Круглый стол «Внедрение проектного метода в образовательный процесс для повышения качества работы по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лукина Елена Валентиновна

Презентация о проведении круглого стола по результатам проектной деятельности в ГБОУ Школа №2055.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_926/14/d-13435/img7.jpghttp://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_926/14/d-13435/img7.jpghttp://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_926/14/d-13435/img7.jpghttp://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_926/14/d-13435/img7.jpghttp://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_926/14/d-13435/img7.jpgКРУГЛЫЙ СТОЛ .  18.04.2017

Тема: «Внедрение проектного метода в образовательный процесс для повышения качества работы по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

План проведения:

  1. Регистрация.
  2. «Разогревка - самооценки»
  3. Деловая игра – «5П проектной деятельности»
  4. Презентации проектов.
  1.  «Разогревка - самооценки»

Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в  ладоши .

Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте  ногами .

Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до  кончика  носа .

Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети,  кивните  головой .

Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите  рукой .

Если вы верите в то, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте.

Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза .

Если вы зеваете от скуки, слушая двухчасовую лекцию, прикройте рот рукой

Если вам нравиться обучаться и быть учеником, улыбнитесь

"Не дай Вам Бог жить во время перемен"- гласит китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью?

  1. Деловая игра – «5П проектной деятельности»

Проанализировать и воспринять проблему организации проектной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС мы попробуем, используя метод Эдварда де Боно «Шести шляп». Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Но сначала я хотела бы вам рассказать небольшую притчу: «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, голубой, красной, зеленой, оранжевой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Братья разъехались…»

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Предлагаем группам выбрать шляпу.

«…Через несколько лет братья вновь встретились в доме отца.

.Красная шляпа. ПРОБЛЕМА.

Первый брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет. Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему организации проектной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС в своей группе. Что вы чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

-Откуда берется проблема?

-Мотивация.  Современные дети. Море информации. Как сделать, чтобы дети захотели о чем-то узнать?

мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Белая шляпа. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ.,

Второй брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события..

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Советы воспитателю по работе над проектом

•Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

•Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

•Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

•Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

•Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

•Развивать творческое воображение и фантазию детей.

•Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование

накопленных наблюдений, знаний,

впечатлений.

•Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая

радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

•Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Оранжевая шляпа. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Брат, который взял оранжевую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения..

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, или целевыми ориентирами

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может6 фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Учить для жизни, а не для школы. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

 Зелёная шляпа. ПРОДУКТ ПРОЕКТА

 отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами. Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

«Как заставить человека есть зеленый салат». Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы (Обсуждение). Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат: - Тщательно очистить ингредиенты салата - Украсить салат - Подать в необычной сервировке - Добавить в салат необычные продукты, например трюфели - Придумать интригующее название - Убедить в простоте приготовления в домашних условиях - Убедить в полезности состава ингредиентов. А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш поисковый вопрос. Тщательно очистить ингредиенты салата Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты. Украсить салат Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа) Подать в необычной сервировке Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме Добавить в салат необычные продукты, например трюфели Интегрировать с другой деятельностью .Придумать интригующее название. Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей . Убедить в простоте приготовления в домашних условиях .Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить. Убедить в полезности состава ингредиентов. Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни. Оказалось, как легко приготовить салат и так же легко осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.

Голубая  шляпа Брат в голубой шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше»

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  О ПРОЕКТЕ не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса.

Чёрная шляпа. Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.  В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

  1. Презентации проектов.

- Проект  «Московская подземка» Воспитатели: Агамалян Регина Размиковна,

Шенгелия Нани Омаровна

-Проект: «Транспорт»Воспитатели: Бастер Екатерина СергеевнаС., Попова Наталья Николаевна.

-Проект «Детям знать положено правила дорожные!»

Воспитатели: Иванова Людмила Викторовна, Перелетова Нина Алексеевна.

- Проект «Цветок для мамы»

Воспитатель Ткачева Юлия Юрьевна

-Проект: «Зимние игры и забавы»

Воспитатели: Рогова Юлия Борисовна, Дудар Екатерина Анатольевна

-Проект.Экологическая акция «Птичьи дома»

Воспитатель Мовчан Наталия  Леонидовна

Список литературы

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007

Используемая литература:

1.  Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.

2.  И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.

3.  Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

4.   Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

5.  Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

6.  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти», 2009 г.

7.  Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград:Учитель, 2012 г.

8. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.:Сфера, 2012 год (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

9. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

10. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

11.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

12. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...