Рабочая программа дополнительного образования "Радуга"
рабочая программа на тему

Ландейс Татьяна Сергеевна

                                                                                                    Утверждено

                                                                                              Заведующей МБДОУ №366

                                                                                              Носовой Г.В.____________

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 дополнительного образования

 «Радуга»

для детей 4-5 лет

для детей 5-7 лет

 

 

 

                                                   Составитель:

Педагог по Изодеятельности

Ландейс Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

2016

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     Содержание образовательной деятельности

3.     Информационно-методическое обеспечение

4.     Диагностика

5.     Характеристика детей 4-5 лет

6.     Примерный учебно-тематический план для детей 405 лет

7.     Характеристика детей 5-7 лет

8.     Примерный учебно-тематический план для детей 5-7 лет

 

1.    Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «ИЗО». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «ИЗО»  отводится немного времени. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Радуга» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде .

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (декупаж, квиллинг, выжигание, тестопластика и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
            Подведение итогов осуществляется в виде составления  книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

           Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

 

2.    Содержание образовательной деятельности

Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет и 5-7 лет. Продолжительность обучения 1 год.  Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

     В программу кружка «Радуга» входит ряд разделов «Декупаж», «Батик», «Тестопластика», «Работа с деревом», «Прикладное творчество», «Квиллинг».

     В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Технологии обучения:

-    игровая технология;

-   технология, опирающиеся на познавательный интерес ;

-   проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

•                игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;

•                игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;

•                постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

•                игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

•                использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

•                цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

•                механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

•           активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);

•           обучение с учётом закономерностей детского развития;

•           опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);

•           ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

•           развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;

•           особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;

•           способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);

•           интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;

•           завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

 

 

 

Целевые ориентиры образования :

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- владеет простейшими навыками самообслуживания;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

- проявляет интерес к сверстникам;

- наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится  двигаться под музыку;

- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

 - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;  

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ребенка на одну ступень - ребенок заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

    Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

Методические указания:

     В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

     Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

    

Разделы программы.

I. «Квиллинг». (3 занятий)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

2. «Работа с деревом». (3 занятия)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

3. «Батик». (3 занятия)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
4. «Прикладное творчество». (9 занятий)

Нитки, пуговки, ткань и т.д. – один из самых ярких материалов.

Материал является достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

5. «Тестопластика». (13 занятий)

Работа с тестом  способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из теста, узнают его свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с тестом расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

6. «Декупаж» (9 занятий)

    Техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

  

Диагностика

4 – 5 лет:

Сенсорное развитие:

-          различает и называет основные формы, основные цвета, параметры величины;

-          использует эталоны как обозначенные свойства и качества деталей, предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.);

-          подбирает детали по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

Развитие конструктивной деятельности:

-    использует материалс учётом их конструкторских свойств;

-    осуществляет анализ;

-        пользуется простыми способами конструирования, владеет способами построения замысла;

- проявляет интерес и бережно относится к результатам конструктивного творчества.

Развитие детского творчества:

-                   сочетает различные детали при воплощении индивидуального замысла;

-                   самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире;

-                   создает технические модели, изображения животных и человека.

5 – 7 лет

Сенсорное развитие:

-          различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

-          обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

-          классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям.

Развитие конструктивной деятельности:

-          использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;

-          способен соотносить  предмет с его назначением;

-          самостоятельно отбирает необходимые  детали.

Развитие детского творчества:

-                   принимает участие в создании коллективных сооружений;

-                   реализует собственные замыслы;

-                   варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств .

 

Информационно-методическое обеспечение

 

1.     Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.

2.     Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.

3.     Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009

 

Характеристика детей 4-5 лет

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественной   деятельностью у мальчиков и девочек.

К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Деятельность начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую работу и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут  изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать  техникой работы с ножницами.  Составляют  композиции из готовых и самостоятельно  вырезанных простых форм.

В продуктивной деятельности  дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. 

 

Примерный учебно-тематический план для детей 4-5 лет

занятия

Тема занятия

Техника исполнения

Кол-во

часов

1

Носовой платочек

Батик

30 мин

2

Подарок маме

Батик

30 мин

3

Лесная сказка

Батик

30 мин

4

Котенок из носка

Прикл. творчество

30 мин

5

Коллаж из ткани

Прикл. творчество

30 мин

6

Коллаж из пуговок

Прикл.творчество

30 мин

7

Елочная игрушка

Прикл. творчество

30 мин

8

Коллаж из лент

Прикл. творчество

30 мин

9

Снежный шар

Прикл. творчество

30 мин

10

Бусы (подарок маме)

Прикл. творчество

30 мин

11

Коллаж из пуговок

Прикл. творчество

30 мин

12

Плетение из лент

Прикл. творчество

30 мин

13

Разделочная доска

Декупаж

30 мин

14

Веселый кот

Декупаж

30 мин

15

Создай свой образ

Декупаж

30 мин

16

День Валентина

Декупаж

30 мин

17

Елочная игрушка

Декупаж

30 мин

18

Свободная тема

Декупаж

30 мин

19

 

Свободная тема

Декупаж

30 мин

20

Яйцо на пасху

Декупаж

30 мин

21

Свободная тема

Декупаж

30 мин

22

Воздушные шарики

Квиллинн

30 мин

23

Букет цветов

Квиллинн

30 мин

24

Сердце доброты

Квиллинн

30 мин

25

Подводный мир

Тестопластика

30 мин

26

Отпечаток руки

Тестопластика

30 мин

27

Композиция из шариков

Тестопластика

30 мин

28

Веселая гусеница

Тестопластика

30 мин

29

Новогодняя елка

Тестопластика

30 мин

30

Мышка на сыре

Тестопластика

30 мин

31

8 марта

Тестопластика

30 мин

32

Волшебный брелок

Тестопластика

30 мин

33

Кудрявый барашек

Тестопластика

30 мин

34

Портрет папы

Тестопластика

30 мин

35

Печеньки

Тестопластика

30 мин

36

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

37

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

 

 

Характеристика детей 5-7 лет        

   В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно сле­довать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те­перь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество  деталей. Совершенствуется и усложняется техника . Дети могут передавать  характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны работать по схеме, фотографиям, заданным усло­виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Пу­тем складывания бумаги в разных направлениях делать игруш­ки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

 

Примерный учебно-тематический план для детей 5-7 лет

занятия

Тема занятия

Техника исполнения

Кол-во

часов

1

Носовой платочек                   (с усложнением)

Батик

30 мин

2

Подарок маме                            (с усложнением)

Батик

30 мин

3

Лесная сказка      (с усложнением)

Батик

30 мин

4

Котенок из носка  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

5

Коллаж из ткани  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

6

Коллаж из пуговок  (с усложнением)

Прикл.творчество

30 мин

7

Елочная игрушка  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

8

Коллаж из лент   (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

9

Снежный шар  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

10

Бусы (подарок маме)  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

11

Фото рамка

Прикл. творчество

30 мин

12

Плетение из лент  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

13

Разделочная доска  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

14

Веселый кот (с усложнением)

Декупаж

30 мин

15

Создай свой образ  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

16

День Валентина  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

17

Елочная игрушка   (с усложнением)

Декупаж

30 мин

18

Свободная тема  

Декупаж

30 мин

19

 

Свободная тема   (с усложнением)

Декупаж

30 мин

20

Яйцо на пасху    (с усложнением)

Декупаж

30 мин

21

Свободная тема  

Декупаж

30 мин

22

Воздушные шарики  (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

23

Букет цветов (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

24

Сердце доброты   (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

25

Подводный мир   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

26

Отпечаток руки   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

27

Композиция из шариков   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

28

Дед-мороз

Тестопластика

30 мин

29

Новогодняя елка  (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

30

Мышка на сыре    (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

31

8 марта (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

32

Волшебный брелок   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

33

Кудрявый барашек   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

34

Портрет папы   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

35

Печеньки(с усложнением)

Тестопластика

30 мин

36

Свободная тема  

Тестопластика

30 мин

37

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

 

 

 

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Утверждено

                                                                                              Заведующей МБДОУ №366

                                                                                              Носовой Г.В.____________

Рабочая программа

 дополнительного образования

 «Радуга»

для детей 4-5 лет

для детей 5-7 лет

                                                   Составитель:

Педагог по Изодеятельности

Ландейс Татьяна Сергеевна

2016

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание образовательной деятельности
  3. Информационно-методическое обеспечение
  4. Диагностика
  5. Характеристика детей 4-5 лет
  6. Примерный учебно-тематический план для детей 405 лет
  7. Характеристика детей 5-7 лет
  8. Примерный учебно-тематический план для детей 5-7 лет

  1. Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «ИЗО». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «ИЗО»  отводится немного времени. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Радуга» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде .

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (декупаж, квиллинг, выжигание, тестопластика и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
           Подведение итогов осуществляется в виде составления  книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

           Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

  1. Содержание образовательной деятельности

Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет и 5-7 лет. Продолжительность обучения 1 год.  Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

     В программу кружка «Радуга» входит ряд разделов «Декупаж», «Батик», «Тестопластика», «Работа с деревом», «Прикладное творчество», «Квиллинг».

     В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Технологии обучения:

  •  игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес ;
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Целевые ориентиры образования :

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- владеет простейшими навыками самообслуживания;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

- проявляет интерес к сверстникам;

- наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится  двигаться под музыку;

- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

 - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;  

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ребенка на одну ступень - ребенок заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

    Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

Методические указания:

     В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

     Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

    

Разделы программы.

I. «Квиллинг». (3 занятий)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

2. «Работа с деревом». (3 занятия)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

3. «Батик». (3 занятия)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
4. «Прикладное творчество». (9 занятий)

Нитки, пуговки, ткань и т.д. – один из самых ярких материалов.

Материал является достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

5. «Тестопластика». (13 занятий)

Работа с тестом  способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из теста, узнают его свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с тестом расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

6. «Декупаж» (9 занятий)

    Техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

  

Диагностика

4 – 5 лет:

Сенсорное развитие:

  • различает и называет основные формы, основные цвета, параметры величины;
  • использует эталоны как обозначенные свойства и качества деталей, предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.);
  • подбирает детали по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует материалс учётом их конструкторских свойств;
  • осуществляет анализ;
  • пользуется простыми способами конструирования, владеет способами построения замысла;

- проявляет интерес и бережно относится к результатам конструктивного творчества.

Развитие детского творчества:

  • сочетает различные детали при воплощении индивидуального замысла;
  • самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире;
  • создает технические модели, изображения животных и человека.

5 – 7 лет

Сенсорное развитие:

  • различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям.

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
  • способен соотносить  предмет с его назначением;
  • самостоятельно отбирает необходимые  детали.

Развитие детского творчества:

  • принимает участие в создании коллективных сооружений;
  • реализует собственные замыслы;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств .

Информационно-методическое обеспечение

  1. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
  2. http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
  3. http://stranamasterov.ru/
  4. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
  5. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.
  6. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009

Характеристика детей 4-5 лет

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественной   деятельностью у мальчиков и девочек.

К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Деятельность начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую работу и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут  изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать  техникой работы с ножницами.  Составляют  композиции из готовых и самостоятельно  вырезанных простых форм.

В продуктивной деятельности  дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.  

Примерный учебно-тематический план для детей 4-5 лет

занятия

Тема занятия

Техника исполнения

Кол-во

часов

1

Носовой платочек

Батик

30 мин

2

Подарок маме

Батик

30 мин

3

Лесная сказка

Батик

30 мин

4

Котенок из носка

Прикл. творчество

30 мин

5

Коллаж из ткани

Прикл. творчество

30 мин

6

Коллаж из пуговок

Прикл.творчество

30 мин

7

Елочная игрушка

Прикл. творчество

30 мин

8

Коллаж из лент

Прикл. творчество

30 мин

9

Снежный шар

Прикл. творчество

30 мин

10

Бусы (подарок маме)

Прикл. творчество

30 мин

11

Коллаж из пуговок

Прикл. творчество

30 мин

12

Плетение из лент

Прикл. творчество

30 мин

13

Разделочная доска

Декупаж

30 мин

14

Веселый кот

Декупаж

30 мин

15

Создай свой образ

Декупаж

30 мин

16

День Валентина

Декупаж

30 мин

17

Елочная игрушка

Декупаж

30 мин

18

Свободная тема

Декупаж

30 мин

19

Свободная тема

Декупаж

30 мин

20

Яйцо на пасху

Декупаж

30 мин

21

Свободная тема

Декупаж

30 мин

22

Воздушные шарики

Квиллинн

30 мин

23

Букет цветов

Квиллинн

30 мин

24

Сердце доброты

Квиллинн

30 мин

25

Подводный мир

Тестопластика

30 мин

26

Отпечаток руки

Тестопластика

30 мин

27

Композиция из шариков

Тестопластика

30 мин

28

Веселая гусеница

Тестопластика

30 мин

29

Новогодняя елка

Тестопластика

30 мин

30

Мышка на сыре

Тестопластика

30 мин

31

8 марта

Тестопластика

30 мин

32

Волшебный брелок

Тестопластика

30 мин

33

Кудрявый барашек

Тестопластика

30 мин

34

Портрет папы

Тестопластика

30 мин

35

Печеньки

Тестопластика

30 мин

36

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

37

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

Характеристика детей 5-7 лет        

   В  продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество  деталей. Совершенствуется и усложняется техника . Дети могут передавать  характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны работать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Примерный учебно-тематический план для детей 5-7 лет

занятия

Тема занятия

Техника исполнения

Кол-во

часов

1

Носовой платочек                   (с усложнением)

Батик

30 мин

2

Подарок маме                            (с усложнением)

Батик

30 мин

3

Лесная сказка      (с усложнением)

Батик

30 мин

4

Котенок из носка  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

5

Коллаж из ткани  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

6

Коллаж из пуговок  (с усложнением)

Прикл.творчество

30 мин

7

Елочная игрушка  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

8

Коллаж из лент   (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

9

Снежный шар  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

10

Бусы (подарок маме)  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

11

Фото рамка

Прикл. творчество

30 мин

12

Плетение из лент  (с усложнением)

Прикл. творчество

30 мин

13

Разделочная доска  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

14

Веселый кот (с усложнением)

Декупаж

30 мин

15

Создай свой образ  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

16

День Валентина  (с усложнением)

Декупаж

30 мин

17

Елочная игрушка   (с усложнением)

Декупаж

30 мин

18

Свободная тема  

Декупаж

30 мин

19

Свободная тема   (с усложнением)

Декупаж

30 мин

20

Яйцо на пасху    (с усложнением)

Декупаж

30 мин

21

Свободная тема  

Декупаж

30 мин

22

Воздушные шарики  (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

23

Букет цветов (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

24

Сердце доброты   (с усложнением)

Квиллинн

30 мин

25

Подводный мир   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

26

Отпечаток руки   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

27

Композиция из шариков   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

28

Дед-мороз

Тестопластика

30 мин

29

Новогодняя елка  (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

30

Мышка на сыре    (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

31

8 марта (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

32

Волшебный брелок   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

33

Кудрявый барашек   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

34

Портрет папы   (с усложнением)

Тестопластика

30 мин

35

Печеньки(с усложнением)

Тестопластика

30 мин

36

Свободная тема  

Тестопластика

30 мин

37

Свободная тема

Тестопластика

30 мин

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...