Цикл занятий к 9 мая
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Даньшина Елена Анатольевна

Цикл занятий к 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цикл занятий к 9 мая116 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина — Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я — россиянин!» Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4—5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы. В этой книге представлен цикл бесед-рассказов, посвященных событию, в котором в полной мере проявился и героизм, и патриотизм русских людей — Великой Отечественной войне. Пособие адресовано воспитателям детских садов и преподавателям начальных классов средних школ, но вполне может быть использовано родителями, решившими рассказать детям об этой теме.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Книга доступно рассказывает о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. Из бесед, включенных в пособие, дети узнают о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, познакомятся с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда. Также книга содержит наглядный материал, необходимый для проведения занятий: репродукции картин и плакатов, посвященных войне, письма солдат, участников сражений, карту нашей Родины... Именно иллюстрации позволят глубже закрепить в представлении детей образы героев — защитников нашего Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них. Кроме воспитания патриотизма пособие поможет развить и обогатить словарный запас детей, научить их правильно излагать свои мысли и впечатления.

Какие задачи поможет выполнить эта книга? Очень многие. Вот только некоторые из них.

 Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:

Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

 Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

 Знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, города- ми-героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).

Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.

 Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

 Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

 Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

 Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

В книге представлены 9 бесед-рассказов, каждая из которых раскрывает отдельную веху в истории войны. Кроме занятий, составленных на основе этих бесед, необходимо проводить и дополнительную работу. В нее можно включить чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен военных лет, коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные войне), к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославивших родной край. Попросите детей узнать, есть ли в их семьях люди, прошедшие Великую Отечественную войну, рассмотреть фотографии, письма с фронта, боевые награды, а затем рассказать об этом остальным.

После занятия предложите детям нарисовать рисунки по темам: «С чего начинается Родина», «Сражение под Москвой», «Воздушный бой капитана Гастелло», «Горячий снег», «Ночные обстрелы Ленинграда», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». Проведите конкурс на лучший детский рисунок. Накануне Дня Победы желательно организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравить их, преподнести творческий «подарок» — несколько самодеятельных номеров.

Занятие 1. Наше Отечество

«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина». (К. Д. Ушинский)

Педагог. Ребята, посмотрите на карту (рис. 1). Это наша страна — Россия, наша Родина — большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке ее ты ни родился, ты имеешь право с гордостью сказать — это моя Родина. Наша Россия очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками — это Волга, Енисей, Дон, Урал, Нева. Она богата красивыми, маленькими и большими, шумными и тихими, старыми и новыми городами — это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Орел, Воронеж, Рязань, Смоленск, Саратов и много-много других. Она богата полезными ископаемыми — в ее недрах хранится золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата также и лесами, полями, лугами. Но самое главное ее богатство — люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по-своему воспевает свою Родину: строители строят прекрасные

дома, ученые совершают открытия, прославляющие ее имя, а поэты пишут о ней свои лучшие стихи. Послушайте одно из них.

Родина

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер — пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крыльями ель.

Вот здесь, где все дышит сказкою,

Родились мы и живем,

Поэтому край наш ласковый Родиной мы зовем.

И. Векшегонова

Ребята, как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Педагог. Чем богата наша страна — Россия?

Дети отвечают.

Педагог. Какая она — наша страна?

Дети отвечают (при необходимости преподаватель дополняет их): «Большая, богатая, сильная, красивая, дружелюбная».

Педагог. Наш народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Послушайте их и постарайтесь закончить, скажите последнее слово.

Нет в мире краше Родины... (нашей).

Береги землю родимую, как мать... (любимую).

Много на свете разных земель, а лучше родной нет... (никакой).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

Занятие 2. Нападение Германии. Начало войны

Педагог. Россия — страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 60-летие Победы над фашистской Германией.

Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Промышленность всей Европы работала на нее. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.

Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались.

Посмотрите на этот плакат (рис. 2). Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал «Родина — мать зовет!».

Кто из вас, ребята, может прочитать, что написано на этом плакате?

Дети читают.

Педагог. Куда же звала Родина-мать наш народ?

Дети. На защиту Отечества.

Педагог. Что еще вы видите на плакате? Почему за женщиной так много оружия?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог. Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать Родину от врагов — мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.

И все жители нашей многомиллионной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.

Занятие 3. Блокада Ленинграда

Педагог. Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр I заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов, размах и красота пригородов — Пушкина, Гатчины, Павловска, Петродворца...

Петербург несколько раз менял название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Немецкая армия прошагала по Европе, не встречая почти никакого сопротивления. Париж и другие европейские столицы впускали вражеские войска, надеясь сохранить свои культурные и исторические ценности. Радужные мечты рассеялись словно дым. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены.

Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что и этот город после нескольких недель осады словно спелое яблоко упадет к его ногам. После захвата города фашисты собирались устроить банкет в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Кто из вас, ребята, слышал это слово — блокада? Как вы думаете, что оно означает?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой.

Сейчас все происходившее тогда кажется страшной сказкой. Нельзя было поехать на выходные в Петергоф и Пушкин, Павловск и Гатчину — погулять по паркам, посидеть на берегу Финского залива, полюбоваться на дворцы. Все это было в руках врагов. Каждый день тысячи матерей и жен провожали своих сыновей и мужей на фронт, который располагался в нескольких трамвайных остановках от дома. Немцы подошли настолько близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.

Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Дети делятся своими знаниями.

Педагог. Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

Ребята, как вы думаете, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

Дети высказывают предположения.

Педагог. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.

И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

После долгой, очень долгой зимы наконец в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, а сами деревья сгорали от ночных налетов фашистских бомбардировщиков.

Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Ребята, посмотрите на эту картину (рис. 3). Какое место на ней изображено? Что делают люди перед Исаакиевским собором? Для чего ленинградцы разводили огороды в парках, в центре города?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада. Многие и многие тысячи людей погибли в той схватке между жизнью и смертью. Но те, кто выжили, могли с гордостью за великий героический город сказать: «Мы — ленинградцы!»

Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.

Нас по улыбке узнают. Нечастой,

Но дружелюбной, ясной и простой.

По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,

По доблестной привычке трудовой.

Да будет сердце счастьем озаряться У каждого, кому проговорят:

— Ты любишь так, как любят ленинградцы. —

Да будет мерой чести Ленинград.

Нам от него теперь не оторваться.

Куда бы нас не повела война —

Его величием душа полна,

И мы везде и всюду — ленинградцы.

О. Берггольц

Ребята, как поэт называет свой город? Какими чертами Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая блокаду, наделяет своих земляков — ленинградцев?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки?

Дети высказывают предположения.

Занятие 4. «Дорога жизни». Прорыв блокады

Педагог. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки — продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам — немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его — узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь — по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день от дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам. Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать конную повозку с не очень тяжелым грузом.

Ледовая дорога была открыта. Гитлеровцы еще продолжали хвастаться своей блокадой, через которую будто бы птица не пролетит. Обеспокоенная Родина еще ничего не знала и по-прежнему тревожилась за оказавшихся в беде ленинградцев, и даже сами ленинградцы еще только надеялись на помощь, а по льду Ладожского озера уже начали свой путь в Ленинград первые дары.

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».

Тяжелой, опасной была ледовая дорога. В солнечный морозный день она казалась необычайно красивой. Ослепляюще ярко блестел снег, ледяные глыбы переливались всеми цветами радуги, а выкрашеные в белый цвет машины выглядели очень нарядно. Но первое впечатление было обманчиво. Всякий, кто в те дни оказывался на Ладожском озере, чувствовал, что «дорога жизни» полна опаснотей и тревог. По хмурым сосредоточенным лицам шоферов, по их воспаленным от бессонницы глазам, по множеству черных, наполовину сгоревших или затонувших остатков грузовиков, можно было без труда понять, насколько серьезен и труден путь по «дороге жизни».

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели, и грузовики ярким отсветом зари вспыхивали на белой глади озера. Движение ненадолго прекращалось. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и сложный, для многих последний путь по «дороге жизни» продолжался.

Перед вами фотография военных лет (рис. 4).        Что        вы на ней        видите?

Дети отвечают.

Педагог. Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.

О шоферах, работавших тогда на «дороге жизни», рождались легенды, которые часто оказывались правдой. Одна из них рассказывает о водителе, которого застигла на Ладожском озере пурга. Казалось, все ветры мира решили дуть ему в лицо, и все вражеские войска открыли огонь по        его        грузовику.        Но он        упорно

продолжал вести машину сквозь метель, думая о        своих голодных        детях и        о        том,

сколько людей может спасти тонна черного хлеба, которую он вез. Наконец, мотор грузовика не выдержал мороза и ураганного ветра и замолчал. Напрасно пытался завести его водитель — мотор не хотел оживать. Тогда шофер скинул свою меховую рукавицу и, облив бензином, поджег ее. Огонь лизал его пальцы, но он не бросил пылающую словно факел рукавицу. Мотор в конце концов завелся, и водитель, сжимая руль локтями, так как обгоревшие пальцы отказывались его слушаться, доставил в город тонну хлеба.

Педагог. Что везли на грузовиках в город?

Дети отвечают.

Педагог. Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Как вы думаете, ребята, как спасли Ленинград?

Дети высказывают свои мысли.

Педагог. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей — стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства — все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград — 6 вагонов лука — водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление, в ожесточенном бою победили

гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Солдаты входили в знаменитые пригороды Ленинграда — Павловск, Пушкин, Стрельну — и на глаза суровых воинов наворачивались слезы. Они видели перед собой пустыню. Все, что могло гореть, горело. Вековые деревья лежали словно мертвые великаны, осколки мрамора и фарфора валялись в грязи. Лоскутья уникальных образцов парчи, шелка, обрывки картин носил ветер. Статуи без голов были разбросаны и растоптаны тяжелыми немецкими сапогами. Вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное — свобода. Город не сдался в рабство. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.

Ленинградское кольцо

Враги кричали: «Нет конца У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец —

И вот кольцу пришел конец. ...

... Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень — памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

С. Маршак

Все дальше отступали войска от Ленинграда, все глуше слышались разрывы бомб, гитлеровские войска отступали от города, так и не сумев сломить его. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой. В этот же вечер над городом вспыхнул салют. 324 орудия дали залп в честь великого города и его героических жителей. Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, смотрели, как все — шпиль Петропавловского собора, Исаакий, набережные, Невский, корабли на Неве, — освещается вспышками торжественной радости, и не могли поверить, что действительно смогли дожить до этого прекрасного дня.

Занятие 5. Письма с фронта

Педагог. Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа — весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма:

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Я тебя только вижу

чрез метелицу снежную,

А желанье увидеться

все сильней и сильней.

Мы на запад идем,

изгоняя захватчиков,

Им на нашей земле

ни вершка места нет!

Залпы наших орудий,

огонь автоматчиков С каждым днем приближают победы рассвет!

А за фронтом в селеньях

бушуют пожарища,

Враг проклятый, за них

горой трупов ложись.

Я воюю и мщу

за убитых товарищей И за нашу войной

сокращенную жизнь.

С каждым днем

с нарастающей силою Наш удар по врагу

все сильней и сильней!

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

С. Глушко-Каменский. 22.01.1944

Для кого написано это письмо?

Дети отвечают.

Педагог. Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо?

Дети отвечают.

Педагог. За что солдаты мстили проклятым врагам?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Во что верили все защитники нашей Родины?

Дети высказывают свои мысли.

Педагог. Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей — женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа — на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей — всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате (рис. 5) вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики — письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.

Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!

Занятие 6. Оборона Москвы

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим о столице нашей Родины. Кто знает, как она называется?

Дети отвечают.

Педагог. Что вы знаете о Москве, кто из вас был в этом городе?

Дети отвечают

Педагог. Что вы видели в Москве необычного, красивого?

Дети делятся впечатлениями.

Педагог. Послушайте пословицы о Москве. Подумайте и объясните, почему так говорят: «Москва — всем городам матушка», «Москва от глаз далека, да сердцу близка», «Москва слезам не верит, ей дело подавай», «Москвой столицей вся страна гордится».

Дети высказывают предположения.

Педагог. Правильно. Москва — главный город нашей Родины. Там находится наше правительство, там живет наш президент. Она близка и дорога сердцу каждого россиянина. Москва — это огромный, красивый город, в котором живут и трудятся миллионы людей. Немало великих людей родилось и выросло в этом городе. Москве посвящали свои стихи многие поэты нашего Отечества: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. В. Исаковский. Послушайте, как они писали о ней.

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

А. Пушкин

Москва, Москва!., люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

М. Лермонтов

Москва окрыляет любого из нас И учит работать и жить.

И тот, кто в Москве побывал хоть раз,

Не может ее позабыть.

М. Исаковский

Ребята, а вы знаете, почему россияне не только любят свою столицу, но и испытывают за нее особенную гордость?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Москва — сердце России. Фашисты решили поразить нашу Родину в самое сердце. С самого начала войны фашисты захватывали многие города и подбирались к Москве ближе и ближе. Они хотели как можно быстрее раздавить и уничтожить Москву, чтобы сломить сопротивление всей страны. Двести фашистских генералов, более миллиона солдат, огромное количество техники (тысяча семьсот танков, около тысячи самолетов, много пушек и другого оружия) было брошено на взятие Москвы. Фашисты не дошли до границы Москвы 30 километров. С этого расстояния фашистская дальнобойная артиллерия могла беспрепятственно стрелять по городу.

Но все москвичи как один встали на защиту столицы. Они говорили так: «Велика Россия, а отступать некуда». Посмотрите, как они готовились оборонять город (рис. 6).

Дети рассматривают картину.

Педагог. Что вы видите на картине?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, куда спешит грузовик и что он везет? Почему художник нарисовал именно такое небо? Для чего поставлены заградительные укрепления — врытые в землю рельсы и «ежи»?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Да, ребята. Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы. Они строили баррикады на дорогах, рыли окопы и траншеи.

На заводах днем и ночью делали снаряды, оружие для фронта. Люди отдавали личные средства и сбережения на военные нужды.

Фашисты направили на Москву мощные танковые соединения.

Наши бойцы не пускали врагов к городу, забрасывали танки гранатами, бутылками с горючей смесью; таранили, сбивали самолеты; уничтожали солдат захватчиков. На подступах к Москве немецкие войска встретили такое упорное, ожесточенное сопротивление, что их наступление прекратилось. План проведения скоротечной и победоносной войны был сорван.

Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, оборонявших город, помнит вся страна. Это двадцать восемь героев-панфиловцев, ценой своей жизни остановивших колонну немецких танков. Это летчик, младший лейтенант Виктор Талалихин. Самолет его был подбит в воздушном бою над Москвой. Он был ранен, но смог зайти в хвост фашистскому бомбардировщику и со всей силы врезаться в него. Это был первый воздушный ночной таран.

Сотни героев лежат под Москвой. Здесь, защищая Родину, они совершили свой великий подвиг.

Обороной Москвы руководил талантливый главнокомандующий — Георгий Константинович Жуков. Под руководством Жукова и других генералов наши войска отстояли Москву и в ожесточенных сражениях разбили фашистов.

Г ород-герой

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица — город-герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город-герой.

Смело с врагами битву вела И победила наша Москва.

Все мы сегодня гордимся тобой,

Город родной, город-герой.

Е. Карасев

Занятие 7. Сталинградская битва

Педагог. Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно было лишить русскую армию горючего для танков и самолетов и продуктов для армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата Кубань. Фашисты стремились выйти к Волге и захватить Кавказ и Кубань. Им очень хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоград. Немецкие войска бомбили город с самолетов, расстреливали танками и пушками. Они почти полностью разрушили город, но никак не могли его захватить. Фашисты направляли в Сталинград все больше и больше солдат и военной техники. Бои шли уже на улицах Сталинграда. У немецких танков была хорошая защита: броня, пушки и пулеметы, а у русских солдат — только гранаты, бутылки с горючей смесью и их отвага, стойкость, мужество. Посмотрите на эту картину (рис. 7).

Дети рассматривают картину.

Педагог. Какую немецкую технику вы видите?

Дети отвечают.

Педагог. Кто смог остановить эти танки?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Какое оружие вы видите в руках у защитников Сталинграда? А у фашистов?

Дети отвечают.

Педагог. Но наши солдаты не отступали. Ценой своей жизни они останавливали атаки фашистских танков. Смертельно раненые солдаты падали на белый снег, который становился красным и горячим от их крови. Послушайте, как описал битву под Сталинградом поэт.

Горячий снег

Клубились яростно метели По сталинградской, по земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полете,

Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек.

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл,

И жег, и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.

И за чертой — последней, страшной —

Случалось, танк и человек Встречались в схватке рукопашной,

И превращался в пепел снег.

Хватал руками человек Горячий снег, кровавый снег...

М. Львов

Почему поэт назвал Сталинградскую битву смертельной?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Как вы думаете, что значит «рукопашная» схватка между танком и человеком?

Дети отвечают.

Педагог. Какие качества проявили наши воины — защитники Сталинграда? Дети отвечают.

Педагог. Все понимали, что в Сталинграде решалась судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в войне. Поэтому солдаты ожесточенно бились за каждый метр, за каждый дом, за каждый этаж. Сражались, не различая национальностей, все вместе — русские, украинцы, белорусы, молдаване, узбеки, таджики, татары... И так велико было их упорство и желание победить, что они отстояли город.

Командование наших войск решило, что лучшая защита — это нападение. Был разработан дерзкий план — окружить фашистов в районе Сталинграда в огромное кольцо и уничтожить.

И вот все наши войска были подготовлены к наступлению. Сначала артиллерия обстреляла вражеские позиции. Потом ударили минометы и знаменитые «катюши», пошли вперед танки. В этой великой битве наши солдаты творили чудеса героизма. Фашистские войска понесли большие потери. Все гитлеровцы, что остались в живых после той грандиозной битвы, сдались в плен. Это 91 тысяча фашистских солдат, 23 гитлеровских генерала, 22 фашистских дивизии. Немцы потеряли не только огромное количество боевой техники, но и веру в непобедимость своей армии.

Наша армия продолжала победное наступление...

Занятие 8. Солдаты идут в бой

Педагог. Ребята, как вы понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Героический поступок, подвиг — это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

Во время войны против фашистов русские солдаты проявляли чудеса героизма. Они не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их родные и близкие, где растут их дети — их Родина, находилась в рабстве у жестоких захватчиков — фашистов. Они видели разрушенные города и деревни и тысячи женщин и детей, расстрелянных не знающими жалости гитлеровскими солдатами. Они понимали, что среди жертв могут оказаться и их жены и дети.

Со всей ненавистью и яростью, накопленной в сердцах, бросались русские воины в суровый бой с фашистской армией, кидались в одиночку против танков, зная, что наверняка не вернутся из этого боя. В этот момент они не думали о себе, они вспоминали о тех, кто остался там, в далеких и близких российских городах, о тех, кто верит в них и надеется на скорую победу.

И техника отступала перед решимостью и героическим патриотизмом этих людей.

Ребята, посмотрите на эту картину (рис. 8). Кого вы на ней видите?

Дети. Солдат, воинов, защитников Родины, Отечества.

Педагог. Как вы думаете, куда они идут?

Дети. Вперед, на штурм, на врага.

Педагог. Какой им предстоит бой?

Дети. Нелегкий, смертельный, жаркий...

Педагог. Какие лица у солдат?

Дети. Мужественные, злые, строгие, бесстрашные, отважные...

Педагог. Боялись ли эти солдаты смерти, готовы ли они пожертвовать своей жизнью? Почему они это делали? Как бы вы назвали эту картину?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Конечно, русские солдаты — не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно им бывает страшно. Страшно становиться бездвижным телом с пустым взглядом, устремленным в пасмурное небо. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но в подобные минуты слабости, собрав волю в кулак и подбодрив себя словом о Родине, бойцы продолжали наступление, зная, что для многих оно станет последним.

Ребята, какие пословицы о Родине, об армии, о подвигах, о славе вы знаете?

Дети (при необходимости педагог дополняет их).

«Нет в мире краше Родины нашей».

«Береги землю родимую, как мать любимую».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. С родной земли — умри, не сходи».

«Герой — за Родину горой».

«Русский боец — всем молодец».

«Мир строит, а война разрушает».

«Если армия сильна, непобедима и страна».

Педагог. На полях сражений во время Великой Отечественной войны погибло очень много русских солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. Почти в каждом городе нашей бескрайней Родины есть место, где в честь героического подвига русского народа установлен памятник или обелиск.

В Москве у самых стен Кремля современные защитники Отечества несут круглосуточное дежурство у могилы Неизвестного солдата, охраняя память тех, кто сложил голову за свободу нашей Родины. Имя этого солдата никому не известно, но он пожертвовал своей жизнью во имя победы.

В Сталинграде на Мамаевом кургане установлен мемориальный комплекс, посвященный защитникам этого героического города. Приглядевшись, можно увидеть в земле мелкие стальные осколки — напоминание о тех временах, когда за этот клочок земли русской шла схватка не на жизнь, а на смерть.

В Петербурге Пискаревское кладбище стало памятником тем, кто переживал гитлеровскую блокаду вместе с городом-героем Ленинградом.

Символ того, что потомки помнят подвиг людей, спасших Россию от немецкого рабства, чтят эту память и безмерно благодарны им, — горящий у каждого памятника огонь. Его горячее пламя похоже на сердца тех людей, которые боролись с фашистами. Его называют «вечным», потому что он не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель, как не должна угасать наша память о тех страшных и великих годах в судьбе нашей страны — Великой Отечественной войне.

Ребята, кто из вас был у памятников, посвященных Великой Отечественной войне? Расскажите об этом.

Дети делятся впечатлениями.

Педагог. Ребята, а среди ваших родных и близких есть участники Великой Отечественной войны? Попросите рассказать вам о них своих родителей, а потом расскажите о них всем нам, принесите их фотографии.

Занятие 9. Салют Победы

Педагог. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года полной победой нашего народа над фашистской Германией. В 2005 году мы отмечаем юбилей Великой Победы — 60 лет.

Ребята! Чем закончилась Великая Отечественная война?

Дети отвечают.

Педагог. Сколько лет прошло с того радостного дня, когда мы победили в этой страшной войне?

Дети отвечают.

Педагог. 9 Мая — это всенародный праздник. В годы войны солдаты воевали, а женщины, старики и даже дети в тылу делали все для фронта, для победы: трудились на заводах, собирали танки, самолеты, оружие; выращивали хлеб, овощи; шили для воинов теплую одежду...

В честь победителей в Москве был устроен парад. Воины принесли на Красную площадь свои знамена. А немецкие — с черными крестами — были втоптаны в землю в знак победы над фашизмом.

И теперь каждый год 9 Мая в небе над Россией полыхает праздничный салют.


В честь кого бывает этот салют?

Дети отвечают.

Педагог. Кто из вас, ребята, видел салют? Расскажите, какой он?

Дети делятся впечатлениями.

Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на картину (рис. 9) и послушайте стихотворение.

Праздничный салют

Алые букеты В небе расцветают,

Искорками света Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами Голубыми, красными,

Синими, лиловыми —

Каждый раз все новыми!

А потом рекою Золотой текут.

Что это такое?

— Праздничный салют!

Т. Шарыгина

Кто собрался на Красной площади?

Дети отвечают.

Педагог. Какие лица у людей?

Дети. Светлые, радостные, счастливые, веселые...

Педагог. Каким был салют в этот великий День Победы?

Дети отвечают.

Педагог. За что мы благодарны всем, кто защищал нашу Родину?

Дети. За мир на Земле, за нашу свободу, за то, что ради нас они не пожалели своей жизни...

Педагог. Наш народ свято чтит память погибших во время Великой Отечественной войны солдат. Героям ставят памятники, обелиски, мемориальные доски, называют в их честь улицы, площади, проспекты, сочиняют про них стихи, пишут песни...

Оставшихся в живых героев-защитников нашей Родины с каждым годом становится все меньше. Это пожилые люди, но ходят они по улицам гордо. Они не зря прожили свою жизнь. Этих людей называют ветеранами. В День Победы они надевают свои военные награды: боевые ордена и медали. Ребята, будьте внимательны и добры к ним. Если 9 мая вы увидите ветеранов Великой Отечественной войны, поздравьте их с праздником Победы, пожелайте им здоровья, поклонитесь и скажите спасибо за то, что они для нас сделали.

День Родины

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной Той великою весной.

Победителю — солдату Сотни раз поклон земной!

С. Михалков

Кто такие ветераны?

Дети отвечают.

Педагог. Как наш народ чтит память тех людей, которые погибли, защищая свою страну?

Дети отвечают.

Педагог. Ребята, давайте почтим их память минутой молчания...

Какие марши и песни военных лет вы знаете и поете вместе со своими близкими людьми?

Дети могут назвать некоторые, затем преподаватель помогает им. «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. Я. Галицкого), «Землянка» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова), «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова), «Катюша» (муз. А. Блантера, сл. М. Исаковского), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Педагог. Предлагаю вам, ребята, спеть одну из этих песен (звучит «День Победы») и подготовить концерт для наших ветеранов.

Ребята, скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

Что значит защищать Родину?

Дети. Охранять, беречь...

Педагог. Послушайте, как писатель Лев Кассиль говорит о защите Родины. «...Важное и славное дело — защита Родины. Только не легкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким».

Какие качества, на ваш взгляд, нужны защитнику Отечества?

Дети. Любовь к Родине, сила, ловкость, мужество, смелость, умелость...

Педагог. Ребята, давайте послушаем стихотворение и все вместе повторим его.

Мир

Нужен мир тебе и мне,

Чистый воздух на заре,

Птичий гомон, детский смех,

Солнце, дождик, белый снег.

Лишь война, лишь война,

На планете не нужна!

М. Джумаева

Литература

 900 дней. Литературно-художественный и документальный сборник, посвященный героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. — Л.: Лениздат, 1957.

 Алексеев С. П. Ради жизни на земле. — М.: «Педагогика», 1990.

 За Родину! За Сталина! Комсомольцы и молодежь Вооруженных сил СССР в Великой Отечественной войне. Литературно-художественный и документальный сборник. 1941—1942 гг. — М.: Военное издательство Военного министерства СССР, 1951.

 Я говорю с тобой из Ленинграда. Литературно-художественный сборник. / Сост. Д. Б. Колпакова. — Л.: Детская литература, 1987.

Содержание

Введение.        3

Занятие 1.        Наше Отечество        4

Занятие 2.        Нападение Германии.        Начало        войны        5

Занятие 3.        Блокада Ленинграда        6

Занятие 4.        «Дорога жизни». Прорыв        блокады        8

Занятие 5.        Письма с фронта        10

Занятие 6.        Оборона Москвы        11

Занятие 7.        Сталинградская битва        13

Занятие 8.        Солдаты идут в бой        15

Занятие 9.        Салют Победы        16

Литература        1

Навстречу Дню Победы

Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"

Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...

Коррекционно-музыкальное занятие "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств"

Открытый показ коррекционно-музыкального зантия "Подготовка корабля"  из цикла  занятий "Путешествие на остров Чувств". В занятие входят разработки авторских музыкльно-дидактических игр на р...

Конспект 1 физкультурного занятия "В гости к Мишке" из цикла занятий "Ребята и зверята"

Конспект занятия на тренировку ориентировки детей в пространстве и координации их движений, разных видов ходьбы, бега, ползания через туннель, прыжки из обруча в обруч....