Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей
материал

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuts_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 –70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями

Актуальность выбранной темы:

• Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т.к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

• Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

Цель:

• Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи:

• Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе.

• Развивать познавательную активность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование

познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.

• Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

• Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников.

Теоретические основы.

• Проблему повышения познавательной активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.

• «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

• Практически все они считали, что проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Что такое познавательная активность ребенка?

• Познавательная активность - это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

• В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли:

- как средство живого, увлекающего обучения;

- как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности;

 - как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников: исследований, экспериментирования, проектирования .

Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста:

• Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Исследовательская деятельность детей данного возраста направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов

• Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской

деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

• Одно из направлений детской экспериментальной деятельности–опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

• В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

• Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Зачем нужно проектирование в детском саду? Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. В своей работе я использовала теории Н.Е. Вераксы, Л.С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, О.Р. Галимовой, М.А. Захаровой, Е.В. Костиной, М.В. Крупениной на основании которых проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является одним из перспективных методов в развитии творческого познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

«Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность». М. В Крупенина. Основная цель проектного метода: развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-  Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

-  Развитие познавательных способностей.

-  Развитие творческого воображения.

- Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется по этапам проекта.

Основные этапы метода проектов.

1.Формирование проблемы и цели проекта. Вхождение детьми в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. На этом этапе у детей формируется активная жизненная позиция, дети учатся самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- организация деятельности,

- объединение в рабочие группы и распределение ролей,

- в каких источниках можно найти информацию,

- какие предметы использовать,

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть. Оказание практической помощи детям, направление и контроль над осуществлением проекта. На этом этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В своей практике я внедрила следующие виды проектов:

Творческие: «Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос», «Маленькие модельеры», «Мой домашний питомец». После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: «Если хочешь быть здоров!», «Как рубашка в поле выросла», «Откуда к нам хлеб пришел?». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: «Любимые игрушки», «Разноцветная клумба», «Строим сказочный город». Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: «Красная книга», «Космонавты живут на Земле». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)

Классификация проектов:

По тематике и способам реализации результатов:

- творческие,

- информационные,

- игровые или исследовательские.

По составу участников:

- индивидуальные,

- групповые,

- фронтальные.

По срокам реализации:

- краткосрочные (1-3 занятия),

- средней продолжительности (1 неделя),

- долгосрочными (от 1недели до года).

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем малышей являются отец и мать.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателя, родителей и детей. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьёй. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.

При работе над проектами я использую следующие этапы работы:

– постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей;

– вовлечение дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

– работа над планом движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);

– обсуждение плана с семьями;

– составление плана-схемы проведения проекта;

– сбор информации, материала;

–  домашние задания родителям и детям;

– самостоятельные творческие работы (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

– организация презентации проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

– подведение итогов: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании.

Заключение.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, позывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует развитию познавательной активности дошкольников.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся решать свои собственные задачи на уровне образного мышления. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении. Планирую изучить методику индивидуальных детски – родительских проектов, затем внедрить в образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....