Семинар для педагогов и родителей "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"
методическая разработка на тему

Юргапова Екатерина Васильевна

Семинар для педагогов и родителей "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmoniya_obshcheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ — ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172»

Слайд  2. Цель.

Слайд  3, 4

 Каждый ребенок маленький лучик

Вместе собравшись – журчит родником.

Что понесут они речкою жизни?

Ты призадумайся только на миг.

Будут ли речкою светлою, чистой,

Будут ли омутом с мутной водой,

Будут ли озером с гладью зеркальной,

Может быть морем с большою волной?

Все что заложено, все к нам вернется,

Доброе сея, пожмем мы добро.

Сердце пусть радостью вновь улыбнется,

Встретив ручей с родника моего.

     Слайд 5. Существует семь чудес света, будь их воля, люди непременно бы добавили восьмое - улыбку ребенка. Не будь ее в человеческой жизни, каким ущербным, даже трагическим стало бы наше мироощущение.

Раннее детство считается стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья, когда ребенок нами еще «не отредактированный», «не откорректированный», «не постигнутый» - такой, какой он есть. Взлетающий, летящий.

     Мы приглашаем вас сегодня в необычное место. На вокзал, под названием «Детство», где начинаются и заканчиваются большие и маленькие дороги. Ведь наша жизнь - дорога и осилить ее может только идущий. Тот, кто сделает первый шаг. Первый шаг к себе, первый шаг на встречу друг другу, первый шаг к общению, к диалогу. Сегодня отправляясь в путь, мы просим вас, быть искренними, чуткими и снисходительными, ведь на жизненном пути  все лишь  добрые попутчики.

     Итак, пассажиры заняли свои места, и проводница может быть спокойна.

Уважаемые пассажиры, желаем Вам доброго пути! Этот путь мы  пройдем вместе с Вами.

     Когда смотришь в вагонное окно, то видишь все как бы со стороны. Вот проплывают дома большие и маленькие. Мы можем мельком заглянуть в каждое окошко, увидеть кусочек чужой жизни. Как маленькая девочка из старой сказки. Помните, она была бедна и продавала спички. На улице трещал мороз, а девочка заглядывала в чужие окна, у нее не было своего праздника дома. Этой старой сказке почти 200 лет, но как часто можно увидеть и в наше время  детей, заглядывающих в «чужие окна».

     ВОПРОСЫ КОЛЛЕГАМ:

  • Почему же так происходит, что ищут дети из вполне благополучных семей за стеклом чужого окна?
  •  Как Вы думаете, почему дети, имеющие дом, уходят из него?
  • Почему они чувствуют себя не комфортно в родном доме?
  • Куда они уходят? В чьи окна они смотрят?

     ВЫВОД: отчего возникают «страдательные» чувства ребенка? Причина  возникновения «страдательных» чувств — в неудовлетворении потребностей. Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас много говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.

     Ребенку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был комуто нужен и близок.  Благополучие ребенка зависит от стиля общения в семье. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение общаться со своими детьми.

    Слайд 6. Наш поезд движется дальше. Взрослые берут на себя ответственность за детей, иногда им эта ноша кажется слишком тяжелой. Но ведь богом каждому дано по силам, и нашим детям бывает тяжелее, потому они так любят волшебные палочки, чудесные заклинания, и кто из них не мечтает получить цветик - семицветик. У Вас есть такая возможность, напишите свои пожелания, и кто знает, может, они зажгут горячий и светлый, как пламя свечи, огонек надежды и милосердия. (Участникам предлагается написать на лепестках «цветика - семицветика»  свои желания).

       Слайд 7. Смотрите, поезд остановился, переезд какой-то или поляна лесная. По-моему, там что-то происходит, мне кажется, там собрались специалисты, чтобы пообщаться, поговорить о необходимости общения для ребенка.

Вопросы к упражнению

  1. Что в жизни…?
  2. Что для меня…?
  3. Есть ли у меня…?
  4. Какую цену…?
  5. Зачем людям…?
  6. Можно ли обойтись…?
  7. Какие качества…?
  8. Смогу ли я…?

     Общение  необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

У психологов так же есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это - одна из основных бед ребят, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны лишь родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

     Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Леонардо да Винчи в свое время сказал фразу, которая актуальна и сейчас: «Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, эти доводы заменяет крик».

Как часто мы срываемся?  Вместо того,  чтобы понять, выходим из себя: «Ты виноват!», «Ты опоздал, ты сломал!».  А ведь, можно многое узнать, если удается говорить о своих чувствах, не упрекая друг друга и ребенка в том числе. Замените: «Ты-высказывания» на «Я-высказывания».

Пример: «Я хочу рассказать тебе о себе и о своих чувствах, даже если они не все положительные».

      Слайд 9. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Особенно,  если в семье применяется насилие, по отношению к другим членам семьи, жестокое отношение к детям. В нашей практике не редко бывают случаи семейного насилия, жестокого отношения к детям со стороны родителей. В качестве примера можно показать родителям   фильм Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь». 

   Унижение, психологическое давление со стороны взрослых и оскорбления порой ранят ребёнка больше, чем физическое наказание.

          Слайд 10. Причины возникновения жестокого обращения с детьми:

  • нежеланный ребенок;
  • преждевременно родившийся в браке ребенок;
  • внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;
  • ребенок с физическими и психическими недостатками;
  • своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты.

Последствия домашнего насилия:

  • Если в семье имеют место акты насилия одного члена семьи  по отношению к  другому, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически.
  • Домашнее насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны близкого человека, но даже когда он просто наблюдает за жестокостью по отношению к  другим членам семьи.
  • Именно из детей, выросших в семьях с родителями-тиранами, чаще всего получаются будущие обидчики.

     Слайд 11. Влияние СМИ на психику ребенка. Стремительный темп современной жизни, занятость родителей, является одной из причин того, что дети зачастую предоставлены сами себе. Телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями.  Нисколько не умаляя ценности и полезности некоторых телепередач, трудно не согласиться с рядом исследователей, в частности с И. Волгиным, что современное телевидение – это инструмент «оболванивания» всей страны.

Политологи утверждают, что СМИ снижают планку нравственности и меняют культурный код человечества, а ведь с помощью СМИ дети осваивают человеческие взаимоотношения,  ценности и способы поведения.

 По данным исследователей, на экране за неделю мы видим 1,5 тысячи убийств. Как  детям защититься от лавины  фильмов ужасов и насилия?  Как река не может защитить себя от загрязнения, так и ребенок не может защитить себя от безнравственного влияния СМИ.  Если взрослые не могут остановить эту лавину, то где взять силы ребенку.

    Предлагаю вам  вместе с родителями посмотреть фрагмент фильма «Растление».

     Слайд 12 . ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, смелым, удачливым.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  •  Чаще говорите ребенку:  «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома»

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье - короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

 Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

«Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное   сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры…»

Слайд 13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Условия сохранения психического здоровья ребенка в детском саду и семье"

               В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк...

Консультация для родителей «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка»

Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем....

Гармония общения – залог психологического здоровья ребенка

Нетрадиционная форма работы с родителями . Рекомендации родителям по развитию речи детей (важность живого общения с ребенком)...

Консультация для родителей «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка»

Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем....

Дружная семья – залог психического здоровья ребенка

В конце марта проходил круглый стол с родителями дошкольников. Мне очень приятно, что осознанных взрослых, интересующихся гармоничным воспитанием и развитием детей, становится больше. Кажется, встр...