Семинар-практикум для воспитателей "Секреты хорошей дисциплины".
статья на тему

Сухарева Ольга Борисовна

- Нужно ли приучать детей к дисциплине? 

- Что такое дисциплина?

Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание.

Дисциплина - процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. 

Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. 

Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.15 КБ
Microsoft Office document icon igry_triz.doc62.5 КБ
Файл triz.docx19.45 КБ
Файл igra_horosho_-_ploho.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей
«Секреты хорошей дисциплины».


Задачи:
Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Развивать у педагогов профессиональную рефлексию.
Теоретическая часть.


- Нужно ли приучать детей к дисциплине? 
- Что такое дисциплина?
Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание.
Дисциплина - процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

        Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку.

        Занимаясь вопросами дисциплины, мы:

  • Способствуем развитию у детей навыков самоконтроля;
  • Формируем этические и моральные нормы (для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном  сообществе);
  • Учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид;
  • Способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для общества.


-
Что включает в себя дисциплина?
Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать такое поведение, которое бы соответствовало определенным стандартам, правилам, регулятором, установившимся в данном обществе, т. е. ребенок должен следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. 
Правило сообразное поведение начинает формироваться примерно
с трёх лет. Ребенок, которому не привиты навыки данного поведения, со временем вырастет в недисциплинированного человека. 
Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем по мере взросления ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля. Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Но для каждого возрастного периода средства контроля будут различны. На ранних стадиях развития приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, изменение ситуации вокруг ребенка (переключить внимание на другое действие, предмет, вывести из ситуации). С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.


Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоки проступков и правонарушений несовершеннолетних находятся в дошкольном детстве. Они проявляются в виде отклонений от нормы в поведении, игровой, учебной деятельности ребенка.

Предлагаем вашему вниманию один их серии экспериментов, на основе которых были выделены типы поведения детей дошкольного возраста.

Эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в коробку.

        Проанализировав действия детей – участников поведения – определили три типа поведения.

Дисциплинированный тип. Такой тип поведения наблюдается у всех детей дошкольного возраста. Дисциплинированные стремятся следовать инструкции взрослых, выполняют правила поведения.

Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, заглядывают в коробку, а потом смущенно признаются в этом.

Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Взрослым это может показаться неожиданным. Но правила делают жизнь понятной, предсказуемой, создают чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

  • помогают осознанно дисциплинировать самого себя;
  • способствуют развитию самостоятельности;
  • обеспечивают безопасность ребенка;
  • помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе;
  • способствуют формированию здорового, комфортного климата в группе.


Практическая часть.
- Практикум

 «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе д/с». 

Игра «Правила: хорошо-плохо»
1.формулируйте требования конкретно: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2.любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Не бегай – ходи медленно. Не разрушай постройки – береги постройки. Не дерись – ребята давайте жить дружно. 
3.предлагать альтернативные способы поведения
Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на открытой площадке. 
4.обсудить с детьми возможные последствия нарушения правила. (Ссора. Травма).
5.создавайте проблемные ситуации. 
Хором произнести название любимого блюда. Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах. 
6.напоминать о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они будут относиться. 
«Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно». Сначала дети будут нарушать правила, но когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают. 
7.
продумать способы оценки и самооценки детьми поведения. 
В группе есть светофор: на нем отмечаются факты нарушения правила (красный – все время нарушается, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдается). Правило, которое отработано на светофоре, переносится в книгу «Наши законы». Или сделать каталог «Этого нельзя». В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, когда чего-то нельзя делать. Больше отдавать предпочтения ритуалам, традициям. Можно подводить итоги дня или половины дня. 
8. продумать способы взаимодействия воспитателя с детьми. 
- чаще обсуждайте последствия действий ребенка для чувств другого человека;
- моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игры, где играет несколько детей;
- подчеркивайте проявления положительных качеств у детей; приводите примеры из литературных произведений;
- привлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряйте попытки найти альтернативный выход из ситуации и продумать его последствия;
- используйте не только словесные, но иные формы проявления внимания к ребенку: улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, выслушивание.


Рекомендации к использованию данной технологии

Правило усваивается легче, если в процессе знакомства с ним преобладает поощрение ребенка за положительные действия.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно. Независимо от того, что  и как он сделал. Тогда у него возникает чувство. Что взрослому ничем нельзя угодить.


Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания. Дети охотно реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Детям нравится, когда им оказывают эмоциональную поддержку.

  Подведем итоги. Сегодня мы говорили о дисциплине. Дисциплинированные дети, какие они?

  • Умеют себя контролировать.
  • Самостоятельны и уверены в себе.
  • Ответственны и послушны.
  • Легко находят друзей.
  • Доверяют и признают авторитет взрослых.
  • Креативны и успешны.

Закончить нашу встречу хотелось бы такими словами Ю.Гиппенрейтер: «…счастье  человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И ещё – от эмоционального багажа и опыта, накопленного в детстве».

        



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ТРИЗ

для дошкольников разного возраста

 

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой  деятельности дошкольников. Придумал эту технологию писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.

Последнее десятилетие показало, что адаптированная к дошкольному детству данная технология стала интересной для многих педагогов, увлеченных идеей развития творческих способностей ребенка.    

Игра «Хорошо – Плохо»

(разработчики: М.Н. Шустерман, Л.Г. Шуб г. Норильск)

        Игра затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, также её категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность; формирует основы системного мышления и логического анализа деятельности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщенных  представлений о мире, его закономерностях, сложных видов связей и отношений.

        Вариант1. Для игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, не связанный с конкретными образами, не порождающий эмоций. Ребенку предлагается проанализировать данный объект и назвать его качества, с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать, что в рассматриваемом объекте «плохо», а что «хорошо», что удобно, а что неудобно; что нравится, а что не нравится.

Пример: КАРАНДАШ

- нравится, что карандаш красный, не нравится, что тонкий;

- хорошо, что длинный, плохо, что острый, можно уколоться;

- удобно держать в руке, неудобно носить в кармане – ломается;

Рассмотрению может быть подвергнуто и одно конкретное свойство:

- хорошо, что длинный – может служить указкой, но не входит в пенал;

- деревянный – легко точится, но может легко сломаться;

- красный – можно нарисовать солнце, но нельзя траву.

        Вариант2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные и отрицательные эмоции (что часто приводит к однозначной субъективной оценке).

Пример: СТАВИТЬ УКОЛЫ

- плохо, потому что больно, хорошо – быстрее вылечишься;

- не нравится – страшно, но зато мама потом говорит, что «я смелый».

        Когда дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты (когда это хорошо, а когда – плохо).

Примеры: СНЕГОПАД. ГРОМКАЯ МУЗЫКА.

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки.

Например:

        Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко).

        Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).

        Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).

        Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).

ЗАГАДКИ:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

А зовут меня… (прохлада).

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю, поневоле,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это… (плач)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … (конец).

        

Дети любят выполнять и такие задания, как закончить самим пословицы:

Ученье – свет, а не ученье … (тьма).

Знай больше, а говори … (меньше).

Корень ученья горек, да плод … (сладок).

Не  вещь – новая, лучший друг - … (старый).

        На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова, противоположные по значению (функции):

Волк (злой) – бабушка (добрая).

Карандаш (пишет) – резинка (стирает).

Книга (дает знания) – ребенок (берет знания).

        После этого можно переходить к построению анти объектов (анти систем):

                Анти карандаш – резинка

                Анти иголка (зашивает) – гвоздь (рвет одежду)

                Анти дождик (мочит землю) – солнышко (сушит землю).

        На четвертом этапе после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов:

                Горячий – Холодный (утюг)

                Темный – Светлый (тельняшка, газета)

                Острый – Тупой (нож: одна часть – острая, другая (ручка) – тупая)

                Стоять – Ходить (часы)

Вариант3. В дальнейшем следует переходить к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное, причем сам объект непрерывно меняется. (Разработчики: Б.Л. Злотин, А.В. Зусман г. Кишинев).

Цепочка противоречий:

Есть шоколад – хорошо, т.к. это вкусно, но это плохо – может заболеть живот.

Живот болит – плохо, но это хорошо, т.к. можно сидеть дома.

Сидеть дома и не ходить в садик (школу) – хорошо, но это плохо, т.к. скучно и не пускают на улицу и т.п.

        Организация игры может быть различной. Ребята по очереди по желанию называют свою пару ответов или только одно свойство (хорошо или плохо). Можно проводить игру с разделением группы на две команды: одна старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая – отрицательных, затем меняется объект и команды меняются обязанностями.

        Вариант4. Представляет собой модификацию, отражающую закон перехода количественных изменений в качественные.

Пример:

- Вы любите мороженое? Мороженое – это хорошо.

- Хорошо, т.к. вкусно.

- Если съесть одно мороженое – это хорошо?.. А два? А десять? А сто? А если съесть ящик мороженого?

- Это плохо. Превратишься в ледышку.

Пример: КОНФЕТЫ. ЛЕКАРСТВО.

Игра «Наоборот»

        Подготавливает детей к овладению таким инструментом ТРИЗ, как прием «Сделай наоборот» (инверсия).

        На первом этапе дети рассаживаются по кругу, а ведущий (педагог) – в центре. Ведущий бросает то одному, то другому играющему мяч и при этом называет одно из слов-антонимов. Поймавший мяч ребенок бросает его обратно, называя слово с противоположным значением (для маленьких детей мяч лучше катить, чтобы не терять темп игры при потере мяча). Список слов составляется ведущим накануне игры.

        Примерный список: много - мало, узкий – широкий, старый – молодой, чистый – грязный, твердый – мягкий, больной – здоровый, горячий – холодный, большой – маленький, день – ночь, зима – лето, худой – толстый, черный – белый, кислый – сладкий, длинный – короткий, маленький – быстрый, трусливый – храбрый, утро – вечер, рано – поздно, тихо – громко, горе – радость, темно – светло, сытый – голодный, далеко – близко, вредный – полезный.

Игра «Кто кем был»

(обратная игра)

Здесь ребенок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет, и ответить на вопрос, кем (чем) были раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (деревом), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), день (ночью), учитель (учеником).

Игра «Поезд»

(для развития ассоциативного мышления)

Для игры необходимо 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку – вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим. А для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – посуда. Ложку можно скрепить и с лопаткой, потому что они сделаны из метала. Так каждый по очереди может класть свои картинки – вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются». Главное, чтобы ребенок мог назвать своё «скрепление».

        Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом меняется и сам набор картинок.

Игра «Чего на свете не бывает?»

(для развития воображения)

В игре ребенок должен придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После рассказа ребенка о нарисованном обсудите вместе с ним действительно ли это не встречается в жизни. Ребенок может не только придумывать новые необычайные объекты и явления, но и существенно изменять уже существующие объекты или связи между ними (например, нарисовать «дождь», который идет из земли, поливая тучки).

Игра «Кто без кого не может быть?»

(направлена на развитие понимания противоположностей)

Приготовьте картинки, на которых изображены доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, повар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

        Покажите ребенку сначала только одну картинку, например, где изображен доктор. Затем попросите его подобрать другую, на которой нарисовано то, без чего доктор не может работать (изображение больного). Если ребенок затрудняется, следует задать ему вопросы:

  1. что делает доктор? (лечит больных);
  2. кто такой больной? (человек, который плохо себя чувствует, у него что-то болит);
  3. что делает доктор на работе? (осматривает больных и назначает им лечение);
  4. а если больных никогда не будет? (Доктора будут не нужны).

Для ребенка становится ясно, что доктор не может работать без больных. Аналогично делается вывод для каждой пары картинок.

Игра «Изобретатель»

        Для игры необходимо иметь десять картинок с четким изображением предметов. На каждой картинке – один предмет. Рисунки могут быть самые различные: молотки, гвоздодер, вешалка, пила, нож, вилка, ножницы, отвертка, табуретка, книжная полка. Вы с ребенком внимательно рассматриваете каждую картинку, выясняя назначение каждого предмета. Затем предлагаете ему изобрести новый инструмент, например, такой, который будет и вешалкой и пилой. Ребенок должен найти нарисованные на картинках вешалку и пилу и создать (нарисовать) новый инструмент, который будет и вешалкой, и пилой. Готовый рисунок вы вместе обсуждаете и дополняете.

        Можно использовать такие пары предметов: табуретка – книжная полка, вилка – нож, молоток – гвоздодер, ножницы – отвертка и другие. Из названных предметов возможны различные комбинации. По мере усвоения техники изобретательства добавляйте новые предметы. В дальнейшем ребенок сам научится придумывать различные вещи, выполняющие несколько функций.

        В ходе игры ребенок знакомится с изобретательской стратегией комбинирования. В дальнейшем можно переходить к усвоению упражнения «Бином фантазии» (РТВ).

Игра «Чудесные превращения»

        Игра помогает ребенку уже самому придумывать сложные и разнообразные предметы. Приготовьте 4-5 небольших карточек, на каждой нарисуйте по 2-3 полоски разной длины и по 2-3 кружка разного цвета. Карточки переверните и положите на стол. Затем и ребенок, и вы берете наугад одну из картинок, воображаете, кем или чем могут быть условные обозначения на ней, и рисуете картинку. Фактически это будет картинка-история, в которую обязательно надо включить всех, кто изображен на карточке. Поменяйтесь карточками и составьте истории по картинкам друг друга. Потом пусть свои истории расскажут авторы картинок.

Песни, иллюстрирующие основные понятия ТРИЗ

Самодеятельная песня является одним из средств, помогающих создать на занятиях атмосферу игры. Музыкальные образы по-новому раскрывают перед детьми особенности предметов и явлений, позволяют лучше запомнить материал занятия, помечтать, пофантазировать.

Манный медвежонок (В. Долина)

 

        Ах, какой он славный – лапки, хвостик, уши!

        Я сегодня манной каши не докушал,

        И тогда-то странный случай приключился:

        Медвежонок манный из комков слепился!

                Он чуть-чуть не прочен, глазки из смородин,

                Но зато на прочих не похож уродин!

                А чтобы был заметен труд мой ненапрасный,

                Из бруснички красной – язычок прекрасный!

        Я сказал верзиле, дяде в магазине:

        Сколько бы медведей вам не завозили,

        Нет у нас такого! Он же бесподобен!

        Он еще удобен тем, что он съедобен!

                Дядя согласился и спросил покорно:

                «Отчего ж твой мишка белый, а не черный?

                «А что, он иностранный?» - я ответил гордо:

                Он из каши манной! И спина, и морда!»

        Дядя был неглупый. Это-то и гложет.

        Он сказал, что взрослый так слепить не может!

        Ну почему не может? Никто не угадает!

        Просто каждый взрослый кашу доедает!!!

Только ребенок может увидеть даже в манной каше неожиданный образ. Детское мышление тем и отличается от взрослого, что в самой банальной ситуации ребенок смотрит на окружающий мир совершенно другими глазами, и этот мир кажется ему живым, сказочным и любопытным. Песенка знакомит ребенка с одним из понятий ТРИЗ – ВПР (вещественно-полевые ресурсы).

Кудряшки (на развитие воображения)

Что случится, если волосы вдруг превратятся в … цветы?

1.

        Почему на голове не растут цветочки,

        А растут они в траве и на всякой кочке?

        Если волосы растут, значит, их … сажают.

        Почему сажать цветы мне не разрешают?

Припев:

                Хорошо сделать так: срезать все кудряшки,

                На макушке – красный маг, а вокруг ромашки. (2 раза)

2.

        А сестренке бы своей посадил я розу –

        Нет цветов прекрасней роз. А сестренка в слезы:

        «Я все маме расскажу, расскажу и спрячусь.»

        Вот возьму и посажу ей за это кактус.

3.

        А себе б я посадил ландыши, гвоздику.

        Научиться бы еще сеять землянику.

        Вот была бы голова – голова, что надо!

        Лес, цветы, трава, дрова, тишина, прохлада!

Припев.

Следующая песня может быть использована на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с явлениями природы, влиянием этих явлений на животный и растительный мир, с различными состояниями вещества.

Твердое – Жидкое (А. Тухтаров)

1.

        Коль зимою прыгнуть с вышки

        То набьешь, конечно, шишку.

        Знать, тверда была вода,

        Ты ответишь без труда.

2.

        Ну а если прыгнуть в воду

        В очень теплую погоду,

        Будешь мокрым ты до нитки –

        Летом лед бывает жидким.

Припев:

                Вот такая чехарда:

                То здесь лед, а то – вода.

                Ты подумай и ответь:

                Жидкость – речка или твердь?

3.

        Зачерпнем воды из речки

        И поставим греть на печку:

        Пар заполнит весь наш дом,

        А воды мы не найдем.

Припев:

        Вот такая чехарда:

        То здесь пар, а то вода.

        Жидкость – речка или газ?

        Ты ответь нам в тот же час.

4.

        И вода, и лед, и пар

        Скажет вам и млад, и стар –

        Это всё-таки вода.

        Ты запомни навсегда!

Противоречия (А. Тухтаров)

1.

        Расставания и встречи,

        Утро раннее и вечер –

        Весь набор противоречий

        В нашу песенку включим.

2.

        Кто калечит, кто-то лечит.

        Кто серьезен, кто беспечен.

        Кто-то смертен, кто-то вечен

        Среди женщин и мужчин.

3.

        На хорошее, плохое,

        И на доброе и злое

        Что-то разделить порою

        Нам бывает мудрено.

4.

        Потому что это «что-то»

        Так прекрасно для кого-то!

        Потому что это «что-то»

        Так ужасно для того!

        Противоречия существуют не только в природе, но и в разном отношении к одним и тем же вещам. Например, если одно приносит пользу, то другим приносит вред. И наоборот. В приведенной песенке прослеживаются первые крупицы элементов ТРИЗа. Именно противоречия помогают решить изобретательскую задачу.

Несомненно очень просто

Сочинить любую сказку.

И хоть ты не вышел ростом,

Сможешь все ты без подсказки.

Нужен только лист бумаги,

Мыслей несколько и суть.

Все мы с вами где-то маги (2 раза)

Сочинители чуть-чуть.

        Нарисуем треугольник,

        Где в углу сидит волшебник,

        Хоть и добрый, но мошенник.

        А в другом – герой-избранник.

        Он воюет с людоедом,

        Скачет за женой младой,

        А за ним – волшебник следом (2 раза)

        С мертвой и живой водой.

А над ними угол третий

В нем скрываются покуда

Сказки, цепь противоречий,

Чудеса из ни откуда,

Чтоб углам соединиться

Завернем сюжет крутой,

И герой с красой-девицей

Воротится в край родной.

Сказка, игра, фантазия – источник детского мышления. Как сочинить сказку? Вам поможет «сказочный, волшебный треугольник».

 



Предварительный просмотр:

Программа по развитию образной (эйдетической памяти), творческого воображения и психоэнергетической саморегуляции

1 занятие

Тестирование

1 т. На слуховую память 10-15 слов, зависит от возраста.

Слова брать произвольно, произносить вслух с интервалом 2-3 секунды. Повторить в той же последовательности.

2 т. на зрительную память. Карточка (3-3)

1 вариант (карточка большая)

2 вариант (карточка маленькая). Время 1 мин. на запоминание. Затем повернуть обратной стороной. Можно дать другую карточку с пустыми клетками и ребенок их заполняет.

3 т. на сенсорное восприятие

Дети вытягивают руки и представляют, что в одной руке шар или много шаров, а в другой руке – камень.

Медитация на солнечный шар

Предложить детям почувствовать тепло, упругость через середину ладоней. Желтый круг, представить, что это солнце, через невидимые отверстия проходит свет, тепло. Это тепло идет по рукам вверх, в плечи, по спине. Ладони ставим параллельно, и дети чувствуют солнечный шар.

На что похожа фигура? (на развитие воображения)

Работа с восковыми и чернильными пятнами, брызгами. Дети смотрят на пятна и фантазируют, угадывают, на что похожи.

Бег ассоциаций.

Игра со словами. Дети сидят в кругу, каждый ребенок называет слово и связывает эти слова.

Медитация биологически активных точек с помощью массажа

На голове, на руке. Ребенок вдыхает чистое, белое, выдыхает черное. Очищается орган.

Бег ассоциаций с открытками или в парах

Открытки вниз рисунком. Дети сначала не видят, затем поворачивают открытки и фантазируют, связывают пары открыток.

Игра на развитие сенсомоторной координации рук «Не урони»

«спички, палочки» 5 спичек и с каждой берется пальцем спичка с ребра коробки 2 пальцами. Перед этим заданием проводится саморегуляция (холодную льдинку подержать или металлический шар).

Медитация на цвет

Дети приближаются к цвету пальцами.

Зеленый: направлен в район солнечного сплетения.

Голубой: на уровне головы.

Желтый: в районе живота.

Красный: внизу живота.

Таблица «Ассорти»

Не более 12 предметов на таблице. Детям предлагают составить р-з всем вместе или индивидуально.

Инфракрасные лучи (тепловые) вносят свечу, и дети чувствуют её тепло.

Закрепление образного запоминания (по 5 слов с единой темой)

Игра в парах: на что похожа фигура?

Набор спичек, по 10 спичек каждому, составляют произвольно фигуру и ищут сходство, можно бросить вдвоем и смотреть на что похоже.

Лабиринт

Развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве. Даются 4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Показать и убрать фигуру. Затем дети рисуют мысленно.

Термометр

На развитие саморегуляции.

Представить детям, что они опускают руки в холодную, а затем в горячую воду.

Можно предложить взять в руки холодную ледышку и сжимать её.

Опускаем руки: одну – в холодную воду, другую – в горячую.

Упражнения на развитие фотографической памяти

«Запомни и назови все предметы в течение 30 секунд (15-20 предметов). Предметы разные по фактуре рассматривать и потом связывать их в единый сюжет.

Медитация с помощью открыток

Наборы открыток, фотографий. Работа в паре. Рассматривают открытки одну за другой и сразу составляют рассказ.

Работа с деревянными дощечками, имеющими разную поверхность на них наклеивается любая поверхность (можно рисунок, ткань и т.д.). Дети знакомятся с ними, а затем угадывают с завязанными глазами.

Работа с парными открытками на развитие эйбетических образов.

Найди пару по памяти

Работа со словами. 

Воспитатель говорит слова в паре, а дети воспроизводят, какое слово с каким было связано.

Игры на развитие фантазии

Рассыпаются предметы на столе и фантазируем на что похоже.

«Выложи узор из спичек или палочек»

Путешествие внутрь себя

Зажги фонарик: внутри головы – сосредоточить детей на этом. Затем в горлышке (можно выпить воды, мысленно проглатывая её). Если у ребенка в сердце дискомфорт, предложить зеленую лужайку или что-то приятное.

Животик. Постараться избавиться от неприятного. В животике тепло.

Ноги – ощутить светлые потоки воды стекают вниз, все плохое уходит через ноги в землю.

В конце – теперь, дети, нам ничего не мешает. Тело чистое, светло, легко. Это упражнение довести до конца.

Медитация «Лес»

Деревья разные. Спросить у детей, «каким деревом хотят быть»? Представьте, что вы превращаетесь в дерево. Вы растете. Руки – это ветви, по дереву ползет муравей. (Дети должны это почувствовать). По дереву идет сок. Ствол могучий или тонкий гибкий. Дождик омывает листья. Ноги превращаются в корни. Проводить можно под музыку, стоя.

(Это активизирует низ, центр таза, развивает центр движения).

Игровая гимнастика

Развивать способность перевоплощаться в образ животного. Выполнять движения и звуки.

Игра на помехоустойчивость

Использовать текст или слова. Детей предупредить, что им будут мешать слушать, а они должны запомнить. При чтении произносить слова, а дети должны их запомнить. Другой вариант: во время текста показывать открытки и спросить потом, какие запомнил ребенок.

Фантазирование с использованием картин пейзажей под музыкальное сопровождение

        Сопровождается словами воспитателя.

Поднялись на вершину, расслабление. Растворились в облаках, оттолкнулись от облака, превратились в птицу. Музыка летящая, дети сопровождают движениями. Прилетели и стали сказочными животными добрыми.

Знакомство с методом избыточности

Увидеть то, что находится за пределами картины или открытки. Дополни, доскажи, что будет.

Игра «Для чего можно использовать предмет»

Дают предмет и спрашивают, что можно с ним делать. Этот предмет пускается по кругу.

Медитация на добро, радость и здоровье

Какой цвет хочется посмотреть (даем установку передать это состояние другому, близкому). Можно полечить заболевшего товарища.

На развитие канала ясновидения, сверхчувствительности

Показывается часть иллюстрации, дети должны определить, что закрыто под листом. Могут придумывать.

Игра на развитие творческого воображения

Нитки, шнурочки разной длины и цвета.

Связывать и выкладывать различные фигуры. Один ребенок выкладывает, другой – отгадывает. Можно уронить нитку и осмотреть, что же получилось.

Одновременное проговаривание слов

Два ребенка говорят одновременно разные слова, а затем воспроизводят, кто какое слово произнес.

Медитация на запах

Брать природные запахи: дети их сначала рассматривают, нюхают, потом предлагают ребенку определить и назвать запах.

Нарисуй животное, какого не бывает в природе

Работа со свечей

Спокойное созерцание на пламя свечи. Мечтать, фантазировать. Можно придумать сказку.



Предварительный просмотр:

 

Игра «Хорошо – Плохо»

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

  • Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
  • Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен – можно уколоться.
  • Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.

Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо).

Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

– Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

  • Есть шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот;
  • Живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить;
  • Сидеть дома – плохо, скучно;
  • Можно пригласить гостей – и т.д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо – плохо» может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету – вкусно и приято, а если много – заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.

В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Это методическое мероприятие для педагогов ДОУ. Оно направлено на ознакомление с понятием "дисциплина" и механизмами его формирования у детей-дошкольников....

Семинар- практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели возможности непринуждённо выражать свои мысли и чувства. детям не...

семинар - практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Описаны методы и приемы воспитания ребенка,  не применяя авторитарный стиль воспитания...

Семинар-практикум "Пути к бесконфликтной дисциплине"

Цель: создать условия для выработки умения грамотно с воспитательной точки зрения взаимодействовать с ребенком, наладить дисциплину, установить семейные правила. 1-я часть – теоретическаяРод...

Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливос...

Семинар - практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Секреты хорошей дисциплины». Задачи:1.        Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.2....

Семинар-практикум "Секреты хорошей дисциплины"

Семинар-практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"...