Опыт работы "Развитие речи посредствам театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Рязанова Наталья Вячеславовна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik_opyta_raboty.docx17.7 КБ
Файл opyt_raboty.docx73.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Рязанова Н. В.

Еманжелинск,

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Психолого – педагогический аспект изучения развития речи у детей старшего дошкольного возраста

6

  1. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

10

ГЛАВА 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.  Определение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

14

2.2.   Создание условий для развития речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27

ПРИЛОЖЕНИЯ



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

И. Гёте

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей.

Согласно ФГОС [35]  содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Во ФГОС ДО, говорится о том, что необходимо создать подходящие условия для развития социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, театрализованной, проектной и т. д.)

В «Законе об образовании РФ» [36]  говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.  Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность - это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, я выбрала темой  своей педагогической деятельности: «Развитие речи посредством  театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.

Предмет исследования: влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:  предполагается, что  формирование развития речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:

  • Создание системной, регулярной работы с детьми
  • Создание и обновление предметно-развивающей среды

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования развитие речи у дошкольников
  2. Создать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к театрализованной деятельности
  3. Выявить уровень речевого развития  детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы написан на базе: МКДОУ "д/с" №  26 г. Еманжелинска.

Структура работы: опыт работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений, списка используемой литературы.

  Методы и приёмы исследования:

  • Наблюдение
  • Диагностика и тестирование
  • Игровые
  • Использование художественной литературы
  • Словесные

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Психолого – педагогический аспект изучения развития речи у старшего дошкольного возраста.

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, Р. С Немов, А.В.Запорожец,  A.M. Леушина и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.

С.Л. Рубинштейн [29] пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания».

Р.С. Немов [23] дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».

А.А. Леонтьев [19] рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского [8], что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления».

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В.Запорожец [13]. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».

С.Л. Рубинштейн [29] так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием….. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается».

Работы К.Д. Ушинского [34] до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Идеи  К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева [31] , которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития  речи внесла A.M. Леушина [20], которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

Хочется отметить, что вопросы развития  речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития  речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.

Таким образом, мы видим, что полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. А также значительно повышает уровень речевой активности и коммуникативной направленности речи.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность [3]. Ну, а какое влияние театрализованная деятельность оказывает на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, мы постараемся выяснить в следующем параграфе опыта работы.

  1. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат [5]. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире [15].

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок [23], исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

В режиссерской игре [23] «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  1. Содержательность и разнообразие тематики.
  2.      Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  3.      Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  4.     Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  5.     Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий [7]:

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Кроме того, развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. При этом в основе руководства театрализованными играми должна лежать работа над текстом литературного произведения. Преподносить текст, произведения необходимо выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством для развития речи дошкольников. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать навыки и поведение у дошкольников, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Вывод по первой главе.

В трудах отечественных педагогов вопрос речевого развития детей старшего дошкольного возраста имел большое значение. Таким образом, в речи ребенка старшего дошкольного возраста методически совершенствуются: синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); морфологическая оформленность слов; звуковой состав слов.

 Следует отметить, что в период между тремя и семью годами, речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря. Ребенок старшего дошкольного возраста может постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений о внешнем мире благодаря своевременному и правильному речевому развитию.

Большое влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает театрализованная деятельность. В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, развивают воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются действенным средством формирования речи.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Определение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.  

Характеристика речи детей дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей, правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов.

 Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком); увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

 Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.  В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка.  Возрастает удивительный  вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.  Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).  

В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец). Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов  в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.  Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста усложняются как по содержанию, так и по методике обучения.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года и на конец всего обучения в целом; определить результативность работы по речевому развитию.

Задачи:

  • определить уровень развития речи дошкольников на начальном этапе обучения;
  • определить уровень развития речи дошкольников по окончании всего обучения.

Методика проводилась в форме:

  • наблюдения
  • диагностики достижений детьми планируемых результатов

В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод наблюдения за процессом развития ребенка.  Для организации результатов обучения используется таблица показателей, критериев и сроков проведения контроля.  Показатели освоения специальных знаний, умений навыков отслеживаются в ходе проведения текущего и итогового контроля, в результате выполнения диагностических заданий на выявление качественного уровня знаний.  Результаты диагностических процедур (результаты наблюдения, результаты анкетирования, практических заданий, бесед) фиксируются в групповые  карточки учета результатов обучения, которые позволяют вести поэтапную систему контроля  за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка, начиная с первого взаимодействия с педагогом.

  Диагностирование детей проводилось на основе методик: «Мониторинг коррекционно-логопедической работы» Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

По результатам диагностики выявляются 3 уровня развития речи детей: высокий, средний, низкий. Данные уровни сформированности речи детей способны наиболее полно отразить набор знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения образовательной программы.

Критерии диагностики связной речи:

  • умение описывать предмет (картину, игрушку)
  • умение использовать при описании предметов/игрушек слова, обозначающие существенные признаки
  • умение составить описание без наглядности
  • умение составить рассказ по картине, по серии картин, из личного опыта
  • умение пересказывать

При работе с детьми следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.  

Уровни владения речевыми умениями и навыками.

  • Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации
  • Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей

речи

  • Понимать и употреблять разные значения многозначных слов
  • Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Диагностика проводилась в старшей группе МКДОУ д/с №26. Количество детей – 26 человек, в возрасте 5 – 6 лет. В период сентябрь 2017 год – апрель 2018 год.

Результаты определения уровня развития речи у детей заносились в диагностическую карту. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Результаты диагностики общего уровня сформированности развития  речи у детей до и после приведены в гистограмме.

 Из неё мы видим, что до работы с детьми по развитию речи низкому уровню соответствовало 27% детей, после проведенной работы – 11,5%, следовательно, показатель детей, демонстрирующих низкий уровень развития речи, понизился на 15,5 %; среднему уровню соответствовало 50% детей, после работы с детьми – 42,5% детей, следовательно, показатель детей с средним уровнем развития речи уменьшился на 7,5%, так как повысился высокий уровень. Высокому уровню соответствовало 23% , после работы с детьми уровень стал 46%, тем самым уровень поднялся на 23%.

Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня речи у детей старшей группе.

Работа по развитию речи в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка, я поставила перед собой цель, чтобы создать условия для развития театрализованной деятельности в группе.

2.2 Создание условий для развития речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Необходимо совершенствовать театральное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Наша группа работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сегодня очень важно приобщить детей к театрализованной деятельности. Ведь сейчас широко и фундаментально решаются проблемы дошкольного образования и воспитания,  усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Я организовываю театрализованную деятельность  в нерегламентированное время  - в утренние и вечерние часы; стараюсь органично включать и интегрировать с другими занятиями по всем образовательным областям. Одним из основных условий развития личности ребенка, является предметно-развивающая среда. Причем она не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.

Театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Драматизация способствует приобщению детей к театру и они полюбили это искусство за необычность зрелищ, которые мы разворачиваем совместно.

 Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Через такую игру дети получают возможность совершенствовать свои речевые навыки, а также имеют образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольников.

В нашей группе создана зона для театрализованных игр, где собран богатый материал. Оформлены папки для родительского уголка: «Домашний кукольный театр», «Значение театрализованной деятельности на развитие речи детей», «Театр – наш друг и помощник», «Как интересно провести досуг в кругу семьи». Мною собраны картотеки: «Игры на развитие речевого слуха», «Упражнения и этюды», «Артикуляционная гимнастика», «Дидактические игры по развитию речи», «Дыхательные упражнения». А также имеется картотека пальчиковая гимнастика «Десять мышек». Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. 

В своей работе я взаимодействую с педагогами, используя такие формы, как: семинар практикум, консультации, педагогический диалог, круглый стол, тренинг, дискуссия. Стараюсь установить положительный контакт между педагогами.

Не последнее место в своей работе я отвожу взаимодействию с родителями. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, входе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

Стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, возбудить интерес к участию в театральной деятельности своих детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ Я АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮ

Традиционные    Нетрадиционные

  • Родительские собрания
  • Конференции
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Круглые столы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • Родительские ринги

В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой, магнитный,  театр масок,  и др. Также в нашей группе имеется уголок ряженья, где дети могут перевоплотиться в героя сказок.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией в нашей группе стало проведение спектаклей для детей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует контакт педагога с родителями воспитанников. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, маски, учат роли. Это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Для выполнения цели и решения задач театрализованной деятельности необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы.

Почему, прежде всего организация, а не содержание? Потому то, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)
  1. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
  1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
  1. Учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации (педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние; используя кукольный персонаж, ребёнок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа).
  1. Предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров.
  1. Приобщать детей к театральной культуре.
  1. Знакомить с устройством театра: сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной, а для этого организовывать посещение театра, показывать слайды, диафильмы.
  1. Рассказывать детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей, клоунаде).

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду направлена на развитие ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрализованной деятельности в жизни ребенка или «не быть». Только они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству.

Вывод по второй главе.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

В результате правильного создания условий для развития речи детей посредством театрализованной деятельности в образовательном процессе, дети стали лучше говорить, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились, более связно и логично выражать свои мысли. Повышается интерес к театрализованной игре, расширяется детский кругозор, формируется определённый опыт собственной театрализованной деятельности.

Заключение.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. – 702 с.
  2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
  5. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
  6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
  7. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами / В.Воскресенская// Дошкольное воспитание. - 2004. – №1. – с. 77–82.
  8. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
  9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
  10.  Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  11.  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12.  Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
  13.  Запорожец А. В. Психологическое развитие ребёнка. – М.:Педагогика, 1986. – 320 с.
  14.  Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  15.  Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  16.  Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  17.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.
  18.  Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  19.  Леонтьев Е. Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. – М.: - Л, 1948.
  20.  Леушина А. М. Психологическое развитие дошкольников (формирование детской речи). – М: - Л, 1958.
  21.  Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336 с.
  22.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  23.  Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  24.  Мухина B.C. Детская психология. М.,1985 16 с.
  25.  Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
  26.  Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
  27.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  28.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
  29.  Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
  30.  Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  31.  Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560 с.
  32.  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Изд. 4., 1972. - 212 с.
  33.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
  34.  Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  35.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66 с.
  36.  Ушинский К. Д. Родное слово. – Екатеринбург. Изд. «Артефакт», 2017. – 236 с.
  37.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
  38.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  39.  Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
  40.  Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
  41.  Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  42.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  43.  Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 2002. С. 17-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»

«Акт          "Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»....

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...