Развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности в ДОУ
статья на тему


Предварительный просмотр:

Развития  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности в ДОУ

                                                                     

       Дети  дошкольного возраста большие исследователи, которые желают во всем разобраться и всё узнать. Они смотрят вокруг на происходящее с восторгом и восхищением,   открывают для себя чудесный мир, где много неизвестных  вещей и явлений. Мы считаем, что развитие познавательной активности помогут детям самостоятельно принимать решения, находить способы выхода из проблемных ситуаций, испытывать интерес к процессу познания. И сегодня у современных педагогов есть большие возможности для  использования разных методик и технологий для развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.  Наша цель организовать данную  деятельность так чтобы она соответствовала  потребностям каждого ребёнка,  а так же требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

        Актуальность данной проблемы обусловлено с одной стороны необходимостью развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, как одну из задач образовательного процесса  и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции разных авторских программ, технологий.

       Развитие познавательно активности дошкольников  необходимо так как:

  • решение вопроса по развитию детей не может быть успешным  без интеллектуального аспекта воспитания подрастающего поколения, которые с одной стороны, являются будущими жителями нашей страны, с другой –  обладают определенными потребностями  в поиске истины и в обогащении  своих знаний и умений;
  • каждый ребёнок будет проходить социализацию  в школе, которая на современном этапе  выдвигает всё больше требований  к  обучению.  

      Разрешение заявленной проблемы требует создания определенных организационно – педагогических условий. В качестве необходимых и достаточных условий нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.

     Основные задачи единой образовательной среды:

  • объединение   детского сада и семьи в решении задач, связанных с развитием познавательной активности детей;
  • установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями;

обеспечение преемственности воспитания в семье и  дошкольном учреждении.

      С целью организации единого образовательного пространства,  нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология. Мы считаем, что данная технология помогает нам обеспечить  сотрудничество, сотворчество детей и взрослых,  реализовать  личностно-ориентированный  подход к образованию дошкольников.

      Внедрение в  педагогический процесс проектов позволяет нам:

  • организовать детей на поэтапную  и заранее спланированную практическую деятельность;
  • активизировать детей на самостоятельную  и коллективную творческую работу;
  •  способствовать выполнению воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации  завершающихся созданием творческого продукта;
  • сформировать   исследовательские и  поисковые навыки и умения;  
  • развивать познавательную активность и интеллектуальные способности детей.

      В нашем дошкольном учреждении мы используем краткосрочные недельные проекты, которые имеют направления: поисково-исследовательские; творческие; личностно-ориентированные.

     Проекты организуются и внедряются  поэтапно.

1 этап: формулирование проблемы  и продукта проекта; введение  в игровую (сюжетную) ситуацию.
2 этап: планирование и организация  деятельности;

3 этап: практическая и творческая деятельность.

      В рамках  проекта проходят групповые сборы, они проходят в определенное время, в специально оборудованном и выбранном детьми месте, где  каждый из участников проекта обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют самостоятельную и совместную деятельность.  Задачи группового сбора:

  • создание условий для:  доброжелательных отношений между детьми; поддержки детской инициативы  и  сотрудничества;
  • обмен информацией, выявление детских интересов;
  • решение некоторых развивающих задач;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности и планирование деятельности в центрах;
  • осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор можно разделить на: утренний сбор и вечерний;  «Утро радостный встреч» и   итоговый тематически сбор, презентация.  

      «Утро радостных встреч» проводиться в начале проекта. На мотивационной основе детям предлагают модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать,  чтобы узнать?   Ответы и будут основой будущего недельного проекта. Все высказывания детей записываются на листочках. Высказывание взрослых (воспитателя и родителей) фиксируются там же только другим цветом. Ежедневной утренний сбор может быть как часть НОД, сюрпризного момента, организационного этапа и т.д. Что можно обсуждать на ежедневном  утреннем сборе: Обмен новостями, планирован деятельности на день (работа в уголках: дежурства,    природном уголке, обсуждение режима дня, планирование игр и т.д.).

     Вечерний сбор – это итог дня рефлексия: что сделали, что не успели, что узнали нового, как прошёл день, планирование деятельности на следующий день.

      Итоговый тематически сбор, презентация – это результаты проведенного проекта. Что хотели сделать и сделали, что получилось, какими встретись трудности и почему? Это демонстрация личных достижений детей и получение оценок от сверстников. Это возможность ребёнку самоутвердиться и приобрести опыт.

       На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений проектов, обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов. Содержание  проектов может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика  согласовывается  с международными, российскими, региональными праздниками, а так же праздниками времен года. В каждом проекте определяются цели, задачи, формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

     В подготовке и организации проектов нами используются 2 подхода:

  • информационный (поиск и обмен информацией в процессе подготовки и проведения проекта  о творческих и индивидуальных возможностях детей и  семьи);
  • деятельностный (индивидуальная, групповая, совместная деятельность)

А так же учитываются принципы:

  • преемственности, согласованностей действий;
  • гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
  • открытости;
  • индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Так же с целью организации проектной деятельности  направленные на развитие познавательной активности детей мы используем совершенно новое, интересное  методическое пособие – лэпбук. Уникальность данного пособия в том, что его можно использовать как в детском саду, так и дома.  В эту  самодельную  книжечку  с кармашками, и подвижными деталями, которые ребенок может доставать и перекладывать  по своему усмотрению, собирается материал по  определенной теме.  Лэпбук   это итог самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения какого-либо материала.  Чтобы заполнить эту книжку дети   выполняют  определенную поисково-исследовательскую работу, проводят наблюдения, изучают предложенный материал, рисуют и изготавливают поделки, отбирают  материал для своих книжек.  В ходе вечернего сбора ребята делают презентации своих книжек, которые могут быть итоговым событием реализованного проекта.

      Анализ проведенных проектов свидетельствует о продуктивности данной технологии. Проектный метод позволяет:

  • педагогам развить в детях творческие способности, активизировать  инициативу и самостоятельность, эффективно корректировать социально-личностные аспекты воспитания, помогает направлять детей на поиск выхода из  проблемных ситуаций;
  • детям обогащать свой личный опыт в: поиске информаций, использовать эксперименты  для решения каких-либо   задач; развивать свои творческие способности; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; расширять свой кругозор;
  •  родителям лучше узнать своего ребёнка в условиях дошкольного учреждения; сплотить  семью; поделиться опытом семейного воспитания; получить квалифицированную помощь в развитии ребёнка.

     А главное проектная деятельность создает условия для  развития  познавательной активности детей дошкольного возраста.

        Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.

В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе

Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения...