«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
консультация на тему

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Однако, на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последние три года произошло значительное снижение познавательной активности. Дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность, утрачивают интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции.

Стало очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности.

В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, а значит, сделать шаг в неизведанное. В нашем детском саду создан центр детских исследований «Хочу всё знать», в котором образовательная деятельность организована таким образом, чтобы дать детям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы. Приоритетными в определении темы исследования являются детские вопросы.

Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется в экспериментировании, которое направлено на самостоятельное исследование объектов и явлений в ходе практических действий.

Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи. Такая система работы позволяет с помощью активных методов включить в исследовательскую деятельность каждого ребёнка, поставить его в личностно – развивающую ситуацию, которая обеспечивает развитие познавательной активности, становления опыта, выработку своего собственного мнения.

Использование технологий исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные способности дошкольников, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве.

Развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя "взрослые" законы через понятную ему деятельность. И задача педагогов - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Список используемых источников:

З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...