Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)
статья на тему

В данной статье рассмотрена и проанализирована проблема познавательного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

В ФГОС используются три термина: «познавательное

развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

 Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними

связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой,

он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом

развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная

потребность использовать разные способы действия для накопления,

расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и

качественных изменений, происходящих в познавательных психических

процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного

опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие

умственных способностей. А способности, в свою очередь,

рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения

деятельности.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт

считает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребѐнка в различных видах деятельности одним из принципов

дошкольного образования.

А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование

общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств,

формирование предпосылок учебной деятельности.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации.

 Формирование познавательных действий, становление сознания.

 Развитие воображения и творческой активности.

 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

 Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,

движении и покое, причинах и следствиях).

 Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных

традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных

областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в

которых это содержание может быть реализовано. На прошлом семинаре мы выделяли эти виды деятельности.

В Предметной деятельности дети познают такие свойства

как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве,

температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путѐм

проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются

скрытые на первый взгляд свойства: вода течѐт, она мокрая, в ней тонут или

плавают предметы….

Из Общения со взрослыми дети усваивают огромное количество

необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему.

Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых

позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное

удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за

пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного

опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на

познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его

возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают,

лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически

детских видов деятельности позволяет реализовать содержание

познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными

областями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы

Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно....