"Опыты с водой"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Ольга Леонидовна Романова

Экспериментальная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_vodoy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  I.         Вода.

 Наша планета земля представляет собой огромный шар, состоящий из горных пород.

 Но большую часть земли составляет вода это моря, реки, озера, болота.

 Вода играет большую роль в жизни человека. Все мы состоим из трех химических веществ, которые содержаться в пище.

Вода  - самый важный компонент. С напитками и едой мы потребляем ее около двух литров в день. Человеческий организм на 70 % состоит из воды, и только на 30% - из твердых веществ. Вода есть и в животных и растениях, в живой и неживой природе.

(Показ иллюстрации о содержании воды в человеке.)

Воду мы находим в естественном виде, в морях, раках, океанах и т.д., она падает на землю из облаков во время дождя. Вода является натуральным веществом. Она состоит из двух газов: водорода и кислорода.

Опыт № 1.

« Соломинка – пипетка ».

        Для провидения опыта понадобится: соломка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3.Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав несколько раз тоже самое, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

 

По такому же принципу работает пипетка. ( показ пипетки).

                                             II.        Можно ли сделать воду?

Не существует никакого производства воды, природа поставляет нам ее безвозмездно.

Конечно, в химических лабораториях можно получить воду, но в очень небольших количествах.

(Показ иллюстрации химической лаборатории.)

Чтобы изготовить воду в лаборатории, смешивают два газа, составляющих ее, нагревают их до высокой температуры или используют искру.

III. Почему морская вода соленая?

Все мы знаем, что морская вода соленая. Океаны и моря сформировались из дождевой воды, а также из водяного пара вулканов. Дождевая вода и водяной пор не имеет никакого вкуса. Но в море впадают реки, приносящие с собой соли, растворенные в их водах.

Поскольку соль не испаряется, в море скапливается большое количество солей, придающее морской воде соленый вкус.

Следовательно, морская вода является не чистой, а смешанной с солями. Эта смесь прозрачна и однородна, не отличается от чистой воды, пока ее не попробуешь, и называется раствором.

Опыт № 2

« Вулкан ».

Производит огромное впечатление на детей этот опыт: добавьте в питьевую воду уксус так, как это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, около 2-х столовых ложки. Выложите ее на блюдце и лейте уксус прямо на бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно слепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» - такое зрелище малыш запомнит надолго.

                       IV. Что происходит, когда нагревается лед?

Когда лед нагревается, его температура увеличивается: от минусовой она поднимается до 0 градуса С.; если температура повышается, то она тает и превращается в воду. Тепло заставляет его изменить состояние: лед переходит из твердого состояния в жидкое. Этот процесс называется плавлением.

Опыт № 3.

Изменение состояния воды.

Налей воду в сосуд и поставь его без крышки в морозильник. Через несколько часов вода превратится в кусок льда. Достань кусок из морозильника и оставь его на несколько часов. Лед вернется в жидкое состояние. Затем налей воду в соответствующий сосуд и поставь на огонь. Через некоторое время вода начнет кипеть и испаряться.

В короткий промежуток времени ты можешь наблюдать переход воды в три состояния:

жидкое, твердое и газообразное.

Переход из жидкого состояния в твердое -  называется зетвердиванием; переход из твердого состояния в жидкое -  называется плавлением; переход из жидкого в газообразное – испарением.

Опыт № 4.

Может ли «кипеть» холодная вода?

        Для провидения опыта понадобится: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

  1. Намочим и выжмем  носовой платок.
  2. Нальем полный стакан холодной воды.
  3. Накроем стакан платком и закроем его на стакане аптечной резинкой.
  4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см. погрузился в воду.
  5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
  6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить («кипит»).

        

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нем образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду. Вот эти-то пузырьки воздуха и  создают впечатление, что вода «кипит».

        

Опыт № 5.

« Наживка для льда ».

        

Для провидения опыта понадобится: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли

        1. Опустить лед в воду.

        2.Нитку положить на край стакана так, чтоб она лежала одним концом на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

        3.Насыпем немного соли на лед и подождем 5 – 10 минут.

        4. Возьмем за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

        Соль, попав на лед, слегка подтаивает небольшой его участок. В течении 5 - 10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

V. Водоворот воды.

Водоворот воды происходит непрерывно. Он начинается, когда солнечное тепло превращает воду в не видимый в воздухе газ. Этот газ называется водяным паром.

 

Водяной пар.

 Водяной пар состоит из мельчайших капель воды, взвешенных в воздухе.

Водяной пар поднимается вверх, охлаждается и превращается в капли воды. Эти капли собираются вместе, образуя облака.

Из чего состоят облака.  (показ иллюстрации).

 Облака составляют собой массы водяного пара. Водяной пар состоит из мельчайших капелек, возникающих на поверхности морей, рек, озер и т. д., а также на листьях растений и при дыхании животных.

Мельчайшие капельки воды весят очень мало, и воздух их поддерживает. Когда температура атмосферы снижается, эти капельки объединяются и образуют более крупные капли. Как только эти капли начинают весить столько, что воздух их не удерживает, они падают на землю в виде дождя, снега или града.

Ветер гонит их над землей. Вода из облаков выпадает в виде дождя, снега или града. Она падает в реки, которые несут воду к морю, завершая цикл.

        

(Показ иллюстрации « круговорот воды»).

Опыт № 6.

Делаем облако.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Сказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

        

Цель:

Продолжать знакомить детей с неживой природой, чтобы формировались правильные и объективные знания. Способствовать развитию и знаниям детей.

Развивать представления детей о свойствах и явлениях на чувственно-наглядном образе. Правильные представления об окружающей действительности.

Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, любопытство, познавательный интерес.

Стимулировать активную умственную деятельность.

Оборудование:

 Иллюстрации, трех литровая банка,  горячая вода, носовой платок, стакан воды, аптечная резинка, нитка, кубики льда, щепотка соли, соломинка для коктейля, 2-а стакана, сода, уксус, пластилиновый конус, блюдце.

Оборудование для детей: (на каждого ребенка).

Носовые платки, стаканы воды, пустые стаканы, аптечная резинка, нитки, кубики льда, соль, соломинки для коктейля, сода, уксус, пластилиновые конусы, блюдца.

Словарь:

 Вещества, производство, лаборатория, сосуд; газообразное, жидкое, твердое состояние; водяной пар, водоворот воды, наживка, вулкан.

Предварительная работа:

Плановые занятия на тему «Роль воды в природе», «Вода – важный компонент жизнедеятельности», «Вода друг, вода враг».

        

Занятие – исследование

Тема:

«Опыты с водой и с воздухом».

                           Воспитатель:

                           Романова О.Л.

                                                               Ст. группа

                                                               «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жила-была Водичка…(Первые опыты с водой)

План-конспект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....

НОД в старшей группе. Опыты с водой "Загадочная вода"

Конспект занятия в старшей группе....

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Нод содержит элементы эксперементирования, экологическое воспитание, развитие речи, мозговой штурм....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Вашему вниманию предлагается методическая разработка к НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе, в которой в игровой форме рассказывается об очистке в...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...