Мастер класс для воспитателей
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Ольга Леонидовна Романова

Материал по экспериментальгной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС №19 «ЕЛОЧКА» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА:

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                         

                                                                                         МБДОУ ДС №19 «Елочка»

                                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Романова Ольга Леонидовна.

 ЕВПАТОРИЯ 2017 г.

 «Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- расширять знания педагогов о значении экспериментирования для детей дошкольного возраста;

- формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником;

- активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;

- познакомить воспитателей с рекомендациями по проведению опытов и экспериментов, с организацией развивающей среды.

Планируемый результат: знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Добры день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами.

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

Экспериментирование, так же как и игра – является ведущим видом деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Слайд №1 «Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности»

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира;
  • Развивать собственные познания с помощью наглядных средств;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность;
  • Расширять кругозор детей;
  • Воспитывать у дошкольников гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.

Слайд № 2 «Памятка воспитателю»

В ходе проведения исследований можно выделить несколько общих правил.

  • Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Помогайте детям:
  • учиться управлять процессом усвоения знаний;
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу, классификации, обобщению информации.

Слайд №3 И еще: «Несколько важных советов»

  1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
  2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты;
  3. Объясните ребенку, что нельзя пробывать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
  4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
  5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
  6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
  7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыт друзьям;
  8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Слайд №4 Стихотворение.

Эксперимент рождается не просто:

Порой с наивного вопроса.

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получиться у нас?

Уважаемые коллеги, и сейчас я вам хочу предложить самим поэкспериментировать.


Первый опыт называется «Всасывание воды»

Для этого опыта нам понадобиться:

Стакан с окрашенной водой, тарелка, свеча, спички.

Ход опыта.

Поставьте свечу по середине тарелки. Вылейте в тарелку окрашенную воду и подожгите свечу. Переверните стакан в тарелку с горящей свечой.

Наблюдаем, что происходит:

Свеча затухает, а вода оказывается внутри стакана.

Почему это происходит?

При горении кислород выгорает, объем воздуха уменьшается и получается вакуум, который и всасывает воду во внутрь стакана.

Второй опыт называется «Гелиевая – лампа»

Для этого нам понадобится:

Два стакана, одна таблетка шипучего аспирина (или любая другая шипучая таблетка), подсолнечное масло, вода разных цветов (или сок разного цвета).

Ход опыта.

Заполните на 2/3 стакана водой. Затем добавьте подсолнечное масло так, чтобы до края стакана оставалось сантиметра три. Бросьте таблетку аспирина.

Что происходит?

Содержимое стакана начинает шипеть, бурлить, поднимается пена.

Почему это происходит?

Таблетка начинает растворяться и выделяет углекислый газ. В процессе растворения происходит бурление,  Масло опускается на дно, но так как масло легче воды – оно все равно поднимается на поверхность в виде разноцветных пузырей. Слои масла и воды при этом не смешиваются.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию – «Опыты и эксперименты глазами детей» Приятного просмотра.

Как вы увидели на примере моего мастер класса, занятия с элементами исследовательской деятельности не только интересны но и познавательны. Поэтому в своей педагогической деятельности я регулярно использую элементы экспериментирования.

Для этого в группе создан уголок экспериментирования. В нем собраны материалы и оборудование, которые необходимы для проведения опытов и экспериментов.

Для того, чтобы элементы экспериментальной деятельности применяли в своей работе и другие педагоги, мною сформирована картотека занятий, в которой подробно описана методика проведения опытов и экспериментов. Проводятся консультации и семинары с воспитателями. Мною составлены брошюры с рекомендациями по организации экспериментальной деятельности для педагогов.

Но, так как воспитание и обучение детей, это не только обязанность педагогов, но и родителей. Я стараюсь заинтересовать родителей в проведении опытов и экспериментов в домашних условиях. Для этого в группе организована выставка результатов экспериментов с фотографиями их проведения. Проводятся консультации, беседы и собрания с родителями по внедрению экспериментальной деятельности. Созданы брошюры и буклеты с описанием и рекомендациями по развитию экспериментальной деятельности детей.

Уважаемые коллеги, хочу вам вручить буклеты по опытно-экспериментальной деятельности.

И в заключении хочу сказать:

Мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легко доступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям. И только мы можем научить их понимать, осознать и находить правильные ответы на вопросы.

Как сказал Климент Аркадьевич Тимирязев «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой практики не прошел».

Давайте поможем нашим детям пройти эту школу.

На этом, уважаемые коллеги, мне хотелось бы закончить. Желаю вам всем успехов и удачи.

Оборудование: на 10 человек.

Опыт №1 «Всасывающаяся вода»

Стакан стекло – 10 шт.

Пластмассовые стаканы с окрашенной водой пищевыми красителями – 10шт.

Пластмассовая тарелка – 10шт.

Свеча – 10шт.

Спички – 10 шт.

Опыт №2 «Лава – лампа».

Стакан стекло – 10 шт.

Шипучая таблетка (аспирин) – 10 шт.

Подсолнечное масло – 3 бутылки + 10 шт. пластмассовых стакана

Пластмассовые стаканы с водой – 10 шт.

Пищевые красители разных цветов.

Тарелочки для таблеток – 5 шт.

Ложки – 10 шт.

Салфетки влажные и обыкновенные, салфетницы, бумажное полотенце, халаты для педагогов, скатерти, тряпочные салфетки для вытирания столов, буклеты, проектор.

Методические советы, предостерегающие от ошибок.

1. Большинство экспериментов носит созерцательный характер, что не способствует развитию инициативы детей, снижает образовательную и воспитательную ценность опытов. Следовательно, необходимо предоставлять возможность ребенку самостоятельно действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними.

2. Педагогам называть не только объекты и их отдельные части, но и давать биологическую и экологическую характеристику, вскрывать сущность реакции организма со средой, показать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

3. Следить, чтобы эксперименты получали логическое завершение.

4. Результаты экспериментов использовать на последующих занятиях. Это соответствует принципу системности и последовательности обучения при ознакомлении с природой.

5. Педагогу не сообщать выводы в готовом виде, привлекать детей к их формулированию.

6. Развивать связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, развитием элементарных математических представлений, развитием речи, трудом и т.д.

7. Следить за тем, чтобы анализ результатов опытов не подменялся анализом поведения детей и их отношения к работе.

8. Как и при игре, не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.

9. В процессе детского экспериментирования не следует жестоко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.

10. Дети не могут работать, не разговаривая. Когда в процессе становления психики ребенка наглядно- образное мышление начинает заменяться словесно- логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

11. Нужно учитывать право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

по экспериментированию:

 Самое главное – подходите к этой работе творчески.

Для этого:

1.Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

2.Не сдерживайте инициативы детей.

3.Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4.Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....