Цикл занятий на тему "Семья"
план-конспект урока (старшая, подготовительная группа) на тему

Корнилова Ирина Валентиновна

Цикл из 4 занятий:

  • Что такое семья
  • самый дорогой человек (занятие о маме)
  • Самые сильные в нашей семье (о мужчинах)
  • Самые мудрые и добрые (о бабушках и дедешках)

Материал разработан для детей 5 - 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

Цикл занятий по теме «Семья»

для детей 5-7 лет

Разработала:  Корнилова Ирина Валентиновна,

 педагог дополнительного образования

                                                                                           

Адрес ОУ:  606000, Нижегородская   обл.,                                                  

г. Дзержинск ул.Бутлерова 4Г                                                                  

Тел.(8313)25-23-13, факс(8313)26-15-23                                                                                              

e-meil: ecos-bio@yandex.ru

 

 

Дзержинск

2018г.

Занятие № 1

«Что такое семья»

Цель: любить и ценить свою семью

Задачи:

  • Дать представление о понятии «семья»
  • Воспитывать чувство признательности ко всем членам семьи
  • Формировать культуру общения с окружающими людьми
  • Закреплять представления о семейных обязанностях всех ее членов;

Материал: кубик здоровья, листы бумаги на каждого ребенка, принадлежности для рисования, мяч, аудио записи песен о семье и дружбе.

Ход занятия

  1. Орг. момент. Приветствие – логоритмическое упражнение «Ты и я»

Ты и я, ты и я, (дети показывают на соседа справа, на себя, соседа слева, на себя)

Вместе – дружная семья (кладут руки друг другу на плечи)

Вместе играем, (прыгают на месте, кружатся)

Вместе читаем (изображают действие)

И друг другу всегда помогаем (два хлопка и «обнимашки»)

  1. Основная часть

Педагог обращает внимание на «кубик здоровья». Каждая грань кубика – один из аспектов здоровья. Личностный, эмоциональный, физический, социальный, интеллектуальный и духовный.

-Сегодня мы будем говорить о социальном аспекте здоровья. Социум – это люди, которые вас окружают.

-Какие люди окружают вас? (Дети перечисляют членов семьи)

Игра «поменяемся местами»

Дети сидят на стульях, поставленных по кругу. Педагог произносит определенное высказывание по теме занятия. Если высказывание подходит кому-либо из детей, они встают и пытаются занять другой стул (меняются местами). Если высказывание ребенку не подходит, он остается сидеть на своем месте. Игра проводится 6-7 раз.

Высказывания: поменяйтесь местами  ребята, чья семья состоит из:

- двух человек

-трех человек

-четырех человек и т.д.

Воспитатель делает вывод, что семьи бывают и большие, и маленькие. Задает детям вопросы:

Что объединяет членов одной семьи?

Для чего нужна семья?

Может ли семья состоять из одного человека?

Возможные ответы:

- Все члены семьи могут жить в одном доме, квартире.

- Могут иметь одну фамилию.

- Семья – это люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Семья нужна для того, чтобы старшие заботились о младших, учили их.

- Молодые должны заботиться о стариках, помогать им.

Семья не может состоять из одного человека. Он – одинокий человек.

Воспитатель предлагает вниманию детей стихотворение.

Семья

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Владик, братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные.

Семья – это крестная, тети и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

  1. Физкультминутка «Моя семья»

Мы с семьей пошли домой (шагают на месте)

Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянутся вверх)

Мама с ним – пониже ростом, (руки перед грудью – полочкой)

А сынок – малютка просто (низкий присед)

Он с игрушками ходил, (соединяют ладони перед грудью и                                      Маме с папой говорил: складывают пальцы в «замок»)

-Я люблю вас очень, очень!

Самый ласковый сыночек. («Обнимашки»)

  1. Викторина

Воспитатель напоминает детям, что у сказочных героев тоже есть семьи и предлагает ответить на вопросы викторины.

Вопросы:

  • Как звали папу Буратино?
  • Назовите имя сестры Кая.
  • Сколько членов было в семье Красной шапочки?
  • Кем доводилась дедушке и бабушке девочка, сделанная из снега?
  • За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?
  • Как зовут бабушку, у которой деревянная нога?
  • Были ли дети у бабушки и дедушки, от которых сбежало хлебобулочное изделие?
  • Как зовут маму внучки Деда Мороза?
  • Кем были родители Гадкого утенка?

     Рисунок на тему «Моя семья»

Воспитатель предлагает детям изобразить портрет своей семьи. Фоном к работе могут служить записи детских песен о семье и дружбе. По мере того, как рисунки будут готовы, дети могут сами размещать их на стенде.

  1. Рефлексия

Детям предлагается выбрать облачко с изображением того настроения, которое соответствует настроению ребенка после занаятия. Облачка можно поместить на лист ватмана голубого цвета (небо).

Занятие № 2

«Самый дорогой человек»

        Цель: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

        Задачи:

  • Формировать у детей любовь к матери;
  • Воспитывать желание помогать и оберегать своих мам;
  • Способствовать расширению у детей представлений о женских обязанностях в семье.

Материал: картинки с изображением разных профессий и трудовых действий (парикмахер, художник, врач, цветовод, маляр, швея, мытье полов, стирка белья, чтение сказок детям и т.п.), мяч, карточки «Я маме помогу», канцелярские принадлежности для рисования.

Ход занятия

1.Орг.момент. Физкультминутка «Моя семья»

Мы с семьей пошли домой (шагают на месте)

Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянутся вверх)

Мама с ним – пониже ростом, (руки перед грудью – полочкой)

А сынок – малютка просто (низкий присед)

Он с игрушками ходил, (соединяют ладони перед грудью и                                    

 Маме с папой говорил: складывают пальцы в «замок»)

-Я люблю вас очень, очень!

Самый ласковый сыночек. («Обнимашки»)

2. Основная часть

Воспитатель напоминает детям тему прошлого занятия. Говорит о том, что семья – это самые родные и близкие люди. Но у каждого  есть самый главный человек, без которого нас не было бы на свете. Подводит детей к понятию «мама».

Загадка

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку мне налить?

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

        Проблемная ситуация «Трудно ли быть мамой»?

Вниманию детей представляют картинки с изображением разных профессий и трудовых действий (парикмахер, художник, врач, цветовод, маляр, швея, мытье полов, стирка белья, чтение сказок детям и т.п.) воспитатель предлагает детям выбрать картинки, изображающие трудовые действия, которые мама выполняет ежедневно или часто. На задание дается 3 – 5 минут.

Дети озвучивают свой выбор картинок.

        Воспитатель обращает внимание на большое количество дел, которые мама выполняет ежедневно. Вопрос: «Трудно ли быть мамой»?

        Словесное упражнение «Какая мама»? (с мячом)

Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, ребята перебрасывают мяч воспитателю, называя определение к слову «мама».

  • Умелая
  • Сильная
  • Трудолюбивая
  • Добрая и т.п.

Воспитатель делает вывод, что у каждой мамы очень много обязанностей. Кроме этого мама еще и работает. Вопрос: «Чем же мы можем помочь своей маме»?

        3. Самостоятельное задание «Я маме помогу»

Каждому ребенку выдается карточка, на которой изображены 4 трудовых действия. Детям предлагается раскрасить те действия, которые они могли бы выполнить самостоятельно (убирать игрушки, мыть посуду, ухаживать за домашними животными, играть с младшими братьями и сестрами и т.п.) на работу дается 5-7 минут. Дети рассматривают выполненные задания, желающие могут озвучить свой выбор.

        Вывод:

  • Мама – самый главный человек для каждого.
  • У мамы очень много обязанностей и она очень устает.
  • Дети могут взять на себя часть маминых забот.

4. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- что нового вы узнали сегодня?

- что вам больше всего понравилось?

- будете ли вы помогать своим мамам?

Занятие № 3

«Самые сильные в нашей семье»

        Цель: формировать у детей понятие «сильный пол».

Задачи:

  • Способствовать развитию у детей представлений о гендерных различиях;
  • Формировать представления о нравственном поведении, необходимом во                         взаимодействии между людьми;
  • Расширять интерес детей, особенно мальчиков, к домашним обязанностям;
  • Обогащать словарь названиями рабочих инструментов.

Материал: эспандеры на половину группы, иллюстрации о жизни неандертальцев, м/фильм «Древний папа», иллюстрации, изображающие «мужские профессии», карточки с изображением различных столярных и слесарных инструментов (молоток, отвертка, топор, дрель, г. ключ, пила, шуруп, гайка, гвоздь и т.п.), аудиозапись песни В.Шаинского «Папа может», карандаши цветные.

Ход занятия

1.Орг. Момент. Приветствие – логоритмическое упражнение «Ты и я»

Ты и я, ты и я, (дети показывают на соседа справа, на себя, соседа слева, на себя)

Вместе – дружная семья (кладут руки друг другу на плечи)

Вместе играем, (прыгают на месте, кружатся)

Вместе читаем (изображают действие)

И друг другу всегда помогаем (два хлопка и «обнимашки»)

2.Основная часть.

Воспитатель напоминает детям о том, что у мам и бабушек очень много обязанностей по дому. Сообщает, что сегодня разговор пойдет о мужской части каждой семьи.

Игра с мячом «Сколько мужчин в твоей семье»

Водящий бросает мяч любому игроку и задает вопрос: «Сколько мужчин в твоей семье»? играющий перебрасывает мяч обратно водящему и называет всех мужчин в своей семье.

Воспитатель говорит о том, что мужчин часто называют «сильный пол» спрашивает, почему.

Дети высказывают свое мнение по этому вопросу. Возможные варианты ответов:

- мужчины, как правило, выше женщин;

- у них руки и ноги большего размера;

- голоса ниже и громче,

- они выносливее;

- выполняют более тяжелую работу и т.п.

Тест с эспандером

Воспитатель предлагает  детям разделиться на пары так, чтобы в каждой был мальчик и девочка. Мальчикам выдают эспандеры и просят сжать его как можно больше раз, а девочек просят сосчитать, сколько раз  мальчики могут сжать эспандер. Затем девочки работают с эспандером, а мальчики считают. (Как правило, результат у мальчиков гораздо выше, чем у девочек. Воспитателю необходимо проконтролировать, чтобы дети в парах не очень отличались по физическим параметрам.)

Воспитатель подводит детей к выводу, что мальчики сильнее девочек. Чтобы помочь детям ответить на этот вопрос, воспитатель показывает иллюстрации о жизни древних людей и задает детям вопросы.

Вопросы:

  • Где жили древние люди?
  • Чем занимались древние мужчины?
  • Где добывали пищу?
  • Кто заботился о безопасности семьи?
  • Чем занимались женщины?

Просмотр мультфильма «Древний папа»

Дети самостоятельно делают вывод, что наиболее трудоемкую и тяжелую работу выполняли древние мужчины, поэтому они и развили в себе физическую силу, мощь, выносливость.

     Воспитатель просит детей рассказать что делают мужчины в их семьях.

3. Самостоятельное задание «Знаешь ли ты?»

Детям предлагается карточка с изображением разных инструментов (молоток, клещи, отвертка, пила, топор, гвоздь, шуруп, плоскогубцы, дрель, рубанок).

Задание – раскрасить только те инструменты, название  и назначение которых ребенок знает. На задание дается 5-7 минут, работу может сопровождать песня В. Шаинского

«Папа может».

Вывод:

  • Мужчина – самый сильный в семье
  • Мужчина – опора и защита
  • Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно учиться уже сейчас, помогая старшим.

Рефлексия

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, какие задания им понравились, какие были очень трудными.

Занятие № 4

«Самые мудрые и добрые»

Цель: воспитание уважительного отношения к пожилым членам семьи.

Задачи:

  • Формировать понятия «пожилой человек», «пенсионер».
  • Развивать знания о семейных связях.
  • Воспитывать уважение к самым старшим членам семьи.
  • Формировать желание оберегать стариков и заботиться о них.

Материал: фотографии молодых и пожилых людей обоего пола (в идеале – реальных родственников учащихся),  условная схема «Дерево семьи», раскраски с изображением человечков на всех детей, цветные карандаши, мультфильм «Сказка о потерянном времени» или «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка», загадки о бабушке и дедушке.

Ход занятия

  1. Орг. Момент. Оздоровительная гимнастика «Старички»

Упражнения выполняются стоя около стульев. «Ребята» - дети стоят прямо, в свободной позиции, «Старички» - ноги чуть согнуты в коленях, плечи вперед, голова чуть опущена. «Черепашки» - спина «круглая», руками обхватить себя за плечи, голову спрятать  на груди, «Атлеты» - стойка «смирно», максимально расправить плечи и спину, голову поднять вверх. Педагог называет понятия так, чтобы согнутое положение спины чередовалось с прямым положением.

  1.  Основная часть.

Воспитатель предлагает детям узнать тему занятия, отгадав загадки:

Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки у любимой … (бабушки)

Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед мой родной, любимый …(дед)

Воспитатель сообщает детям тему занятия и предлагает поиграть в игру 

Игра «Поменяемся местами»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Водящий называет условие, если это условие подходит кому – либо из играющих, они встают и занимают любой свободный стул. Водящий тоже пытается занять стул.

Вопросы – условия:

  • Поменяются местами ребята, у которых есть бабушка.
  • Поменяются местами ребята, у которых есть дедушка
  • Поменяются местами ребята, у которых есть две бабушки
  • Поменяются местами ребята, у которых есть два дедушки…

«Дерево семьи»

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «почему мама и папа у каждого только одна или один, а бабушек и дедушек много?». Воспитатель предлагает детям рассмотреть условную схему «Дерево семьи» или презентацию, их которой понятно, что бабушка и дедушка это родители папы или мамы. А , поскольку у каждого человека по два родителя (в идеале), то бабушек и дедушек по 2

.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и сравнить фотографии мам и бабушек,  пап и дедушек. Найти отличительные признаки людей пожилого возраста.

Возможные ответы: морщины, седые волосы, очки, одежда, замедленные движения, сутулость, болезни.

Чтение рассказа «У старости мудрость»

Обычно на занятия по гимнастике Машеньку водила мама. Но сегодня мама

не смогла из-за какой-то важной работы. Мама сказала: «На гимнастику тебя

отведёт бабушка». Машенька расстроилась: «Не хочу идти с бабушкой!

Не люблю ходить с бабушкой! Она медленно ходит и на одну ногу заваливается». И даже показала, как бабушка ходит. Бабушка это услышала и увидела. И почему-то ушла в другую комнату плакать. А мама сердито сказала Машеньке: «Ты бессердечная и бессовестная. Мне стыдно за твои слова. Сиди в комнате и не показывайся мне на глаза.

Вообще сегодня на гимнастику не пойдёшь».

Обсуждение рассказа по вопросам:

  • Почему Маше не хочется ходить с бабушкой?
  • Почему бабушка хромает и медленно ходит?
  • Может ли бабушка ходить по - другому?
  • Почему бабушка заплакала, а мама рассердилась?
  • Как вы можете помочь своим пожилым родственникам?

Возможные ответы: не капризничать, одеваться самостоятельно, не забывать благодарить, уступать место в транспорте и т.д.

Просмотр мультфильма «Старость надо уважать!» из серии «Три котенка»

  1. Самостоятельная работа «Морщинки»

Воспитатель предлагает детям превратить нарисованных человечков в бабушек или дедушек, нарисовав морщины и соответствующую одежду

        Вывод: наши бабушки и дедушки прожили длинную жизнь, поэтому их называют «пожилые люди». Они вырастили наших родителей, много работали, не жалея своих сил и здоровья, А теперь помогают нашим родителям воспитывать нас – своих внуков. Они многое знают и умеют, и готовы поделиться своим опытом с нами. Берегите их, любите, заботьтесь о них.

        4.Рефлексия «За что я люблю свою бабушку (дедушку).

Список литературы

  1. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
  2. Ш.Перро «Красная Шапочка»
  3. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
  4. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
  5.  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
  6.  Русские народные сказки
  • «Колобок»
  • «Снегурочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  1. В. Осеева «Просто старушка»
  2. С.Я.Маршак «Шел трамвай девятый номер»
  3. В.Шварц «Сказка о потерянном времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"

Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...

Коррекционно-музыкальное занятие "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств"

Открытый показ коррекционно-музыкального зантия "Подготовка корабля"  из цикла  занятий "Путешествие на остров Чувств". В занятие входят разработки авторских музыкльно-дидактических игр на р...

Конспект 1 физкультурного занятия "В гости к Мишке" из цикла занятий "Ребята и зверята"

Конспект занятия на тренировку ориентировки детей в пространстве и координации их движений, разных видов ходьбы, бега, ползания через туннель, прыжки из обруча в обруч....