Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)
статья на тему
В данной статье рассмотрена и проанализирована проблема познавательного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrast.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.
В ФГОС используются три термина: «познавательное
развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними
связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой,
он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом
развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная
потребность использовать разные способы действия для накопления,
расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и
качественных изменений, происходящих в познавательных психических
процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного
опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие
умственных способностей. А способности, в свою очередь,
рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения
деятельности.
Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт
считает формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребѐнка в различных видах деятельности одним из принципов
дошкольного образования.
А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование
общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности.
Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях).
Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.
Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в
которых это содержание может быть реализовано. На прошлом семинаре мы выделяли эти виды деятельности.
В Предметной деятельности дети познают такие свойства
как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве,
температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путѐм
проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.
В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются
скрытые на первый взгляд свойства: вода течѐт, она мокрая, в ней тонут или
плавают предметы….
Из Общения со взрослыми дети усваивают огромное количество
необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему.
Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых
позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.
Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное
удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за
пределы непосредственно воспринимаемого.
Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного
опыта, развитию наглядно-образного мышления.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на
познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его
возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают,
лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически
детских видов деятельности позволяет реализовать содержание
познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными
областями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...
Круглый стол «Внедрение проектного метода в образовательный процесс для повышения качества работы по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Презентация о проведении круглого стола по результатам проектной деятельности в ГБОУ Школа №2055....
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы
Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно....