воспитание звуковой культуры речи через проектную деятельность
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ханахмедова Роза Михайловна

В докладе подробно описывается  работа по звуковой культуре речи с дошкольниками через проектную деятельность, какие были поставлены задачи и через что они реализовывались.  На подготовительном этапе:

 -  изучила методическую и художественную литературу по данной проблеме;

 - составила перспективно-тематический  план работы с детьми;

 - подобрала  и систематизировала дидактические игр и игровые упражнения;

 - провела родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;

 - провела диагностическое обследование по развитию звуковой культуры речи;

 - обогатила предметно – развивающую среду.

    На деятельностном этапе:

    Для формирования правильных артикуляционных движений составила комплекс артикуляционной гимнастики «Сказки веселого язычка», включающий:

   - упражнения с язычком;

 - упражнения для подвижности  губ;

 - упражнения для развития подвижности мягкого неба.

     Подобраны игры для формирования  речевого дыхания, для  развития слухового внимания и восприятия, на развитие силы и высоты голоса, на развитие фонематического слуха, для выработки правильного темпа речи и многое другое.

    Прописывается работа с роителями

     На заключительном этапе  реализации проекта было проведено открытое интегрированное занятие «Поможем Незнайке».

    Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты.  Показатель высокого уровня развития звуковой культуре  речи  детей составил –  54% (12 детей) среднего уровня –  37% (8 детей), низкого уровня –  9% (2 ребенка).

 

                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_hanahmedova.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Доклад на тему:

«Воспитание звуковой культуры речи  через проектную деятельность»

Секция №4 «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ,ГПО, интеграция воспитательно – образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно – ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»

                                                           Выполнила: Ханахмедова Роза Михайловна

   

                                                                         воспитатель МБДОУ № 3 «Чебурашка»

г. Шарыпово, 2014г.

Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания  правописания.

                                                                                                                                   К.Д. Ушинский

     Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению дошкольников родному языку. Именно дошкольный возраст, по мнению большинства ученых, является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

     Ребенок овладевает фонетической системой языка постепенно, на основе слухового восприятия звучащей речи окружающих через поиск необходимых артикуляторных движений под контролем фонематического восприятия собственного произношения.

     Становление фонетического компонента речи в норме завершается в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту ребенок имеет пропорционально сформировавшийся артикуляционный аппарат, а также достаточно развитые фонематические процессы и артикуляционную моторику (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, В.И.Бельтюков, В.Я.Орфинская, Н.И.Жинкин и др.).

     Однако результаты ежегодного обследования звуковой стороны речи выпускников показывают, что 30 – 40% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков. Это свидетельствует о том, что проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

     Правильное произношение характеризуется целым рядом элементов, образующих целостную систему: произношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, темп и ритм речи, интонационная оформленность высказывания и др. Выпадение или нарушение одного из компонентов затрудняет применение устной речи как средства общения. Фонетические недостатки служат одним из факторов, препятствующих усвоению не только словаря, но и всего языкового материала, что влечет за собой недоразвитие речи и впоследствии трудности в овладении русским языком как школьным учебным предметом:

  • дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук;
  • нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы;
  • дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

     Исходя из сложившейся проблемы, определили тему своей педагогической работы: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников через проектную деятельность».

     Совместно с учителем – логопедом был разработан и запущен творческий проект: «Трудный звук – ты мой друг», направленный на развитие звуковой культуры речи и эмоций детей. Длительность проекта 8 месяцев (октябрь – май), участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

     На начальном этапе работы с учителем – логопедом продиагностировали уровень звуковой культуры речи детей старшей группы и были выявлены следующие результаты: низкий уровень – %, средний  уровень – %, высокий уровень – %.

     Учитывая данные мониторинга, для достижения цели выделили следующие задачи:

  • развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
  • формирование правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в

       соответствии с языковыми нормами,

  • развитие речедвигательного аппарата, выработка правильного речевого дыхания,

умеренного темпа речи, развитие умения регулировать громкость произнесения слов и       фраз, использовать интонационные средства выразительности в зависимости от содержания высказывания.

     Изложенные задачи определили направления работы.

     На подготовительном этапе изучили методическую и художественную литературу,

подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения, инсценировки, пальчиковые, подвижные и дидактические игры, составили перспективно-тематический  план работы с детьми, отремонтировали кубики разной величины, карточки – символы. Провели родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.

     На деятельностном этапе провели нод по звуковой культуре речи «Поможем Незнайке»  для педагогов и родителей.  Ежедневно   проводили логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.  В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним.

     Использовали на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми  кубики разной величины с карточками – символами для проведения игр и игровых упражнений:  «Артикуляционная гимнастика»; «Кто в домике живет?»; «Умный рассказчик»; «Цветные рассказы» и др.

     Составленные рассказы, сказки дети инсценировали, зарисовывали в книжках – малышках.

     Формирование произносительной стороны речи осуществлялось с помощью разнообразных игровых приемов и упражнений, описанных М.Ф. Фомичевой, Л.Н. Ефименковой, В.И. Селиверстовым, 3.А. Репиной и др. Занимательность игры не только позволяла опосредованно решить собственно «речевую задачу» и тем самым снять возможные коммуникативные комплексы ребенка, состояние неуверенности, но и, как правило, являлась достаточно сильным стимулом, способствующим эффективному усвоению языковых элементов. При этом использовали игровые приемы не фрагментарно, а систематически включали  их в структуру различных видов деятельности дошкольников.

     Важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи является развитие слухового внимания и восприятия. Умение слышать и различать звуки действительности, внимательно слушать и понимать речь окружающих – основа овладения правильным произношением звуков родного языка, умения менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

     На развитие слухового внимания были направлены игры с использованием различных музыкальных инструментов и других «звучащих» предметов (бумага, ложка, барабан, дудка и т.д.): «Узнай по звуку», «Кто что услышит?», «Где позвонили» и др., а также игры на различение слов и фраз, звуковых комплексов по высоте, силе, тембру голоса: «Угадай, кто это», «Улавливай шепот» «Слушай и выполняй», «Запомни слова» и др.

     Источником образования звуков речи является достаточно сильная направленная воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

     Формирование речевого дыхания сводилось к тому, чтобы научить детей свободно, долго, плавно выдыхать через рот, устремлять воздушную струю в заданном направлении, с определенной силой. Этому способствовали веселые игровые упражнения: «Зимние забавы», «Футбол», «Бабочка», «По дороге», «Фасолевые гонки», «Путешествие колобка» и др.

     При формировании правильных артикуляционных укладов был эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз, включенных в игровой сюжет «Сказки Веселого Язычка». Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционального фона, но и на длительность их выполнения.

     На развитие силы и высоты голоса направлены такие игровые упражнения, как «Три медведя», «Тихо – громко», «Высоко – низко». Умение говорить без напряжения, менять высоту и силу голоса, темп речи в зависимости от ситуации общения вырабатывалось в ходе произнесения чистоговорок, стихотворных фраз, песенок, потешек, диалоговых реплик по сказкам «Теремок», «Под грибом», «Колобок» и др.

     Максимально широко использовались  игровые приемы и формы работы на всех этапах преодоления произносительных трудностей: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.

     При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения использовался специфичный прием – утрированное произношение или интонирование звука изолированно («По дорожке»), в слогах («Подружи звуки»), в словах, в потешках, стихах, скороговорках.

     Способность узнавать и различать звуки, составляющие слово, т.е. развитие фонематического слуха, осуществлялась в процессе знакомства старших дошкольников со звуками родного языка «Город звуков», в таких играх как: «Кто в домике живет?», «Зашифрованное слово», «Паровозик», «Слог да слог», «Улитка», «Рифмы» и др. Игра «Связанные одной цепью» позволяла детям осознать такие единицы, как слово, предложение, текст.

     Участие детей в играх-драматизациях, мини-инсценировках по сказочным сюжетам подготавливала их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности. В таких играх наилучшим образом находили отражения приобретенные навыки: умение точно выражать мысли, чувства и настроения, регулировать высоту и силу голоса, темп речи, умение отчетливо произносить простые фразы, соблюдая интонацию целого предложения, вопроса или ответа, выстраивать и регулировать процесс общения.

     Развитие речи дошкольников теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие, что является одним из показателей готовности к школе. Поэтому в своей работе широко применяем пальчиковые игры, которые отражают реальность окружающего мира. В процессе игры развивается память, воображение и фантазия, что дает возможность ребенку рассказывать руками целые истории. В конечном итоге кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает ребенку овладением навыком письма. Данные упражнения используем ежедневно продолжительностью не меньше 5 – 10 минут, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

     Работа по воспитанию звуковой культуры речи не может быть эффективной без участия родителей. В беседе с родителями убеждаем в важности развития мелкой моторики рук ребенка, используя различный материал: бумагу, бисер, пуговицы, пластилин, природный и бросовый материал и др.

     Стараемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребенка значима и все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны. Провели анкетирование по теме «Отношение родителей к проблеме звуковой культуре речи», что позволило спланировать дальнейшую работу:

- совместно с родителями создали в группе логопедический уголок «Говорунок», в котором имеются альбом с речевыми и наглядными материалами для автоматизации и дифференциации звуков «Цепочка слов», «Звуковые картинки»; альбом с картинками и символами на развитие мимической и интонационной выразительности речи, серия сюжетных и предметных картин на развитие лексико – грамматического строя речи, наглядно – дидактические пособия: «Говорим правильно», «Мир в картинках», «Рассказы в картинках», дидактические игры-ребусы: «Волшебный телевизор», «Имена детей», наборы картинок с различными звуками, настольно – печатные игры, разнообразные поддувалочки (листочки, ватки, снежинки) и др.

- один раз в две недели (во второй половине дня) проводим «Игротеку», где на игровом материале дети закрепляют полученные умения. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Родители могут проконсультироваться по поводу интересующих их речевых проблем, познакомиться с новыми речевыми дидактическими играми, взять домой понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы с ребенком;

- проведение родительских собраний, консультаций («Веселая зарядка с язычком», «Почему сначала звуки, а потом буквы», «пальчики помогают говорить» и др.), бесед, наглядной информации в родительских уголках («По дороге из детского сада», «Игры на кухне»), выставок рисунков, поделок, книг («Разноцветный мир», «Бумажное волшебство» и др.)

     По результатам диагностики, проведенной на заключительном этапе реализации проекта,  показатель высокого уровня развития по звуковой культуре  речи  детей составил – %, среднего уровня –  %, низкого уровня –  %.

     В результате целенаправленной работы по развитию произносительной стороны речи дошкольник своевременно овладевает правильным четким произношением и различением звуков родного языка, умеет использовать различные средства мелодико-интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

     Принимаю участие в методической работе ДОУ и города:  в  2008 году на Педагогическом совете ДОУ «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»   выступила с докладом по теме «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»; в 2008 году представила проект «Чудо – кубик» на  Всероссийском фестивале «Открытый урок» в декабре 2008 года, получив сертификат на публикацию статьи «Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего дошкольного возраста «Чудо - кубик».

                                                                                         662315 Красноярский край,

                                                                                         г. Шарыпово

                                                                                         1 мик – он, д.5, кв.36

                                                                                          телефон сл. 25-3 -27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»...