Учим младших дошкольников играть
статья (младшая группа) на тему

Ситникова Ольга Викторовна

Игра в дошкольном учреждении должна быть неотъемлемой частью жизни детей. Для этого воспитателям необходимо активно участвовать  в играх детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учим младших дошкольников играть

Игра в дошкольном учреждении должна быть неотъемлемой частью жизни детей. Для этого воспитателям необходимо активно участвовать  в играх детей. В младших группах воспитатель  может быть главным в игре  или же брать роль старшего в  игре с детьми. В последнем случае  роль воспитателя в игре не главная – детям  принадлежит инициатива, а воспитатель только направляет в русло воспитательного воздействия, объединяет детей в игре. При этом дети с воспитателем сотрудничают.

        Воспитатель по своей инициативе чаще всего организует дидактические игры, для умственного развития ребенка. В дидактических играх решаются поставленные учебные задачи, в которых усваиваются способы действий, умения, навыки, знания.  Помимо общеразвивающего значения, дидактические игры с успехом используются для решения коррекционных задач  умственного и речевого развития дошкольников. Дидактические игры классифицируются по характеру используемого материала на следующие виды:

•        Игры с предметами – это игры с реальными предметами, дидактическими игрушками (в качестве которых выступают бочонки, шары, матрешки и т.д.), мозаикой природным материалом (листьями, плодами, шишками, семенами, камушками, ракушками, песком, глиной).

•        Настольно-печатные – это такие виды игр, как: разрезные картинки, парные картинки, лото, домино, мозаика, складные кубики и другие.

•        Словесные игры направлены на формирование грамматически правильной, связной и выразительной речи, обогащение словаря детей («Чудесный мешочек», «Что предмет расскажет о себе», «Музей»).

В дидактических играх производят интеллектуальные действия, которые связанны с конкретными мыслительными операциями: обобщение, выделение признака, сравнение, сериация и классификация (группировка), исключение предмета или признака, выявление оснований классификации, исключение лишнего,  системный осмысленный поиск по условию, и многие другие.

        Дидактические игры проводят в специально отведенное время на занятиях,  и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимом домашнем животном, о любимой игрушке и т.д. Дети любят играть в  ответы на вопросы воспитателя: «Какие животные домашние?», «Какие животные дикие?» Прежде чем играть в такие игры, детей знакомят с животными, а затем обучают рассказывать о домашних животных, лесных жителях,  героях из сказок и т.д.

        В дидактические игры можно играть со всей группой на занятиях, так же можно играть с подгруппами. Дидактические игры связаны не только со словами, но и с явлениями жизни, с предметами или моделями. При помощи дидактических игр у детей расширяется  кругозор, развивается познавательная активность, обогащается  речь.

В дидактических играх обязательно должно отражаться содержание учебного материала, выделяться задачи игры, присутствовать правила игры, определенные действия играющих, подводиться итоги игры, объявляется  конечный результат. Дидактические игры направлены на  освоение и закрепление определенных новых или повторения уже известных знаний. На занятиях по ФЭМП проводится дидактическая игра, направленная на освоение  понятий  «величина», «больше», «меньше», названия геометрических фигур,  подбираются задания, связанные с этими понятиями. Например, детей просят подобрать к домику окошки - геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), чтобы закрыть окошки. Или подобрать птичкам разной величины гнезда соответствующего размера.  

Воспитатель подсказывает  сюжет игры в сюжетно-ролевой игре младших дошкольников. Л.С. Выготский определил, что творческая ролевая игра - «ведущая деятельность дошкольника», в ней формируются многие  психологические особенности ребенка, но главной в творческой ролевой игре является способность руководствоваться этическими инстанциями. В ролевой игре дети берут на себя роли взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Разыгрывая роль, ребенок перевоплощается. Успешность его перевоплощения непосредственно связана с набранным опытом, как хорошо  развиты его чувства, фантазия, его интересы. Игра с сюжетом, то есть режиссерская игра  впервые проявляется  на границе раннего возраста и дошкольного возраста, в которой  ребенок  использует предметы с игровым смыслом (стульчик, провозимый ребенком, превращается в воображении в машину). В режиссерских играх младших дошкольников сюжет примитивен и выполняемые действия однообразны. Далее появляется образно-ролевая игра. В этой игре ребенок представляет себя кем угодно и чем угодно и  действует соответственно этой роли. Такая игра разворачивается под ярким интенсивным переживанием: ребенок увидел картину, которая поразила его и ребенок в своей игре воспроизводит образ, который эмоционально вызвал отклик.

К середине дошкольного возраста режиссерская и образно-ролевая игра развивается в сюжетно-ролевую игру. Затем из сюжетно-ролевой игры развиваются игры с правилами. И.Ю. Кулагина определила, что появление новых видов игр не отменяются старые игры, освоенные детьми – все они остаются и т совершенствуются. Дети разыгрывают в  сюжетно-ролевой игре человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, которого наделяют определенной ролью. В играх с правилами четко выполняются правила игры, и роль уходит на второй план; так же появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).  

Сюжетно-ролевых игр много. Например: "Шоферы", "Скорая помощь",  "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Семья" и т.д. Главное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игре дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

        Часто воспитатель видит, что дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры: часто ссорятся при определении сюжета игры, не могут придумать тему, ее правила. Для этого воспитатель тактичного поддерживает, направляет детей,  руководит игрой, а затем становится участником  игры.  

        Сюжетно-ролевая игра может длиться один день или половину дня, так же игра может быть длительной от двух  до несколько дней. Такая игра  называется сюжетно-ролевой с продолжением. К такой игре нужно подготовиться. Дети придумывают сюжет игры, а затем детям нужно продумать, что необходимо приобрести для этой игры. Так же можно привлечь и родителей в оформлении  игры.

        Главной задачей для воспитателя  - разнообразить впечатления, создать положительную эмоциональную атмосферу, создать представления об окружающем мире.

        Дети очень любят играть со строительным материалом: с песком, снегом, кубиками, различным конструктором. В эти игры любят играть и мальчики и девочки.

        При помощи строительных игр у детей развивается творчество, расширяется знание о цвете, форме, развивается пространственное воображение, дети учатся создавать различные модели. В строительные игры дети играют  группой коллективом, и поэтому  развиваются взаимоотношения между детьми, учатся внимательно относиться к другим детям, в этих играх дети общаются со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся видеть результат коллективной игры, учатся доводить начатое дело до конца. В ДОУ создаются специальные  уголки и условия для строительных игр: оборудуется место для удобства игры, подбираются различные наборы игрушечно-строительного материала и т.д. Дети при помощи воспитателя изображают на листе бумаги  будущую постройку, воспитатель учит детей младшего возраста, собирать детали, крепить детали друг к другу,  оформлять постройку.

        Необходимо формировать у детей положительные эмоции от совместной деятельности при помощи похвалы, слов благодарности за интересные предложения.

        В театрализованных играх дети  любят изображать роль сказочного героя, героев мультфильмов. При помощи театрализованных игр у детей увеличивается словарный запас, учатся диалогической речи, дети учатся в речи последовательно передавать   действия сюжета сказки, рассказа. Театрализованные игры помогают запомнить содержание произведения, влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми. Дети воспроизводят в игровой форме образы своих героев, передают  характер персонажа – хитрость, жадность, щедрость и т.п. Все эти качества передаются в игровой форме и, затрагивают эмоциональную сферу ребенка, ребенок  нравственно и эстетически развивается.

        Подбирать произведения для театрализованных игр нужно очень внимательно, необходимо учитывать наличие интересных диалогов, число героев, динамику действий, т.е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

        Воспитатель в театрализованной игре помогает детям научиться диалогу, перевоплощению в героя. Выбранное литературное произведение несколько раз перечитывает детям, затем разыгрываются отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особенно успешно театрализованные игры проводят в настольном, теневом и кукольном театрах.  

        Подвижные игры используются воспитателями для решения задач физического воспитания в ДОУ.  Эти игры воспитывают у детей  доброжелательность, не смеяться над проигравшими, формируют умения, смекалку, осваивают ритмические движения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т.д.

        Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм. Воспитателям необходимо научить детей в процессе игры слушать музыку и  эмоционально настроиться от жанра музыки. Так же воспитывается эстетическое отношение, формируется и развивается музыкальность детей.

        Воспитатель работает совместно с музыкальным руководителем, организуют  движения в  группе под определенную музыку, помогают разучивать хороводные песни и народные музыкальные игры.

        Игрушки в детских играх обязательны, независимо от направленности или характера игры. Игрушки – незаменимы для  дошкольного детства. Воспитатели должны правильно подобрать игрушки для детей,  учитывая возрастные особенности детей.

        Все детские игрушки  подразделяются на образные, технические, строительные материалы, спортивные, музыкальные, театральные. В наше время детям особенно нравятся  электронные игрушки.

        Для использования игрушек необходимо  знакомить детей с каждой новой игрушкой, которую вносит воспитатель в группу. Воспитатель знакомит с игрушкой детей:  совместно с детьми рассматривают ее, вместе думают, где, в какой игре можно использовать эту игрушку. У детей формируют навык ухаживания за игрушками, мыть игрушки, стирать кукольные платья, причесывать кукол, одевать кукол, после того, как поиграли,  убирать каждую игрушку на свое место.

        В режиме дня ДОУ в любой возрастной группе отводится время для детских игр, и оно незаменимо. На прогулке проводится  большее количество игр. Часто игры бывают смешанного вида: строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные  с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. М.: Просвещение, 2010. 96 с.

2.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. –М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для младших дошкольников "Игры с прищепками"

«Подборка необычных заданий и игр для развития познавательной сферы ребенка»...

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

         Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки ...

Памятка для родителей младших дошкольников «Игры с прищепками»

Памятка для родителей младших дошкольников  «Игры с прищепками»...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игр...

Консультация для родителей младших дошкольников "Играем дома"

В данной консультации предлагаются игры, в которые могут поиграть родители со своими детьми дома. Игры не потребуют особых материальных затрат, так как все, что для них требуется, есть практически в к...

Методическая разработка по речевому развитию младших дошкольников "Играем со звуками"

Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь....