Занятие по развитию звуковой культуры речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный театр»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шефер Ольга Сергеевна

Театрализованная деятельность с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_teatru.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Улыбка»

Занятие по развитию звуковой культуры речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного  возраста «Сказочный театр»

Подготовила: Шефер О.С.

г. Черногорск 2022

Цель НОД: создание социальной ситуации развития в процессе звуковой культуры речи через театрализованную деятельность «Сказочный театр»

Задачи:

1. Развивать у  детей в игре навыки перевоплощения с помощью жестов, мимики;

 2. Создать условия для формирования правильной, четкой речи, над произношением;

3. Стимулировать  развитие  творческой самостоятельности;

4. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, логическое мышление, образное мышление;

5.  Воспитывать любовь к театру, навыки театральной культуры.

Предварительная работа: чтение разных сказок, работа с загадками про сказочных героев, работа с иллюстрациями  сказок, знакомство с различными видами кукольного театра, самостоятельная игровая деятельность в театральном уголке.

Материалы: сундук, разные предметы из сказок, маски сказочных персонажей, билеты с заданиями

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями! А давайте теперь произнесем слово  «Здравствуйте» с разной интонацией ( как робот, клоун, бабушка, военный, колдунья, злодей).

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добром.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?

Дети: (Сказка – это выдумка. Сказка — это чудо! Сказка — это волшебство).

Воспитатель:- В мире много сказок грустных и смешных  и прожить на свете нам нельзя без них.

-А где можно встретить сказку(в кино, в книге, в мультфильмах, в театре.).

-А кто показывает сказки в театре(артисты).

-А вы хотели бы стать артистами и сами показывать сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, давайте мы Театр попросим прийти к нам в гости. Я знаю волшебные слова. Давайте тихо скажем:

Театр, в гости приходи!

Теперь нужно сказать немножко громче. А теперь - громко.

(появляется сказочный сундук из него выглядывают билетики с заданиями)

2.Основная часть.

Воспитатель: -Чтобы сундук открылся, а мы стали артистами нужно выполнить театральные задания от разных театров

Воспитатель: - Ну, что, ребята, попробуем? Я думаю, что мы справимся! Возьмём первое задание.

1. «Театр язычка»

- Чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить надо потренировать язычок.

 Сделайте глубокий вдох и скажите на выдохе: «Чоки, чоки, чоки, чок, поработай язычок»(Повторяют все дети, затем 2-3 индивидуальных повторов).

А теперь язычок может поработать:

Артикуляционная гимнастика. «Золушка»

Проснулась Золушка рано утром. Открыла окошко (Открывают рот)

Посмотрела налево, направо. (Движение языка вправо – влево)

Вверх посмотрела: светит ли солнышко? (Движение языка вверх. Закрывают рот).

Стала белить потолки. (Кончиком языка поглаживают нёбо)

Помыла пол, вытерла пыль (Кончиком языка поочерёдно чистят нижние и верхние зубы)

Помыла окно (Облизывают губы).

На крыше дома почистила трубу (С напряжением вытягивают губы).

Замесила тесто (Шлёпают языком между губами, и покусывают кончик языка).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

2. Задание " Театр эмоций"

Воспитатель: -  А что такое эмоции?

( Ответы детей)

- Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.

В- Покажите как Баба- Яга рассердилась, когда сестрица Аленушка спасла брата Иванушку.

-Какая это эмоция? (Злость)

В- Покажите  как испугались козлята, когда волк ворвался в избушку. (Страх)

В- Покажите как огорчился заинька, когда лисичка выгнала его из домика. (Печаль)

В- Покажите как обрадовались дедушка и бабушка, когда увидели Машеньку живую и здоровую.( Радость)

- Молодцы ребята! Все эмоции распознали и показали, отправляемся дальше.

3. Задание «Театр пантомимы».

- Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела. Это упражнение на молчание.

Первое задание для девочек:

1. Показать, как танцует Фея на балу у Золушки.

2. Как злится ведьма, узнав, что Белоснежку спасли гномы.

Задание для мальчиков:

3.Как радуется Буратино, когда находит золотой ключик.

4.Как сердится волк на зайца.

 «Что я делаю»

Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «пропусти», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания».

4. Задание «Театр голоса».

Дети пропевают  гласные  звуки (с низкого на высокий и наоборот)

Д/упр.  на звукоподражание :

1.Игра «Чайник». Картинку с изображением чайника показываем ребёнку «Смотри — это чайник. Зовут его Пых. Когда он кипит, то пыхтит он так: «п-п-п-п-п-п»!

2.Игра «Насос».Вместе с ребенком покатаем машинку по полу и скажем: «Ой! Смотри, у нашей машины колесо спустилось. Давай будем его накачивать! СС-сс-сс». Имитируем руками движения как накачивают насосом.

3.Игра «Деревья шумят».
Рассказываем малышу, что когда дует ветер, деревья качаются, листики на них шелестят: «ш-ш-ш-ш-ш». Потом встаем вместе с ребенком, поднимаем руки вверх и покачиваем ими из стороны в сторону, как деревья на ветру, и шуршим: «ш-ш-ш-ш-ш».

4.Игра «Пилим пилой». Показываем ребёнку картинку с изображением пилы и говорим: «Посмотри — это пила. Она пилит и мягко свистит «сь-сь-сь-сь»". Имитируем движения пилы ребром ладони по столу.

5.Игра «Комарик». Показываем ребенку комара на картинке и говорим: «Это комарик. Он летает и поёт песенку: «з-з-з-з-з»".

6.Игра «Жук». Показываем ребенку картинку с изображением жука. «Это жук. Его зовут Женя. Он очень любит петь песенку-жужжалку.

7.Игра «Ёжик».
Покажите ребенку ёжика на картинке и скажите: «Посмотри — это ёжик. Он колючий, сердитый, когда он бегает по лесу, он фыркает: «ф-ф-ф-ф-ф».

Воспитатель: - Вы справились и с этим заданием и сундук открылся.

Я предлагаю вам артистами стать

И в сказку поиграть.

А какую сказку мы сегодня покажем нашим гостям, вы узнаете, если отгадаете загадки про ее героев: узнав всех героев сказки, вы легко вспомните название сказки.

Загадки:

1.Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки (Мышка)

2.Летом серый, зимой белый (Заяц)

3.В птичник повадится- жди беды,

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

4.Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

5.Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами

И с лепёшкой на носу

Роет землю он в лесу. (Кабан)

6.Бурый, косолапый по лесу бредёт

Любит одолжить он у пчёлок мёд. (Медведь)

Драматизация сказки  «Рукавичка»

Рассказчик : Это сказка-невеличка про зверей и рукавичку

(На первом плане макет рукавички)

Люли-люли, тили-тили!

Зайцы по воду ходили,

И из речки, как ковшами,

Воду черпали ушами,

А потом домой носили.

Тесто для лапши месили.

На ушах развесили –

Очень было весело! 

Но случаются в лесах

Позанятней чудеса!

Ой, смотрите под берёзой

Рукавичку вижу я.

Кто потерял её, друзья?

Кому же надо её отдать 

Давайте тихо посидим,

На рукавичку поглядим…

Смотрите, Мышка побежала,

Уж не она ли потеряла?

 (звенят колокольчики)

Мышка:

Я под кустиком сижу

И от холода дрожу.

Рукавичка – это норка!

Побегу я к ней с пригорка –

Это норка новая,

Теплая, пуховая!

Рассказчик : Только в норку забежала,убираться сразу стала.

А по лесу вдоль опушки зайка вот уже спешит.

 (погремушки гремят)

Зайчик:

Прыгал зайчик вдоль опушки,

У него замерзли ушки.

И куда теперь мне деться,

Где несчастному согреться?

Кто внутри – зверек иль птичка?

Есть кто в этой рукавичке?

Мышка:

Это Мышка-поскребушка!

В этом доме уберушка!

Зайчик:

Ты пусти меня, норушка!

Очень мерзнет Зайчик,

Зайчик-побегайчик!

Мышка:

Нам обоим места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Рассказчик :

Поселилась Мышь с Зайчонком.

Вот живут они не тужат

И представьте –крепко дружат.

Топят печь, зерно толкут,

Да блины в печи пекут.

И живут они вдвоём,

Украшают новый дом.

Вот бежит Лисичка

Увидала рукавичку.

 (Металлофон звучит)

Лисичка:

Ой, спасите, дед Мороз

Укусил меня за нос,

По пятам за мной бежит –

Хвост от холода дрожит!

Отвечайте вы лисичке,

Кто ютится в рукавичке?

Мышка:

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик:

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка:

Пожалейте вы лисичку

И пустите в рукавичку!

Зайчик:

Нам троим здесь места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Рассказчик : Зверята вместе живут, пироги в печке пекут

Горя да невзгод не знают.

Не успели дверь закрыть,

Волк в окно уже стучит.

 (Звучит гудок)

Волк:

На луну я ночью выл

И от холода простыл.

Громко серый волк чихает –

Зуб на зуб не попадает.

Эй, честной лесной народ,

Кто, скажите, здесь живет?

Мышка:

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик:

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка:

Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Волк:

Вы меня пустите жить,

Вас я буду сторожить!

Лисичка:

Четверым здесь места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

На полянке из-за деревьев справа появляется Кабан. (Звучит бубен)

Кабан:

Хрю! Совсем замерз бочок,

Мерзнут хвост и пятачок!

Рукавичка эта кстати!

Мышка:

Места здесь тебе не хватит!

Кабан:

Влезу я уж как-нибудь!

Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка:

В тесноте –да не в обиде!

Рассказчик : Звери весело живут, звонко песенки поют.

Из-за деревьев справа выходит Медведь. (звучат барабаны)

Медведь:

Мерзнет Мишка косолапый

Мерзнет нос и мерзнут лапы.

Нету у меня берлоги!

Что тут, посреди дороги?

Рукавичка подойдет!

Кто, скажите, в ней живет?

Мышка:

Я вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик:

Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку залезайчик!

Лисичка:

Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Волк:

Здесь еще живет волчок,

Теплый серенький бочок!

Кабан:

Ну а я кабан-клыкан,

Рукавичку затыкан!

Медведь:

Что-то вас тут многовато,

Я залезу к вам, ребята?

Мышка:

Толстый, а еще туда же!

(Медведь влезает в рукавичку)

Рассказчик :

Звери вместе все живут,

Пироги в печке пекут,

Горя и невзгод не знают.

Каждый своей работой занят,

А как вечер за окошко заглянет,

Зверята пляшут и поют,

Очень весело живут 

Тут хватился дед пропажи

Псу велел назад бежать,

Рукавичку отыскать!

Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.

Собака:

Гав-гав-гав! Так вот она!

За версту она видна!

Эй вы, звери там иль птицы,

Быстро брысь из рукавицы!

Если в ней кого застану,

Очень громко лаять стану.

Тут же дед с ружьем придет,

Рукавичку отберет!

Рассказчик

Звери очень испугались,

В рассыпную разбежались.

И лишились навсегда

Рукавички новой

Теплой и пуховой!

Рассказчик :

Мы вам сказку показали,

Все старались, молодцы (выходят из-за кулис актёры)

Похлопаем актёрам от души (кланяются, уходят)

3.Заключительная часть.

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, а как ,вы, думаете, какие были герои в сказке?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)      

Воспитатель:  -Актерами какой сказки вы сегодня были? (Ответы детей)    

Воспитатель: - Вы сегодня все большие молодцы, а сейчас, давайте попрощаемся  с нашими гостями и поблагодарим их за внимание. 

       Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

воспитание звуковой культуры речи через проектную деятельность

В докладе подробно описывается  работа по звуковой культуре речи с дошкольниками через проектную деятельность, какие были поставлены задачи и через что они реализовывались.  На подготовитель...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...