Круглый стол для педагогов "Организация педагогического процесса в период адаптации детей к ДОУ"
материал

Димитрюк Наталья Владимировна

Предложенная форма проведения мероприятия предполагает повышение профессионального мастерства педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Организация педагогического процесса  в период адаптации детей к ДОУ»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

- Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.

- Развивать коммуникативные способности педагогов.

Ход мероприятия

В начале занятия звучит музыка, воспитатели выбирают шарик в соответствии со своим настроением (шарики красного, желтого, зеленого и синего цветов, вырезанные из цветной бумаги), объясняют, почему они выбрали именно этот цвет.

  1. Упражнение «Улыбка.

Сидящие в кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

  1. Упражнение «Цепочка доверия»

Участники  образуют круг и начинают по очереди говорить соседу справа про свое доверие: «Я тебе доверяю, потому что ты – честный» (добрый, справедливый, сильный ….)

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребенка, поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояние эмоционального благополучия.

Теоретическая часть

1.Игра «Что влияет на адаптацию детей к условиям ДОУ?»

Участники объединяются в группы по 3 человека. Каждая группа должна составить схему «Факторы, которые влияют на адаптацию».

 В рассказе должны быть использованы слова: адаптация, педагог, родители, дети, радость, игра, помощь.

2.Мозговой штурм

Участники  должны объяснить понятия.

Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Негативизм – отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.

Упрямство  – то психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Эмпатия – ощущение способности испытывать за другого его чувства

Непокорный – человек не подающийся чужой власти, требованиям.

  1. Создание условий  комфортного пребывания ребенка в  детском саду

Проблема детского сада - хорошо или плохо, отдавать или подождать - такой вопрос рано или поздно возникает в каждой семье. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Но, вне всякого сомнения, посещение дошкольного учреждения имеет свои плюсы и минусы.

А определиться нужно с точки зрения науки - педагогики, медицины, психологии. С научной точки зрения посещения детского сада - фактор положительный во всех вопросах, необходимый для полноценного воспитания и развития малыша. Искусство общения с другими членами общества играет важную роль в жизни каждого, поэтому общаться нужно учить с детства. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша положительные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающему, готовность помочь другому, также способность находиться в коллективе.

Адаптация - это врожденная реакция организма приспосабливаться к новым условиям жизни. Процесс адаптации ребенка к детскому саду достаточно часто оказывается для нее драматическим событием, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности. Причины этому понятны: она оказалась в новых социальных условиях, сталкивается с изменением привычного образа жизни.

Благодаря совместным согласованным действиям воспитателей и родителей можно значительно сократить процесс привыкания ребенка  в ДОУ и сделать его менее болезненным.

Социальную адаптацию мы связываем с тем, насколько комфортно чувствует себя ребенок в социуме, насколько адекватным является субъективное восприятие ею себя самой - собственных социальных связей с окружающей действительностью.

Изменение привычных условий жизни требуют от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения. Такое резкое изменение привычных форм жизни вызывает, прежде всего, нервно - психические напряжения, не всегда проходит без осложнений, а у некоторых детей сопровождается тяжелым эмоциональным переживанием. У детей в период адаптации могут нарушаться сон, аппетит, настроение, иногда повышается температура тела. В некоторых может наблюдаться временная потеря речи, нарушаться ранее приобретенные положительные навыки. Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависит от таких факторов, как:

- возраст ребенка;

- состояние здоровья и уровень развития ребенка;

- индивидуальные особенности ребенка;

- опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

- Первая группа - те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешены.

- Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды интерес игрой сменяются периодами безразличия, капризы. Им не хватает доверия в отношении воспитателей, других детей. Навыки игры и общения в таких малышей развиты недостаточно.

- Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новой среде. Как правило, они не самостоятельны, неконтактные, привычные к нестабильности в режиме дня, быстро устают.

Причинами «тяжелой адаптации» детей к условиям детского учреждения могут быть:

несформированность у ребенка положительной установки, на посещение детского учреждения;

  • несформированность навыков самообслуживания;
  • несформированность предметно-практической деятельности у ребенка;
  • несформированность продуктивных форм общения со сверстниками;
  • значительное несоответствие домашнего режима режиму ДОУ;
  • задержка формирования эмоциональных связей между ребенком и воспитателем.

4. Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация № 1

Маша (3г.) и Аня (3г. 2 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши.

Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?

Возможные варианты ответов:

Вариант 1. Аня перешла в фазу игры "вместе". Ей необходим партнер.

Вариант 2. Родители Ани часто поступают таким же бесцеремонным образом, когда считают, что Ане надо заняться чем-то другим, не тратя время и силы на убеждения. Ребенок усвоил такую модель поведения. Попытайтесь создать другую модель поведения у ребенка.

Проблемная ситуация № 2

Миша (3г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами кризис трех лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.

Возможные варианты ответов:

Вариант 1. Если время позволяет, предоставьте ребенку возможность повоевать с колготками самому. Когда он выбьется из сил, предложите свою помощь, по возможности, предоставив ребенку делать это самому с вашими подробными указаниями, желательно в стихотворной форме. Важно это сделать до того, как он расплачется от бессилия. Если опоздали, сначала утешьте, похвалите его самостоятельность, скажите, что он почти их надел, осталась пара пустяков. Затем начинайте учить.

Вариант 2. Надо торопиться, все дети почти одеты. Выждав немного, осторожно предложите помощь. Если ребенок заупрямится, скажите, что он уже справляется, только вот забыл сделать то-то и то-то. Если поторопиться, дело может кончиться скандалом, а это займет еще больше времени.

Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

В конце  воспитатели выбирают шарики в соответствии со своим настроением. Объясняют свой выбор. Как изменилось настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...

Организация педагогического процесса в период адаптации

Советы воспитателям группы раннего возраста....

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

Данный материал разработан для педагогов, работающих с детьми, которые пришли впервые в детский сад или по рекомендации ПМПК перешли из одного детского сада в другой....

Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации к ДОУ.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса - общество становится все более психо...

Буклет "Организация педагогического процесса в период адаптации"

Организация  педагогического процесса в период  адаптации...

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации ребёнка к детскому саду.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим посещения ребёнка ДОУ с учётом его особенностей( кому-то достаточно 2х часов пребывания в саду, кто-то сразу готов остаться до обеда и т.д), но ...

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации

памятка для воспитателей и младших воспитателей...