитание чувства красоты и искусство с особой силой влияют на ребенка. Эстетический материал, который можно черпать из окружающего мира или из художественных произведений, будет оказывать большое влияние на процессы восприятия, мышления и на общее психическое развитие детей дошкольного возраста. В этом нам помогают и придают воспитанию ребенка особую яркость конкретные компоненты изобразительной деятельности – стройность сюжета, слаженность эстетического по форме, цвету, композиции.

«Воспитательное значение произведений искусства в том, прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения», – писал профессор Б.М. Теплов [9].

Изобразительная деятельность способна всесторонне развивать ребенка. Для умственного развития имеет многообразное значение: раскрывает перед ребенком реальный мир, суть происходящих в нем явлений, значение предметов окружающего мира и воспитывает ценностное, участливое, эстетическое отношение ко всему вокруг, дает много знаний, расширяет кругозор ребенка, учит лучше видеть и понимать действительность.

Любая картинка, скульптура, фотография, игрушка воспринимаются ребенком не как застывший образ, который в них отображен – в воображении малыша они вызывают цепь событий, действий, явлений. Ребенок тут же стремиться высказать свои предположения, умозаключения, которые появились благодаря восприятию изобразительных произведений.

Чтобы осуществить свой замысел, ребенок должен, прежде всего, проанализировать, из каких частей состоит сюжет или предмет, где и как его лучше расположить. Вместе с этим ребенок должен понять, как лучше объединить части предмета или картины. Таким образом, изобразительная деятельность детей является активным упражнением ребенка в мышлении, памяти и процессов воображения.

Ребенка поражает богатая жизнь окружающего мира, восхищает его динамика, ритм форм, разнообразие красок, звуков. В этот мир вводить малыша нужно смелее, широко знакомить с его образами в искусстве – в поэзии, в литературе, в живописи, потому что глубоко воспринятая красота окружающего мира в детстве, может на всю жизнь запечатлеться в чувствах и мыслях человека.

Активное воспитательное использование эстетики в быту семьи и детского сада развивает в детях любовь к красоте, художественный вкус, культурно-эстетические потребности и навыки. Опрятный красивый вид помещения, светлая и спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, правильно разложенные игрушки, цветы, картины, скульптура, опрятный вид детей и взрослых – все это не только радует ребенка, но и воспитывает в нем эстетические навыки, развивает вкус, бережное отношение к предметам, учит любить и понимать искусство, уметь ценить красивые вещи.  При этом очень важно отношение воспитателя и родителей к искусству, их вкус и забота о поддержании вместе с детьми опрятности и красоты детского быта [10].

Специфика эстетического воспитания дошкольника состоит в том, что с его помощью закладываются основы будущего благополучного обучения ребенка в школе, формируются значимые психические процессы, создаются компоненты различных способностей.

Эстетическое воспитание это непрерывный процесс, который осуществляется не только воспитателями и педагогами. Необходимо, чтоб он начинался в семье и уже продолжался в детском саду, а затем в школе и других учебных заведениях. Самым важным является личный пример родителей. Ведь в жизни ребенка это первые люди, с которым он начинает общаться и воспринимать их поведение и отношение к окружающему миру, а значит эстетически развиваться.

В детях необходимо формировать эстетические навыки отношения к окружающему нас миру. Важно не только учить их техническим навыкам в разных видах искусства, но и формировать ценностное, творческое понимание окружающего. Эти умения необходимо начинать воспитывать с семьи, продолжать развивать, закреплять и совершенствовать в саду.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать главную цель эстетического воспитания дошкольников: это обучение ребенка умению видеть и эмоционально оценивать прекрасное, в любом его проявлении; формировать желание и необходимость получать эстетические переживания, рассматривая, анализируя и создавая прекрасное; умение оценивать проявления окружающего мира с точки зрения его соответствия эстетическим идеалам; воспитание личностных представлений о прекрасном в человеке, природе, искусстве. На пути к данной цели необходимо, чтоб были решены следующие задачи: развивать в ребенке способности видеть, оценивать и создавать прекрасное, вырабатывать эстетические вкусы и идеалы, подталкивать к развитию творческих способностей, формировать гармонично развивающуюся личность.

1. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко – М.: Просвещение, 1959 – 299 с.

2. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев – М.: Просвещение, 1961. – 223 с.

3. Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества / В.С. Кузин – М.: Просвещение, 1971. – 144 с.

4. Терентьев, А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев – М.: Просвещение, 1937. – 138 с.

5. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина – М.: Просвещение, 1965. – 214 с.

6. Флерина, Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Пособие для высшых пед. учебн. заведений и пед. техникумов / Е.А. Флерина – М.: Учпедгиз, 1934. – 96 с.

7. Комарова, Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 6. – 44-50 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

9. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Изв. АПН РСФСР. – 1947. – №11. – 13 с.

10. Щацкая, В. Пути эстетического воспитания / В. Шацкая // Дошкольное воспитание. – 1967. – №11. – 111-113 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем ребенку развивающие игры

Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать...

Родительское собрание для пап "Зачем ребенку нужен папа?"

Если заглянуть на любое родительское собрание в детском саду или школе, то 90%, а то и все 100% из  присутствующих там - это мамы. К сожалению, мужчины зачастую самоустраняются от воспитания дете...

Зачем ребенку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?         Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Что...

Папка передвижка "Зачем ребенку воображаемый друг"

tit_list.jpg 1_str..jpg 2_str..jpghttp://letitbit.net/download/06600.0f4dbe9a63548b3fd21b7ca508fa/%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BC_%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD...

Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»

Формирование у родителей представлений о способах  содержательного общения с ребенком....

Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»

Формирование у родителей представлений о способах  содержательного общения с ребенком....