Опыт работы«Развитие самостоятельности и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №5 «Звездочка»

 

 Опыт работы

«Развитие самостоятельности и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

                                                         

                   

  Автор работы:

                                                       Вовченко Альфинур Самиговна

                                                       воспитатель МБДОУ

                                                        детский сад №5 «Звездочка» г. Оха

 

Оха, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………….…. ...3

Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...……...3

1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых………3

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности…...........................................................................................5

Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………..7

2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни ………………………………7

Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……………………………………………………9

3.1. Изучение уровня развития самостоятельности и развития культурно-гигиенических навыков  младших дошкольников………………………………9

3.2. Применение педагогических технологий для развития самостоятельности

и К-Г навыков у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….10

3.3. Результаты сформированности навыков  самостоятельности в самообслуживании ……………… ……………………………………………....20

3.4. Вывод………………………………………………………………………….21

Заключение……………………..………………………….……………................21

Список использованной литературы ………………………………………….....22

Приложение………………………………………………………………………...23

Введение

         В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько это изначально продумано, спланировано и организовано, зависит, будет ли оно способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.  

Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Глава I. Теоретически - методологические основы изучения развития самостоятельности

1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время очень актуально и ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова, Ю.Н. Дмитриева); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).

Объектом является процесс воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Предметом является труд по самообслуживанию как средство воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Е.С. Рапацевич отмечал, что самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности. Она выделяла содержательные компоненты самостоятельности: 1) умение поставить определенную цель; 2) настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами; 3) ответственно относиться к своей деятельности; 4) действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже на пятом - шестом месяце жизни малыш пытается достать игрушку, садится, ложится. К концу первого года жизни - поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом проявляется стремление к самостоятельности. А на третьем году жизни родители то и дело слышат: «Я сам!» Ребенок сопротивляется, если его силой пытаются одеть или накормить. Он стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис трех лет. Многие отцы и матери в этот период испытывают трудности в общении со своими детьми, обнаруживают у них упрямство, негативизм. Все это - результат неудержимого стремления ребенка к самостоятельности, к использованию своих возросших возможностей.

В исследованиях Т. Гуськовой, Н.Ермак говорится о том, что самостоятельность - качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.

Такие известные психологи как Л.И.Божович, А.С.Леонтьев, С.А. Рубинштейн объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет».

Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка со взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли – важный момент в развитии самопостижения.

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

В младшем  дошкольном возрасте немалую роль играет освоение детьми навыков самообслуживания повседневной жизни. Навыки, которые ребенок приобретает в процессе самообслуживания, практически очень необходимы ему; к тому же, осваивая их, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как необходимые здесь трудовые процессы требуют затраты известных усилий, сосредоточения внимания, преодоления трудностей.[5; 132]

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных вопросов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.

Глава II. Проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания.

2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни

Для ребенка 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявлять самостоятельность, удовлетворенность потребность в деятельности: надеть ботинки, снять пальто, шапку, сложить в ящик кубики. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Вот малыш говорит: «Я сам» - и пытается снять развязанные ботинки. «Хорошо Ванечка делает - сам ботинки снимает», - подбадривает педагог ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.

Научение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий. [5; 12]

Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что- либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей, учитывая уровень сформированности их умений. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий. При этом нельзя забывать и о том, что труд должен быть интересен малышам, вызывать у них положительные эмоции. Ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, старательнее вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце, и т.д.

В процессе обучения детей навыкам самообслуживания нельзя забывать о воспитательных задачах. Режимные моменты должны проходить в спокойной обстановке.

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.

Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. Родителям проще сделать всё за детей, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.

Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

Поэтому было решено разработать систему педагогических приемов и технологий для развития у младших дошкольников самостоятельности и развития  К- Г навыков.

Глава III. Система мероприятий по  развитию самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания.

3.1. Изучение уровня развития самостоятельности и развития культурно-гигиенических навыков  младших дошкольников. 

Прежде чем приступить к развивающей работе, был выявлен актуальный уровень формирования   интегративного качества  «овладевший основными культурно – гигиеническими навыками», ориентируясь на следующие критерии и показатели, обозначенные в программе «Программа воспитания  и обучения в детском саду» под ред. Т.И.Васильевой

Мониторинг проводился в начале года  в виде наблюдений за детьми, по таким параметрам,  как:

  • Овладение основными культурно-гигиеническими навыками
  • Самостоятельность в выполнении доступных возрасту гигиенических процедур
  • Сформированность  представлений о здоровом образе жизни
  • Соблюдение элементарных  правил здорового образа жизни.  

При проведении мониторинга в начале года на базе второй младшей группы детского сада, мы использовали целенаправленное наблюдение за детьми во время выполнения тех или иных культурно - гигиенических действий и индивидуальных бесед с ними.  

Из 25 детей -   по параметру «Овладение основными культурно-гигиеническими навыками» на начало года на среднем уровне 20 человек - 80%, на низком – 5 человек (20%).

  • Самостоятельно  выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры  на высоком уровне могут -2 человека (8%),

на среднем уровне умеют-21 человек (84%), на низком уровне -2 человека (8%).

  • Сформированность  представлений о здоровом образе жизни

 на среднем уровне – 15 человек (60%), на низком уровне – 10 человек (10%)

  • Соблюдение элементарных  правил здорового образа жизни  

 на среднем уровне -18 человек (72%), низком – 7 человек  (28%)

3.2. Применение педагогических технологий для развития самостоятельности и К-Г навыков у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания.

Чтобы   повысить уровень навыков самообслуживания у детей младшей группы была поставлена  Цель: Воспитывать культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через применение педагогических технологий в организации режимных моментов.

Работу в данной области, мы стремились решить через следующие задачи:

  1. Оснастить предметно - развивающую среду учебно-дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Формировать умения овладевать культурно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, используя разные педагогические технологии.
  3. Побуждать детей к самостоятельности  
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Предметно-развивающая среда имеет огромное значение для воспитания и развития культурно-гигиенических навыков, а также детской самостоятельности,  поэтому в группе созданы необходимые условия:

  • центры развития,  где дети осваивают навыки обращения с предметами гигиены « Уголок парикмахерская», « Уголок игровой» для проведения сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери»,  «Уголок ряжения», где воспитатель прививает детям умение надевать самостоятельно разную одежду – юбки, фартуки, халаты и застегивать пуговицы,  куклы с комплектами одежды для переодевания и одевания на прогулку.
  • комплексы пособий и схемы последовательности умывания и одевания в картинках
  •  дидактические игры  по воспитанию культурно гигиенических навыков.  

Воспитание у ребенка навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, планировать эту работу целесообразно поквартально, поэтому был разработан план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

План по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Режимные

процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая а себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды

Игровая ситуация: «Как зайка учился правильно ложку держать». Чтение: потешки «Ладушки, ладушки»; «Умница, Катенька».

Одевание-

раздевание

Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, с помощью взрослого надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку; с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Учить словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика

Дидактические игры: «Покажем (мишке, зайчику), где лежат наши вещи», «Оденем куклу на прогулку» «Разденем куклу после прогулки» Игровые упражнения: «Туфельки поссорились - подружились»,

«Покажем Мишке, как нужно складывать одежду»

 Чтение: потешка «Наша Маша маленька»,

А. Барто «Башмаки»

Умывание

Учить засучивать рукава с помощью взрослых, брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук, вытирать руки своим полотенцем, сняв его с крючка, вешать на место. Приучать пользоваться расческой, носовым платком

Игровое упражнение: «Как моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание и беседа по картинке: «Дети моют руки».

Чтение: потешки «Водичка- водичка. умой мое личико», «Гуси-лебеди летели»

К. Чуковский «Мойдодыр»

Содержание одежды; и обуви в порядке

Видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его

Чтение: потешка «Расти, коса до пояса»

Игровые упражнения «Научим зайку одеваться»

Второй квартал

Питание

Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами, брать из общей тарелки хлеб, пирожки, печенье

Чтение: потешки «Идет коза рогатая», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька- мурысенька»

С. Капутикян «Маша обедает»

Одевание-

раздевание

Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение

Дидактические игры: «Как петушок разбудил утром детей».

Чтение: 3. Александрова «Мой мишка»,

 Н. Павлова «Чьи башмаки?»

А. Барто «Башмаки»

Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мьпь лицо обеими руками прямыми и круговыми пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются» Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте.

Чтение: потешка «Чистая водичка» отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», рассматривание иллюстраций, А. Барто «Девочка чумазая»

Содержание одежды и в порядке

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам

Игровое упражнение «Посмотри в зеркало, как аккуратно мы оделись»

«Покажи, как нужно складывать одежду перед сном»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки и придерживая сверху, рыбу, котлеты

Игровые ситуации: «Как мишка учится кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»;

Чтение: потешка «Уж я Танюше пирог испеку»

К. Чуковский «Федорино горе»

Одевание-

раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку прежде, чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

Игровые упражнения: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Умывание

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой

Игровые упражнения: «Научим (зайку, куклу) правильно умываться»; «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

Содержание одежды и обуви в порядке

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь

Игровые упражнения: «Посмотри на себя в зеркало, «Какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»

Четвертый квартал

Питание

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом,

Игровые ситуации: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

«Мишка пригласил 8 гости зайчика, ежика».

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает»

пользоваться салфеткой по мере необходимости

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Игровые упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике Чтение: И. Муравейка «Я сама»

Н. Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»

Чтение: Г. Лагздынь «Лапки»

Содержание одежды и обуви в порядке

Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде

Игровое упражнение «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических в младшем дошкольном возрасте, на первом месте стоит прямое обучение-показ, объяснение, напоминание, совместная деятельность с ребенком. В содержание плана входят игровые приемы, дидактические игры, дидактические упражнения, художественные произведения, потешки, сюжетно-ролевые игры, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать воспитанию у них самостоятельности в самообслуживании.

Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, мы решили использовать игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.

Одним из главных приёмов в нашей работе были дидактические игры и упражнения.

Дети с удовольствием принимали участие в играх гигиенической направленности с куклами и игрушками - мишкой или зайчиком, но самостоятельная игра у детей не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий. Поэтому, мы работали над формированием у детей интереса к выполнению гигиенических действий, помогали им сделать игры более осмысленными и проводились ежедневно.

Чтобы дети лучше усвоили, запомнили и могли правильно  применять  Культурно-гигиенические навыки повседневно, мы подготовили и применили в работе  комплекс дидактических игр

 «Уложи куклу спать»,

«Одень куклу на прогулку»,

 «Кукла Катя обедает»,

 «Принимайся за обед»,

«Кто поможет»,

«Мамины помощники».

8 слайд За общим столом у каждого ребенка должно быть свое место. Задача взрослых - помочь ему научиться самостоятельно, обслуживать себя, правильно вести за столом во время приема пищи, быть доброжелательным к окружающим, поэтому используем  режимных моментах разные  потешки:

 «У нас много ребят

Все по стульчикам сидят,

Кашу манную едят...»

«Травка - муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Детки - за молочко ...».

Когда умываемся:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Щечки краснели...»

А когда собираемся на прогулку такую потешку:

 «Рано солнышко встает,

На прогулку всех зовет».

«Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький».

«У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть!»

9 слайд Для развития самостоятельности использовали  сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская»  и т. д.

Результатом проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр культурно - гигиенической направленности было то, что дети стали внимательнее, относится к выполнению культурно - гигиенических действий, выполняли их более тщательно и аккуратно, и даже подмечали ошибки в действиях других детей.

С детьми, которые продемонстрировали наиболее низкие показатели владения навыками самообслуживания, мы проводили дидактические упражнения индивидуально.

В основном дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и нам приходилось заинтересовывать их. Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).

В систематически проводимые игры мы старались включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно мы задавали различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?».

Для закрепления проводим такие дидактически игры - купание, кормление, одевание кукол, мишек, зайцев, где каждый раз подсказываем необходимую последовательность действий, их правильное выполнение.

10 слайд Проводя игру «Умывание каждый день» мы задавали вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но давали правильные ответы. Используем карты-схемы последовательности умывания. Показывая необходимые действия, спокойно и неторопливо действуя руками ребенка, мы знакомим его с «рисунком» действия (как мыть руки круговыми движениями кистей, а не перебиранием пальчиков).

Напоминание четкой последовательности выполнения необходимых действий, обосновываем, поторопился, не засучил рукава, они намокли.

Оживляя процесс обучения, произносим:

 «Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Детям улыбаемся» и т.д.

Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, мы сопровождали потешками, что значительно оживляло процесс самообслуживания.

 Очень полюбились детям потешки

 «Водичка-водичка»,

 «Лейся, чистая водичка»,

 «Кап-кап, как всегда из крана капает вода»,

 «В рукавицах маленьких спрятались ладошки»,

«Ночью выпал первый снег»,

которые они, выучив, часто повторяли.

Также дети учились тому,   как правильно снимать полотенце с крючка и, расправив его на руках, тщательно вытирать лицо, начиная со лба, и каждую руку так, чтобы не осталось мокрых мест, и только после аккуратно вешать полотенце на место. Обучая ребенка навыкам самостоятельности в любом из режимных процессов одновременно учим  аккуратности (нельзя разбрызгивать воду, нельзя брать еду из тарелки руками), бережному отношению к вещам ( не разбрасывать одежду при раздевании, а знать место ее хранения: пальто в шкафу, ботинки на полочке и т.д.).

Для закрепления проводим такие дидактически игры - устраиваем купание, кормление, одевание кукол, мишек, зайцев, где каждый раз подсказываем необходимую последовательность действий, их правильное выполнение.

Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимали участие в игре «Принимайся за обед». Здесь были активнее мальчики. Мальчики усаживались за стол и делали вид, что едят, в то время как девочки занимались, в основном, процессом сервировки кукольного стола.

11 слайд Также для развития самостоятельности нами были использованы специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания).

. Игры на внимание: «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом» , «Делай так».

12 слайд Наряду с этим для закрепления приемов К-Г навыков использовали чтение художественных произведений - Фольклорные потешки, К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С.Капутикян «Хлюп, хлюп», Н.Найдёнова «Наши полотенца», Е.Благининой «Девочка чумазая», А.Барто «Резиновая Зина».

Для формирования у детей привычек здорового образа жизни  и формирования  у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у их детей для родителей проводились такие формы работы как,

  • Индивидуальные беседы,
  • анкеты – вопросники, буклеты,
  • родительские собрания по теме: «Формирование К-Г навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Очень много мы можем, очень много умеем».
  • консультации: «Можно ли воспитать ребенка самостоятельным?»,

                                         «Наши верные друзья - полезные привычки».

3.3. Итог 

С целью выявления эффективности нашей работы, мы провели мониторинг в конце года, где результаты показали, что численность детей владеющих культурно-гигиеническими навыками значительно возросла.

Высокий уровень сформированности навыков  продемонстрировали 44% детей, средний уровень у  56% детей,  на низком уровне детей нет.

В частности мы можем видеть, что:

Овладение  культурно – гигиеническими навыками   в начале года  низкий уровень  отмечается у 2 детей (8%), то к концу года, таких детей нет.

 Самостоятельность в овладении доступных гигиенических процедур  повысилась – с 8% до 40%,  на начало года на высоком уровне было 2 человека, к концу года  10 детей.

У детей сформировались представления о ЗОЖ: На низком уровне нет детей, количество детей на высоком уровне количество детей возросло до 56%.

И соблюдение элементарных правил ЗОЖ: на низком уровне детей нет, на высоком уровне рост до 52%.

Целенаправленная работа по развитию самостоятельности и развитию К-Г навыков дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков у воспитанников возросла. Обновление  предметно - развивающей среды учебно-дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков,  дидактические игры, дидактические упражнения, сюжетно-ролевые игры, применение художественной литературы и потешек в режимных моментах, работа с родителями - все это позволило добиться положительных результатов.

3.4. Вывод

Таким образом, наше предположение об эффективности системного подхода,   в процессе формирования культурно - гигиенических навыков полностью подтвердилось. Также мы убедились, что для достижения высокого уровня сформированности навыков самообслуживания необходимо комплексное использование и разумное сочетание разных педагогических приемов,  сюжетно-ролевых игр и упражнений, которые занимают центральное место и помогают значительно повысить уровень сформированности самостоятельности и способствуют развитию культурно-гигиенических навыков детей.

 Заключение.

Навыки самостоятельности формируются у малышей и в играх и  в процессе разнообразных действий и в режимных моментах.

Работа с малышами по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога много времени и терпения. В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива, это тоже     поможет  ребенку прочнее усвоить навыки и умения.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослыми в игре, вникая в объяснения, а потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью самостоятельно.  

Список использованной литературы:

  1. Аксарина Н.М., Воспитание детей раннего возраста. М.,1997.
  2. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М. 2010.
  3. Каплан Л. Посеешь привычку, пожнешь характер. – М.: Просвещение, 1980.
  4.  Маханева М.Д., Воспитание здорового ребенка. М., 2000.
     Нечаева В.Г., Воспитание дошкольника в труде. М.,1997.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к  гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

     6. Чиркова С. В., Родительские собрания в детском саду. Младшая группа.    Москва. Бако. 2011.

Приложение

СЕМЬ правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка

1.        Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2.        Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3.        Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него)

4.        Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5.        Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать - признак позитивной силы).

6.        Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7.        В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых - главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

ПОТЕШКИ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

  • Спи, усни, детка Андрюшенька

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке спать велят.

  • Баю-баю, байки.

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать.

Нашиx деток усыплять

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

 Птицы спят на веточках,

Лисицы на горочках.

Зайцы спят на травушке.

Детки все по люлечкам, спят-поспят,

Всему миру спать велят.

  • Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок

 Уже поздно, сынок.

 Ложись на бочок.

Баю-бай, засылай.

  • А качи - качи,  Петушок, не кричи.

А приди к нам ночевать, нашу Катеньку качать

Петя-петушок качал, Катю убаюкивал.

  • Бай , бай, бай, бай.,

Ты собаченька не лай,

 И в гудочек не гуди,

  Наших деток не буди.

  • Баю, баю, баюшок

Кладу Машу на пушок!

На пуховую кровать.

Будет Маша крепко спать

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ.

  • Наша Таня маленька, на ней шубка аленька.

Кто в обновку нарядился?

Чья дочурка баловница?

Маша вот кто!

  • Раз, два три, четыре пять.

Собираемся гулять.

Это нашей Катеньке шарфик полосатенький.

Давай будем одеваться - Я сама! Я сама!

ИГРА, ПРОГУЛКА И ПРОЧЕЕ

  • Это Оленьке известно:

-Что взяла - клади на место.

  • Рано солнышко стает, на зарядку всех зовёт.
  • Киска, брысь! Киска, брысь!

На дорожку не ложись!

Наша Машенька пойдёт, через киску упадёт.

  • А теперь за депо дружно.

Убирать игрушки нужно.

Видишь тучи, слышишь гром?

Потемнело все кругом.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

  • Я сегодня утром рано умывался из-под крана

Из колодца принесла курица водицы

И ребята гурьбой побежали мыться.

  • А водичка булькает, а водичка пенится.

Машенька умоется, причешется, оденется.

Хлоп-хлюп ручками, полон мыла -газ.

Ты не трогай, Машенька мыльной ручкой глаз.

Чистая водичка моет свое личико,

Галечке ладошки,

А пальчики Антошке.

  • Водичка водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели...

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

  • Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды,

 Число умываемся, деткам улыбаемся.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

  • У нас много ребят

 Все по стульчикам сидят

 Кашу маслену едят.

  • Люли, люли, люли. прилетели гули,

Коровку подоили, молочком напоили.

Кашку с маслицем сварю

Да и Сашу накормлю.

  • Сорока-белобока по лесу летала,

За стол сажала, кашкой угощала

  • Идёт коза рогатая, идет коза бодатая.

Кто кашу не ест, молоко не пьёт –

Забодает, забодает.

  • Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Дети - за молочко.

 Ой, лады, лады, лады.

ОДЕВАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ

  • Мы на пухлые ручонки,

 Одеваем рубашонку

Повторяй за мной слова: Ручка - раз, ручка - два!

 Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки.

На мою малышку

 Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова: Ножка - раз, ножка - два!

 А теперь на ножки Носочки и сапожки!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться! Что осталось - голова? Вот и шапочка - раз, два!

  • Раз, два, три. четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

 Валенки - сапожки

И пойдем скорей гулять.

Прыгать, бегать и скакать.

Консультация для родителей

Тема: «Самостоятельность - ценное качество,

необходимое человеку в жизни».

Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направляя ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности.

«Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают

натягивать на него рубашку, колготы, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Такие действия взрослых причинят большой вред ребенку. Лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда ждать тебя», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы, и вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создавать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для полотенца, уголок для хранения игрушек, книг.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным.

Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей, учить их тем действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, еды (надеть, снять, завязать шарф, намылить руки, правильно вытирать их, правильно держать ложку).

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниями. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу, чаще применяйте положительную оценку, так как это рождает у детей интерес, стремление улучшить свои результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

Но помните! Дети 2-3 лет обладают большой подражательностью.

Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении.

Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, вы, родители

должны быть примером для подражания.

 

Доклад для родительского собрания

 По теме: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное

 место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надеваю с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

 Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Родительское собрание

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Формирование у детей и родителей культуры здоровья.

Задачи: Формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного : повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей

Участники: воспитатели, родители, музыкальный руководитель старшая медсестра; вторая часть собрания проходит с участием детей.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения

1. Вступительный этап.

2.. Основная часть:

•        обмен опытом семейного воспитания;

•         блиц onpoc родителей.

3.Игроовая мини-программа.

4. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1. Родители выполняют домашнее задание (приложение 1). Они должны понаблюдать за своими детьми и оценить, как сформиро¬вались их культурно-гигиенические навыки.

2. Подготовка к конкурсу костюмов «Мойдодырия».

3. Подготовка к конкурсу «Детская прическа».

4. Оформление альбома стихов, загадок, подбор песенок, игр собрания.

5. Оформление тематической выставки в группе.

 6. Приглашение родителей.

7. Приобретение мыльных пузырей для праздника (по количеству детей).

8.        Разработка сценария праздника мыльных пузырей.

9.        Разучивание с детьми песен, игр, заучивание стихотворений по теме собрания.

10.        Подготовка и оформление цитат, поговорок и крылатых фраз.

•        «Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера» (Д. Писарев).

•        «Чистота — залог здоровья».

•        «Чистота — та же красота».

•        «Красота — это обещание счастья».

•        «Хорошая прическа важнее дорогого наряда».

•        «Здоровые волосы — красота человека».

•        «На то два уха, чтоб больше слушать».

•        «Ухо — это орган слуха, есть у каждого два уха».

•        «Сон — лучшее лекарство».

11.        Проведение репетиции.

II.        Организационный этап

1.        Красочное оформление музыкального зала.

2.        Подготовка необходимого оборудования, материалов, костюмов, символов.

3.        Оформление выставки детских гигиенических принадлежностей.

4.        Подготовка чаепития.

III.        Вступительный этап

Уважаемые гости! Сегодня наше родительское собрание будет состоять из двух частей. В первой части мы поговорим о формировании у детей культуры здоровья. Во второй части мы проведем совместный праздник мыльных пузырей.

Итак, мы начинаем

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет:

—        Надо умыться!

Зеркало охнет:

—        Где же гребенка?

Что же она не причешет ребенка!

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.

                                         А. Кондратьев

Сегодня наш разговор о формировании культурно-гигиеческих навыков у детей.

—        Как вы думаете, что такое культура здоровья? (Рассуждения родителей.)

Пол культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов.

( Вос питатель использует зрительный ряд.)

• Осознанное отношение к своему здоровью и жизни.

• Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

•        Валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные ( ока пишем элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Основой здорового образа жизни ребенка является режим дня.

Но есло распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальными

IV. Основная  часть

Обмен опытом семейного воспитания

Всем нам хочется, чтобы ребенок вырос крепким, красивым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни каждый человек. должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т. д. Соблюдение правил личной гигиены- непременное условие здорового образа жизни.

Своим семейным опытом поданному вопросу с нами поделится мама (Ф.И. ребенка и И.О.родителя).

Рассказ об опыте ухода за кожей ребенка включает информацию о том

каких правил ухода за кожей придерживаются в семье, как родители  обучают гигиеническим навыкам своего ребенка.

(Обмен опытом между родителями.)

Почему они серые?

Мама тесто замесила.

 Из  пшеничной из муки,

Я кусочек попросила,

(’тала делать пирожки.

Я леплю, я делаю.

Только не пойму:

У мамы — то белые,

А у меня-то серые —

Не знаю почему.

                          Е. Благинина

Родители: Кожа не только защищает наш организм от жары, но и от холода и инфекций.  Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей — это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное мест отводится мерам по уходу за ногами. Пожалуйста, ... (И.О. роди теля), расскажите, как вы это осуществляете в своей семье. (Обмен опытом по уходу за ногами ребенка между родителями,

Родители. Ноги необходимо мыть ежедневно теплой водой с мылом перед сном. После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще меня носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребенка правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Об этом нам расскажет мама... (Ф.И. ребенка и И. О. родителя).

(Обмен опытом по уходу за полостью рта между родителями);

Родители. Гигиена полости рта — это тщательная чистка зубов. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером. 3убная щетка должна быть яркой, привлекательной для детей. Oна двигается вертикально от десны к зубам.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб и нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри...

Мы чистим, чистим зубы

 И весело живем,

А тем, кто их не чистит,

Мы песенку споем:

Эй, давай, не зевай,

О зубах не забывай,

Снизу вверх, сверху вниз,

Чистить зубы не ленись.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и yши.

У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому и надо мыть не реже двух раз в день — утром и перед сном.

(Обмен опытом по уходу за лицом, шеей и ушами между родителями). Педагогический всеобуч «Воспитание у детей культурно гигиенических навыков» (приложение 3). Родителям выдаются памятки: «Требования к сформированности культурно гигиенических навыков детей 3—4 лет» (приложение 4) и полезные coветы для родителей (приложение 5).

Блиц опpoc родителей

(Используется зрительный ряд — символы, обозначающие каждый этап блицопроса. Новый этап опроса обозначается появлением нового символа.)

Гигиена рук

Kак часто необходимо ребенку мыть руки?

Почему необходимо в мороз надевать на руки перчатки (варежки)?

Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти ми руках?

IВ каких ситуациях ребенок может поранить кожу?

Что нужно делать, если ребенок поранил руку?

Что должен сделать ребенок дома после возвращения с прогулки?

Перечислите названия пальцев на руке.

Вспомните народную потешку, песенку, которую можно  использовать во время пальчиковой гимнастики с ребенком.

Гигиена волос

Кик часто нужно мыть ребенку волосы?

Чем можно мыть волосы?

Ч то нужно ребенку для мытья в ванне?

Как нужно правильно расчесывать длинные волосы?

Какую красивую прическу (стрижку) лучше сделать ребенку?

Почему нельзя укладывать ребенка спать с мокрыми волосами?

Почему ребенку нельзя выходить на улицу с мокрыми волосами?

Что поможет вам просушить волосы ребенку после мытья

Что можно вплетать в волосы?

Почему, когда укладываете ребенка спать, необходимо из волос вытащить все украшения?

Гигиена глаз

 О чем нужно помнить родителям, когда ребенок садится рассматривать книгу?

Сколько времени ребенку можно смотреть телевизор?

О чем нужно помнить вовремя работы ребенка с ножницами, клеем?

Почему нельзя протирать глаза руками, варежкой, грязным потным платком?

Что нужно делать, если ребенку в глаз попала соринка?

Если ребенок получил травму (кожи, глаза), что он должен сделать в первую очередь?

У ребенка слезятся глаза. Что вы предпримете?

Гигиена полости рта

Когда ваш ребенок чистит зубы?

Что нужно ребенку, чтобы почистить зубы?

Как называется заболевание зубов?

Когда ваш ребенок научился чистить зубы?

Что нужно делать после каждого приема пищи?

Кто должен следить за сохранностью зубов ребенка?

Сколько раз в год необходимо показывать ребенка стом тологу?

Гигиена слуха

Отчего у ребенка могут заболеть уши?

Что нужно сделать, когда в уши попала вода?

К какому врачу вести ребенка при заболевании ушей?

Гигиена сна

Какие звуки ребенку приятно послушать перед сном?

Какие гигиенические процедуры ребенок выполняет перед сном?

В чем вы укладываете ребенка в кровать?

Что нужно сделать в спальной комнате перед сном?

Что можно пожелать ребенку, когда укладываете спать?

Гигиена одежды

Перечислите необходимую для ребенка зимнюю (летнюю, весеннюю, осеннюю) одежду.

Что нужно делать, чтобы одежда ребенка во время pa6oi с клеем, краской, почвой не испачкалась?

Что нужно для стирки детского белья?

Какие меры предосторожности необходимо соблюда во время стирки белья ребенком?

Какие щетки вы знаете?

Гигиена обуви

Что нужно делать с ботинками, если ребенок в них поп! под дождь?

Перечислите необходимую для ребенка зимнюю, летнюю обувь.

Чем вы можете помочь промокшим валенкам?

Что нужно сделать, если у ребенка на ботинке отлетел ка0 лук, оторвалась подошва?

Какие требования к обуви для малышей должны соблюдаться?

Игровая мини-программа

Вариант 1. Инсценировка стихотворения «Девочка чумазая».

Вариант 2. Показ открытого занятия «Да здравствует мыло душистое!».

Вариант 3. Совместное развлечение «Праздник мыльных пузырей»

Вариант 4. Праздник воды «Капитошка».

В сценарий праздника можно включить:

•        демонстрацию детских причесок и награждение участников конкурса;

•        организацию выставки и награждение победителей фотоконкурса «До чего ж я мил»;

•        презентацию костюма в рамках конкурса «Мойдодырия» (приложение 2).

Подведение итогов собрания

А теперь давайте все вместе споем песню.( Исполнение песни.)

Благодарим всех гостей, родителей и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к дегустационному столу. ( Диггустация фиточая.)

Приложение 1. Домашнее задание для родителей

Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребенка.

Мытье рук.

Охотно идет в ванную и сразу приступает к действию.

Закатывает рукава.

Правильно открывает кран — так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.

Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.

Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.

Как  вытирает  тыльную сторону кисти и между пальцами.

Умывание.

Как ребенок пользуются водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия? Соблюдает ли их правильную последовательность?

Осознает ли ребенок необходимость умывания? Чем мотивировано выполнение этого действия (ребенок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста

Самостоятельность -это качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста...

Опыт работы «Развитие речи средствами малых фольклорных форм в младшем дошкольном возрасте»

«Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами»....

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности в самобслуживании у детей младшегодошкольного  возраста....

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации,советы для родителей как воспитать самостоятельность в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста....

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание самостоятельности в самообслуживанииу детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математики и...