Консультация для педагогов Тема: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология"
статья по теме

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

   

 

Консультация для педагогов

Тема:  «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»

 

         

 

Разработала  воспитатель

 Мамаева П.К.

 

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалан6сированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.

Но здоровье - это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия.

Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название - «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика) .
  • Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж).
  • Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Функции сказок:

  1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о постановке целей;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки) .

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни; • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

Одна из важных функций сказочной истории – это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Рассмотрим         типологию         сказок,         которую         предлагает         Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

  1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
  2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

  1. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».

При работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы сказка Л. Пантелеев «Две лягушки».

  1. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
  2. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

  1. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). Основные методы, используемые в сказкотерапии:

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях.

Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

        У         него         не         сформировано         чувство         меры.         В         этом         случае

психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) .

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
  3. Сказочный         сюжет         должен         разворачиваться         в         определенной последовательности:
  • Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. • И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

  • Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

  • Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

  • Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

  • Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

4. Анализ сказочного сюжета - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
  • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)
  • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
  • Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
  • Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
  • Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

В заключение хочется сказать, что сочинить сказки для детей может каждый. В начале это не легко, но этому можно научиться. Вместо ссор, поучений и наказаний просто… сочините вместе с ребенком сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у ребенка, подростка или взрослого. И что самое главное – поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. Ведь терапевтические истории предлагают различные варианты действий. Успеха вам!

 

Использованная литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии».
  4. Заряна и Нина Некрасовы. Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф. Змановский "Здоровый дошкольник"

Материалы консультации раскрывают для педагогов ДОУ  понятие "здоровьесберегающие технологии", систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с современными здоровьесбере...

Консультация для педагогов "Педагогика здоровья и здоровьесберегающие технологии в летний оздоровительный период"

                        Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему    ...

Консультация для педагогов на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»

    Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их испо...

Консультация для педагогов "Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"

quot;Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ"...

Консультация для педагогов: "«Игрорелаксация, как вид здоровьесберегающей технологии"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...

Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...