Познавательно - творческий проект «Праздник Светлой Пасхи» в старшей группе
проект (старшая группа)

Дамбаева Надежда Романовна

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» г. Улан-Удэ»

Познавательно - творческий проект

в старшей группе детского сада

«Праздник Светлой Пасхи».

Выполнила:

 воспитатель 10 группы

 Дамбаева Н.Р.

г. Улан-Удэ

2018г.

Тип проекта:

Познавательный, обучающий.

По числу участников проекта: групповой .

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта — воспитатель.

Дети и родители старшей группы.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к национальной культуре , посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи работы с детьми:

Ознакомить детей с обычаями, традициями  празднования праздника Пасхи.

Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения , как средству развития толерантности.

Задачи работы с родителями:

Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

Побуждение к совместной творческой деятельности с детьми по теме проекта.

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Комплекс мероприятий:

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»

Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».

Аппликация «Пасхальный кулич»

Лепка из пластилина птичек.

Изготовление цыплят из бросового материала (яички из киндер сюрприза).

Просмотр мультфильмов на тему «Пасха» (приложение 1,2)

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.

Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»

Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».

Информационный материал «Окраска пасхальных яиц».

Итоговое мероприятие:

 Праздник «Пасхальная радость».

Этапы реализации проекта.

  1. Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

8 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит  встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят, друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй.  Бытовало  поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

  1. Игры:

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра  «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись , катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок , у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню: «По дубочку постучишь, вылетает пестрый чиж, у чижа, у чижика - хохолочек рыженький. Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай». После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пятерки…

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

4.Рекомендуемая литература для чтения детям:

Александр Блок – "Вербочки"

Александр Куприн - "Пасхальные колокола"

Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."

Аполлон Майков - "Христос воскрес!"

Аполлон Майков - "Вербная неделя"

Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."

Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"

Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"

Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"

Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"

Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"

"Великая суббота"

Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)

Константин Балъмонт - "Ъербы"

Константин Бальмонт - "Красота Благовест"

Константин Роше - "Христос воскрес! "

Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."

К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."

Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"

Лидия Чарская - "Колокола"

Милий Стремин - "По утрам еще морозит..."

Михаил Лермонтов - "Молитва"

"Молитва"

Семён Надсон - "Сила любви"

Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари..."

Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина..."

5.Подбор иллюстраций

Н. Рерих « Русская пасха».

Н. Пимоненко « К заутрене».

С. Жуковский « Пасхальный натюрморт».

Н. А. Кошелев « Дети катающие пасхальные яйца».

С. Ф. Колесников « Пасха»

Б. Кустодиев « Христосование»

6.Праздник «Пасхальная радость».

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый пасхальный лад.

Пасхальная сказка «Курочка Ряба».

Ведущая: 

Жили-были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Баба:

 Дед, ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед: 

А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Баба: 

Ай да, помощник! И я не дремала.

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налила….

Дед:

 Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба: 

Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда! (Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом.)

Курочка Ряба: 

Здравствуй, Дед, и здравствуй, Баба!

Постаралась Кура Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила я не зря:

Ко Христову дню

Я яичко принесу.

Да яйцо-то не простое

Принесла вам – золотое!

Баба: 

Дед, яйцо горит, как жар.

Дед:

 Я подумал, что пожар!

Баба: 

Жалко красить золотое,

Пусть оно стоит такое.

А тебе, моя хохлушка,

Я зерна насыплю в кружку.

Дед: 

Ну а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю. (Все уходят.Появляется Мышка.)

Ведущая:

 Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала

И яичко увидала.

Мышка:

Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю. (Роняет и разбивает яичко.)

Ой! Пока не видят дедка с бабой,

Мышке ноги делать надо! (Убегает. Входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо.)

Баба: 

Вот так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед:

 Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и баба плачут. Входит Курочка Ряба с корзинкой, полной цветных яиц.)

Курочка Ряба: 

Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!

Принесла вам Кура Ряба,

Яички другие,

Не золотые, а цветные!

Ой, а где же мои яички?

Видно, растеряла по пути.

Ведущая: Ну что ребята, поможем найти разноцветные яички?

(Дети с маршрутными листами расходятся по станциям искать яички).

После того, как все станции будут пройдены, дети возвращаются к Курочке Рябе отдают ей цветные яички. А та относит их к деду с бабой.

Дед, баба:

Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Курочка Ряба:

Яйца катайте,

Пасху встречайте!

(Звучат колокольные пасхальные звоны. Выходят все участники.)

1-й: То и дело повторяются

2-й: Слова «Христос воскрес!».

3-й: Все друг другу улыбаются:

4-й: «Воистину воскрес!»

5-й: Мы вас с праздником

6-й: божественным

7-й: Поздравляем от души!

8-й: Настроением торжественным

9-й: Его встречайте вы.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется  интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Организация мини выставки :" Пасхальные яйца необычной красоты."

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи решены,дети провели окраску плоских яиц и украшение яиц методом декупажа, надеюсь, что дома с родителями повторили, то, что получили на занятии в рамках проекта.

Литература:

  1. http://www.infoniac.ru/news/Kak-krasit-yaica-na-Pashu.html
  2. http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/
  3. http://palomnic.org/oh/poet/pasha/
  4. http://mosmama.ru/782-chto-rasskazat-rebenku-o-pasxe.html
  5. http://vozrosdenie.ru/archives/2627
  6. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pasha-v-detskom-sadu 
  7. «Библия для детей» – издательство «Паломникъ»  2007 г.
  8. «Пасхальный подарок» книжка - раскраска, издательство «Смирение» 2014 г.
  9. «Пасхальный подарок для детей» - издательство  Благотворительный фонд
    «Покровъ» 2013г.
  10. Ишимова А. О., Есенин С.А., Майков А. Н. - Пасхальная книга для детей - издательство Москва «Никея» 2013 г.
  11. Куцвева  Н. Г. «Детям о Пасхе Христовой» - издательство Белорусская Православная церковь, 2013г
  12. Казакевич А. Н. « Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.
  13. Салищева М. Н. « Пасха» издательство «Карапуз» 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей старшей группы "Откуда книга пришла"

Познакомить детей с историей происхождения книги, процессом ее возникновения; приобщать к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека, в мировой культуре....

Краткосрочный познавательно-творческий проект " Мой домашний питомец" в старшей группе.

Краткосрочный познавательно-творческий проект в старшей группе на тему: "Мой домашний питомец"....

Познавательно – творческий проект "Малая родина" для детей старшей группы.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым...

познавательно-творческий проект " Мой домашний питомец" в старшей группе

Проект позволяет расширить представления детей о домашних животных (кошках, собаках, попугаях, рыбок, черепашек, хомяков, крыс и т.д) и правилах ухода за ними....

Познавательно-творческий проект по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: "9 мая - День Победы"

Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне....

Познавательно-творческий проект «Лето в нашем крае» Старшая группа

Познавательно-творческий проект«Лето в нашем крае»Старшая группа...