Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
статья по теме

Едемская Лариса Владимировна

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty_na_temu.docx27.37 КБ
Файл opyt.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

  Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.

Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка. Я использую технологию опытно- исследовательской деятельности и экспериментирования.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.  

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Я рассматриваю экспериментирование как метод, близкий к идеальному! Знания, взятые  не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

 В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментировании получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбина, О.В. Афанасьевой.

Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддьякова, является ведущим видом деятельности у детей   Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

 Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Изучив теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила   цель своей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Из поставленной цели выделила следующие задачи:

Задачи:

- Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.

Мною была выдвинута гипотеза: уровень развития познавательной активности у воспитанников будет наиболее высоким, если использовать экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); организовать развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования; - создать условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа по данной теме проводилась поэтапно:

1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности детей, уровня овладения навыками экспериментирования.

2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания.

3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.

Для реализации поставленных задач изучила научно – методическую литературу по данной теме, совместно с педагогом-психологом  провела диагностику уровня развития познавательных интересов у воспитанников с помощью методов: индивидуальная беседа, наблюдение за детьми в процессе организованной образовательной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей,  разработала перспективный план работы с воспитанниками. План разработан на основе следующих программ: "Экспериментальная деятельность детей  старшего дошкольного возраста» Г.ПТугушева., Чистякова А.Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина;  Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников) О.В.Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой.   Согласно тематическому плану был разработан цикл конспектов совместной организованной деятельности, картотека опытов, игр по экспериментированию, создана предметно - развивающей среда в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

В процессе работы, в зависимости от этапа, использую следующие методы:

- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;

- практический: непосредственные действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.

Свою работу по развитию познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности   строю по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

 Работу строю исходя из следующих принципов:

1.Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5.Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8.Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дошкольники в процессе организованной образовательной деятельности знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Так как интерес к экспериментированию возникает с малых лет,   метод экспериментирования я начала вводит  с  младшей группы. В этом возрасте в экспериментировании ведущая роль принадлежит педагогу – я ставила  цель опыта, помогала продумать план его проведения, учила подбирать необходимый материал и оборудование, видеть результат деятельности. Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации давались мною от имени разных сказочных героев.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, выдвигали гипотезы, совместно определяли этапы работы, делали выводы. Я развивала умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?». Так же обучала детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента приучала детей к самостоятельности при уборке рабочего места.  

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Развивая познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, я активно использую элементы   технологии ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения) являются хорошим инструментом для развития интеллектуальных способностей детей. Очень полюбился моим воспитанникам метод коллективного решения задач, как «Мозговой штурм», который способствует развитию фантазии, воображения и раскрепощения сознания детей. Есть огромный интерес у детей к   упражнению на развитие системного логического мышления как «Системный оператор», который позволяет узнать прошлое, настоящее, будущее любых предметов и явлений. Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.  В своей работе использую такой метод как «Морфологический анализ», который позволяет формировать у детей умения создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования отдельных признаков. В процессе такой работы главной целью является – развитие воображение и творческих проявлений ребенка.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка.

В моей группе созданы различные центры активности.

И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Такие материалы найти довольно просто. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лаборатории «Маленький исследователь», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х компонентов: это

- Компонент дидактический, к которому относятся книги познавательного характера для детей дошкольного возраста; тематические альбомы; различные коллекции: например, коллекция "Бумага", "Пуговицы, "Ткани " Подарки (зимы, весны, осени).

Компонент оборудования: Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Компонент, стимулирующий: правила работы с материалами; персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.

 Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. 

С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведено анкетирование. По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, они понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения родителей в процесс развития познавательного интереса детей я разработала и провела родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформила серию наглядной информации для родителей, провела индивидуальные и групповые консультации. Многие родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

Мониторинг степени устойчивости познавательного интереса показал, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе и его эффективности.

Можно отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают у детей любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.           Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.   В процессе детского экспериментирования у воспитанников  повысился  уровень развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), а так же развитие личностных характеристик (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,  потребности отстаивать свою точку зрения).

  Выдвинутая мной гипотеза получила свое подтверждение: уровень развития познавательной активности у воспитанников стал наиболее высоким в результате применения целенаправленной систематической работы   посредством поисково-исследовательской деятельности»

Все становится на свои места и выстраивается в единую красивую схему, когда вы видите, что ребёнок занимает активную позицию деятеля, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми. Что он успешно решает значимые лично для него задачи и проблемы, и при этом само изменяется. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно!

В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список используемой литературы:

1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
10. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
11. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» « Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково - исследовательской деятельности» Воспитатель: Едемская Лариса Владимировна высшая квалификационная категория г. Мончегорск, 2018 г .

Слайд 2

Актуальность: Экспериментальная деятельность получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Слайд 3

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов» Н. Н. Поддьяков

Слайд 4

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира. Задачи: - Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. - Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. - Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь. - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.

Слайд 5

Этапы работы: 1. Организационный – составление подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности, уровня овладения навыками экспериментирования. 2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; педагогическая работа с педагогами, консультации, анкетирование, беседы, собрания. 3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.

Слайд 6

Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста распределена по трем взаимосвязанным разделам Экспериментальная деятельность живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.) неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Слайд 7

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТАЯНИЕ СНЕГА» «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ»

Слайд 8

«ЧТО В ПАКЕТЕ» «ИГРЫ С СОЛОМКОЙ»

Слайд 9

«ЦВЕТНАЯ ВОДА» «ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ»

Слайд 10

«ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ»

Слайд 11

«ВЕСЁЛЫЙ ЛИЗУН» «ХОЛОДНАЯ ВОДА ТЯЖЕЛЕЕ, ЧЕМ ТЁПЛАЯ»

Слайд 12

«ТАНЦУЮЩИЙ ВИНОГРАД» «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ»

Слайд 13

«РУЧНОЙ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ» «НАДУВАТЕЛЬ ДЛЯ ШАРИКА»

Слайд 14

«НЕПРИМИРИМЫЕ ШАРИКИ » «ШАРИК – МАГНИТ»

Слайд 15

Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х компонентов: Компонент стимулирующий Компонент дидактический Компонент оборудования

Слайд 16

Опыт «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ САХАРА» Опыт «ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК ИЗ ОБЛАЧКА»

Слайд 17

Гистограмма сводных данных по мониторингу

Слайд 18

Гипотеза: уровень развития познавательной активности у воспитанников будет наиболее высоким если: использовать экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); организовать развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования; - создать условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.

Слайд 19

« Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» Климент Аркадьевич Тимирязев

Слайд 20

Список используемой литературы: 1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с,- (Программа развития). 2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 64 с. 3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003 № 3, 4, 5 2002 №1 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 80 с. 5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006 – 64 с. 6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой . – М.:АРКТИ, 2003 – 64с. 7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985 №2. 8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005 №1. 9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр.

Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр....

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»

Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...