Круглый стол для педагогов "Оздоровительная направленность образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников)
материал на тему

Словягина Елена Анатольевна

 Цель проекта продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №1161 Структурное подразделение №6

Круглый стол для педагогов

Оздоровительная направленность

Образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников).

Воспитатель:

Словягина Е.А.

г. Москва.

2015-2016 г

Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении

Задачи :

- Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья

Укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.  Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно , что здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.  Усилия педагогов направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. И это неслучайно, потому что именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте ДО. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Дети сегодня находятся в условиях постоянного экологического и социального напряжения в обществе. Все, что происходит в обществе, непосредственно влияет на здоровье детей. Состояние здоровья ребенка является объективным, естественным биологическим индикатором экологического благополучия общества. Поэтому сегодня актуально значимым и востребованным становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство - это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей   дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение   взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и   непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте, когда отношение родителей к одному   ребенку более внимательное и заботливое, у другого может возникнуть чувство ревности. У   детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к  родителям ,  родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и   лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.

Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения в деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее "реактивны", подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой, считающиеся главными "поставщиками" неврозов и невротических реакций. У этих детей физиологическое   состояние напряжения - стресс может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж ,  во всяком случае, не провоцировать их. Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу   переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать   малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать   возникшую реакцию жалости можно такой фразой: "Нельзя бросать куклу - ей будет больно"   или поощрить радостную реакцию при виде живого существа - это укрепляет чувство   сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких   детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности - это в то же время эффективный прием укрепления эмоционального здоровья

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников –  учебной  . Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Эмоции, как положительные, так отрицательные, возникающие у детей во время игровой деятельности, можно рассматривать как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной, сердечнососудистой и других систем. Игра на свежем воздухе более благоприятен и оказывает сравнительно оздоровительный эффект, чем игра в закрытом помещении. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком дружно, радостно, с подъемом. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений. Чаще применяют 5 групп упражнений, обозначенных, как оздоровительные: элементы акробатики, подвижные игры, упражнения с разными предметами, музыкально-ритмические упражнения. Классификация условна, так как, например, подвижные игры имеют наибольшее оздоровительное значение, а упражнения с предметами могут носить музыкально-ритмический характер. Оздоровительные упражнения направлены на формирование правильной осанки и положения всего тела при ходьбе и посадке

Главная задача воспитателей - научить ребенка правильному выполнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекции его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению "самолетик" при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При "приземлении самолетика", когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы. Оздоровительные упражнения, групповые игры, содержащие элементы акробатики, с использованием разных предметов или снарядов должны широко вводиться в оздоровительный комплекс. Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников. Первая группа упражнений наиболее проста - их четыре

ПТИЧКА". Ребенок сидит, скрестив ноги,  руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в "крылышки". Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

 "ПОДСВЕЧНИК". Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

"КТО СУМЕЕТ". Из положения "лежа на спине" ребенок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

 "САМОЛЕТ ПЛАНИРУЕТ". Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый корригирует вертикальное положение корпуса. Упражнения 2-ой группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

 "КАЗАЧОК". Ребенок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

 "БАЛЕРИНА". Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия

ЗАЙЧИК СЛУЖИТ". Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Взрослый поддерживает ребенка за руки. Упражнения 3-ей группы для совместных игровых действий - это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей: чем меньше ребенок, тем проще правила. Лучше играть с ребенком в небольшом коллективе из нескольких детей и 1-2 взрослых. В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый раз было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений. Музыкальное воспитание ребенка следует начинать с обучения его слушать музыку и понимать его оттенки. Опыт   применения ритмической гимнастики в старших группах детских садов показал, что современная эстрадная музыка в быстром темпе (ритм 120 тактов в 1 минуту и более) вызывает у детей желание выполнять танцевальные движения. Взрослые должны показать детям простые упражнения ритмической гимнастики и научить их делать это легко и без напряжения. А   выполняя упражнения вместе с детьми, взрослые должны обращать внимание на правила безопасности. Во-первых, ребенка не следует держать при подъемах только за кисти, так как   костный и связочно-мышечный аппарат детского запястья еще недостаточно сформирован и   легко может быть травмирован. Лучше ребенка держать за бедра или за предплечья. При "выполнении акробатических упражнений следует предохранять позвоночник от неправильного прогиба, а голову - от удара или неправильного поворота. Каждый раз надо исходить из реальных возможностей ребенка выполнить данное упражнение. Оздоровительный эффект от игры, проведенной на свежем воздухе в парке, лесу, на   прогулочной площадке, улице, будет значительно выше, чем от игры в закрытом   помещении, как бы хорошо ни было проветрено, освещено и чисто. Оптимальная   температура воздуха - +16С  . С целью профилактики растяжения связок и мышц при прыжках и беге, на игровых занятиях   в помещении желательно постелить толстый ковер или ватное одеяло, а все предметы ,   которые можно разбиться при беге или ходьбе, должны быть убраны. Циклические упражнения на улице (бег и прыжки, езда на велосипеде, игра со скакалкой и др.) следует проводить на тропинках в скверах и парках. При этом надо помнить, что стопы из-за слабости мышц и связок на твердой поверхности могут быть травмированы, своды стоп -  уплощаться, что может привести к плоскостопию. В этих играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только с взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги- воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений   оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра – это   наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения   старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли   распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только   объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает   например  , то в роли мамы, то папы и т.д. Тем самым обогащается эмоциональный мир   ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.  Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших   дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор

игрушек, изображающих мальчиков и   девочек и таких популярных животных, как волк, заяц, медведь, ежик, лисица и др. Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду. Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь Потребность в деятельности - необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом - игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться и   уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ту эмоциональную окраску, которая есть у ' любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает   деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате   возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление.  Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются я конструированием, лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как В детском саду", "Дома", "Во дворе", "Семья", позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным   изображением его автора смелым и храбрым.  Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в   воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка   формировалось и развивалось гармонично, взрослые должны поддерживать в нем   жизнерадостность и бодрость. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: "Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к   окружающему миру - всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые    ребенок видит и слышит со стороны родителей". Самое главное в дошкольном воспитании -  это любовь, ласка и внимание, что может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.


III. Практическая часть – работа «круглого стола».


Упражнение «Интервью».
Время работы: 5 минут.
Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам оздоравления  Вы отдаете предпочтение в своей профессио-нальной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов оздоравления


Упражнение «Обмен мнениями».
Время работы: 7 минут.
Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с дошкольниками. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем. 

Заключение.

Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе физкультурно-оздоровительной работе, мы пришли к выводу, что

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Овладение педагогами механизма построения интегративного воспитательного-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса в соответствии с ФГОС, что существенно способствует решению задач всестороннего и гармоничного развития дошкольников и личностного роста детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей «И это все о здоровье!»

Материал для проведения круглого стола и анкетирование родителей о здоровье детей....

Круглый стол с родителями на тему: «Безопасность и здоровье наших детей»

Цель:  Обратить внимание родителей на то, что ребёнка необходимо научить безопасности в современном мире...

Круглый стол «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интелле...

Выступление на Круглом столе Определение основных направлений в трудовом воспитании старших дошкольников

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к...

Круглый стол для педагогов "Организация педагогического процесса в период адаптации детей к ДОУ"

Предложенная форма проведения мероприятия предполагает повышение профессионального мастерства педагогов....