«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ахмадеева Гульнара Газизжановна

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также формирование положительного отношения моих воспитанников к природе, родному краю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        МАДОУ «Детский сад «Жаргал»

 

Отчет  по самообразованию на тему:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

                                                                               Подготовила :  

                                                                               воспитатель  средней группы: Ахмадеева Г.Г.

                           

                                                                                            Кижинга

                                                                                        2016-2017гг

     В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

     Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также формирование положительного отношения моих воспитанников к природе, родному краю.

    Задачи:

*Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

 *Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

     Пути реализации:

• Создание условий, для развивающей среды, программное обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную исследовательскую и проектную  деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.    

     Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

     В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

     Основные направления моей работы 

*формирование предметно - развивающей среды, проектная деятельность, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

     Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой ,птицами и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

     При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы.

Особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

     Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. 

Сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

     Для повышения качества своей работы:

 Включены здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

     Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. 

Мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

     Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

    На протяжении данного периода были проведены:

1. НОД по теме: «Природа нашего края»; «Животный и растительный мир»; «Наш мир под водой»  и т д.

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой», «Тайны леса»

3. Акция «Кормушка», «Скворечник»

Изготовление кормушек и скворечников, силами родителей

4. Акция: «Птицы-наши друзья»

Сбор корма и кормление  птиц

5. Экологическая игра «Загадки природы»

6. ИКТ «Как люди охраняют природу», «Водоемы». «Тайны природы» и т д

7. Проекты «Птичья столовая», «Наш веселый огород»

8. Были созданы папки передвижки: «Календарь природы», «Птицы нашего края», «Животные тайги», «Тайны подводного мира», «Растительный мир Бурятии» и многое другое.

9.Дети вместе с родителями приняли активное участие в районных конкурсах рисунков, поделок, декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей», «Мир живой природы», «Эти забавные животные», «Лучшая поделка -кормушка», «Скворечник» и в различных других номинациях. Воспитанники средней группы  получили грамоты за призовые и поощрительные места:

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы ( консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры,  дискуссии).

     Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

     В ходе моей работы по экологическому воспитанию были реализованы проекты:                         «Птичья столовая», «Наш веселый огород» .

Это познавательно- исследовательские,  информационно-творческие  проекты.

      Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители. 

       Основной целью этих проектных методов в средней группе являются: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

       Задачи:

-побуждать детей к проявлению познавательной инициативы; закрепить  знания о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно;

-развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление, умение сравнивать и восстанавливать причинно-следственные связи;

-воспитывать бережное  отношение  к живой природе, умение восхищаться и радоваться новым наблюдениям,

 -привлечь   родителей к совместной деятельности  с детьми.  

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию можно отнести открытое занятие своим коллегам из детского сада «Жаргал»:  «Наша спутница -Вода». Целью и задачами, которого также, являлось развитие познавательной активности детей к окружающему миру, в процессе исследовательской деятельности.

Анализируя результаты моей работы, можно сделать вывод: 

  • Улучшалась предметно-пространственная развивающая среда.
  • У детей развивалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Формировались предпосылки исследовательской деятельности, навыки самостоятельного мышления.
  • Формировались у детей и взрослых, определенные системы природоведческих знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней. .    

                                                                                                                                                                                                                                         Всё хорошее в людях — из детства!

                                               Как истоки добра пробудить?

                                               Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                               Удивиться, узнать, полюбить!

                                               Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                               И росли, как цветы, малыши,

                                               Чтоб для них экология стала

                                                Не наукой, а частью души!

     Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

                          Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....