Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Пантелеева Светлана Евгеньевна

сообщение из  опыта работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».         К. Д. Ушинский

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляют нас подумать о будущем России, о её молодёжи.

Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности ребёнка начинается задолго до школы. Вероятно, он начинается с рождения ребёнка (а, возможно, и до его рождения), но именно в дошкольном детстве (а далее и в школе) этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте.

Суть духовно-нравственное воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Что может заинтересовать ребёнка?  Это наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

 В своей работе по духовно-нравственному воспитанию на ряду с основной общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.      Комаровой,  М.А. Васильевой  использую и дополнительные  программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию:

Название программы

Цель программы

Возраст детей

Н.Г. Зеленова «Мы живем в России»

Воспитание гуманной, духовно-развитой личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

4-7 лет

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Воспитание любви к Родине через воспитание нравственных качеств: любовь к близким людям, привязанность к родному городу, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к людям труда.

3-7 лет

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Заложить  основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

5-7 лет

Вера Васильевна Малова Конспекты Занятий По Духовно-Нравственному Воспитанию Дошкольников

Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.

3-7 лет

 Халикова Эльмира Алексеевна, Колебошина Наталья Викторовна

Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря

Воспитание интереса к традициям и обычаям своего народа - один из основных компонентов в процессе формирования нравственности дошкольников в свете реализации ФГТ к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

4-7 лет

 Воспитательная работа построена по следующим направлениям:

1. Духовно-образовательное 

2. Воспитательно-оздоровительное 

3. Культурно-познавательное 

4. Нравственно-трудовое

Над выполнением этих задач, я использую различные формы и методы.

Формы работы:

Во-первых:

  • это НОД:

На каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанной с темой занятия. На занятии используются сюжетно - ролевые игры, театрализованные, дидактические.

  • Беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Миша уступил игрушку Кириллу, Варя отняла игрушку у Арины, Ника помогла завязать бантик Серёже, Артём ударил Диму и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим и индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

  • Следующая форма работы – сюжетная игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью», «русская изба». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Наши чувства и эмоции» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет

  • труд в группе, на прогулке. В течение полугода я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Катя и Артём хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или дежурные очень хорошо ухаживают за комнатными растениями).

Мной ведётся ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

  • Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества.

В нашей группе я веду кружок по духовно-нравственному воспитанию «Лучик Добра»  и 14 декабря  была организована экскурсия в Мироносицкий храм Истры.  Детей встретил настоятель храма, священник Павел Малкин. Он рассказал ребятам об устройстве православного храма, познакомил с некоторыми предметами церковной утвари, показал напрестольные Евангелие и Крест, а также объяснил значение некоторых икон.

Затем все дети учились самим зажигать и ставить свечки. На память о встрече, юные гости получили в подарок иконки покровителей семьи - святых благоверных Петра и Февронии, а также подкрепили свои силы вкусными и свежими просфорами.

  • Тематические и творческие вечера, посиделки. Досуги и праздники. Проведение календарно-обрядовых праздников.

В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки». В нашей группе - есть традиция все православные праздники проводятся с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Настоятель Мироносицкого храма священник Павел Малкин также был в числе гостей. Дети приготовили стихи, танцы, загадки и вместе с родителями поиграли в старинные русские игры. А по окончании всех гостей угостили чаем с баранками и вареньем. 

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.

Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Таким образом, народные традиции должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

  • Консультации.
  • Просмотр презентаций, мультфильмов.
  • Народные промыслы.
  • Продуктивная и проектная деятельность: оформление уголка вместе с детьми «Русская изба»; изготовление тряпичной куклы.
  • Проект «Художественно-эстетическое развитие через ознакомление детей с живописью», «Народная игрушка»
  • Организация выставок.

Методы:

  • Наглядный метод

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведение дидактических игр;

экскурсии по поселку, в музей, целевые прогулки

  • Словесный метод

чтение, рассказывание литературных произведений (стихи, сказки, загадки) воспитателем, детьми, родителями;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

разбор житейских ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • Практический метод

организация продуктивной деятельности;

проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

изготовление кукол к сказкам;

организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

проведение экскурсий различной направленности;

организация вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовление с детьми наглядных пособий к занятиям.

 Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сода, даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон: с желанием научиться и с желанием измениться.

Древняя мудрость гласит. Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию

Одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно нвпитать восприимчивую ду...

Современный подход к работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию

Семья  в нашем обществе- первичный коллектив, в котором все его члены, в том числе и дети, живут по законом коллектива. Это мир, в котором закладываются основы морали, культуры поведения, дисципл...

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию....

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...