Перспективный план работы по самообразованию
материал по математике по теме

Рыжая Наталья Викторовна

Тема: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 14 «УМКА»

Перспективный план работы по самообразованию

Тема: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

                                                                                 Подготовила: воспитатель

                                                                                 Рыжая Наталья Викторовна

                                                         Мегион 2015

Воспитатель: Рыжая Наталья Викторовна

МАДОУ д/с №14 «Умка»

Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «В» №6

Тема: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель:Формировать у детей интерес к математике, элементарные математические представления с помощью игровых приёмов.

Задачи:        

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы по данной  проблеме;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка;
  • Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников;
  • Разработать  картотеку игр по формированию элементарных математических представлений для детей шестого года жизни;
  • Оформить в группе центр активности  «Математическая копилка»;

Сроки: учебный 2015 – 2017 год

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;

2. Фото - выставка Тема: «Занимательная математика»;

3. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «Учимся играя»;

4. Проект.

Тема: «Игротека для ума»;

5. Отчёт о проделанной работе.

Программно-методический комплекс

1. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб: Детство-Пресс, 2013.

2. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. СПб: Детство-Пресс, 2007.

4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А., Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.

5. Михайлова З.А., Игровые задачи для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

6.  Михайлова З.А.,Иоффе Э.Н.,Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

7. Михайлова З.А., Сумина И.В., Челпашкина И.Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 5-6 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

8. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

 9.  Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.  Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

11. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208с.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема:        «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

Раздел плана

Сроки

Направления и формы работы

Практические выходы (рефераты. доклады, выставка работ и т.д.)

І. Организационная работа

1.1

До 31.08.15.

Выбор темы. Подбор литературы.

Перспективный

план изучения

темы

1.2

Постонно

Изучать литературу по данной теме.

Работать с первоисточниками, интернет ресурсами, посещать занятия коллег.

Конспектирование,

создание картотеки и пр.

1.3

До 15.09.15

Составление индивидуального плана работы.

Индивидуальный план по самообразованию

1.4

До 25.10.15

До 25.10.16

Анализ результатов мониторинга в разделе Математическое развитие

детей 5-6 лет группы «В».

Анализ результатов мониторинга в разделе Математическое развитие

детей 6-7 лет группы «В».

1.5

17.02.16.

Выступление на педагогическом часе

Мини- отчёт о работе кружка «Юный математик».

Презентация

1.6

До 20.05.16

До 20.05.17

Анализ результатов мониторинга в разделе Математическое развитие

детей 5-6 лет группы «В»

Анализ результатов мониторинга в разделе Математическое развитие

детей 6-7 лет группы «В»

Оформление документации

Отчёт о результатах работы и выполнении плана по самообразованию

ІІ. Взаимодействие с детьми

2.1

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала на

закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Геометрическая мозаика» (Составь картинку).

«Назови фигуру» - найди такую же (с кубиком).

«Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

«Составь из частей»

Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).

«Назови геометрические фигуры и сколько их?».

«Собери бусы из геометрических фигур» - «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур.

Вечер досуга «Страна геометрия»

2.2

Ноябрь

1. Подготовка картотек занимательного математического материала.

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материалана закрепление знаний о цифрах, составе числа, навыков порядкового и количественного счёта:

«Разложи правильно»

«Какой цифры не стало?» (числовой ряд)

«Назови соседей числа»

«Какого числа не хватает?»

«Который по счёту?» - порядковый счёт.

 «Найди нужную цифру». Положи столько же предметов или на 1 больше илина 1 меньше.

«Счёт на ощупь пуговиц» - подбери число нужную цифру.

«Положи столько же» - счёт до 10, развитие моторики, тактильных  ощущений, нахождение нужного количества предметов на ощупь. Слуховое внимание, память.

Счётные палочки – Назови из скольких палочек, выполнена фигура.

Палочки Кюизенера – составление изображений по предложенному образцу (Карточки – образцы)

С использованием мяча «Не ошибись» с числами. Назови следующее число по порядку, предыдущее, какое число между…, назови соседей числа… и т.д.

Картотеки:

1. Физ. минутки математического содержания;

2. Задачи в стихах.

3. Считалки.

4. Скороговорки.

5. Пословицы математического характера.

6. Игры с пальчиками.

2.3

Декабрь

1. Оформление уголка занимательной математики в группе.

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

карточки – картинки с заданиямииз серии«Занимательная математика»

  - Ориентировка на листе бумаги в клеточку.

  - Чем отличается одна картинка от другой.

  -  Найди два одинаковых предмета.

  -  Какая фигура лишняя и почему?

  - Отличие одной группы фигур от другой.

  - Поиск недостающей фигуры в ряду.

  - Лабиринты.

«Математический сундучок»

5.

Январь

1. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

2.  Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

Словесные игры с использованием мяча:

«Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка….).

На понятия высокий, низкий; широкий, узкий.   Стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т.д.)

Так же на понятия: толстый, тонкий; большой, маленький.

6.

Февраль

1. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Игры на различение временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)

«Назови пропущенное слово»

Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т.д.

На различение предлогов (на, под, в, за)

«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»

На пространственную ориентацию

 «Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку), «Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)

Ориентировка на листе бумаги

 «Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т.д.)

7.

Март

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

- игры с палочками Кюизенера

- настольно-печатные игры.

8.

Апрель

Математический КВН

ІІІ. Сотрудничество с родителями

3.1

Октябрь

Оформление сборника консультаций

Тема: «Учимся играя».

Сборник консультаций  

3.2

Ноябрь

Индивидуальные беседы и консультации по использованию литературного материала с математическим занимательным содержанием.

Список рекомендованной литературы

3.3

Январь

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Папка-передвижка

«Занимательная математика дома в повседневной жизни».

3.4

19.02.16

17.02.17

Творческая мастерская. Познакомить с математическими играми, предложить создать «Игротеку для ума»

Мини– лекция «Математические игры»

Математические

игры

самоделки

3.5

С 14.03 по 18.03.16г.

С 20.03 по 24.03.17г.

«Занимательная Математика дома и в саду»

Математика – это интересно!

Фотовыставки

IV.Взаимодействие со специалистами

4.1

05.10.15.

18.10.16

Май 2017г.

Консультация у психолога

«Развитие познавательных способностей старших дошкольников».

Консультация у психолога

«Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста»

Мониторинг психологической готовности к обучению в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"

Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....

Перспективный план работы по самообразованию

Документ содержит перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год...

Перспективный план работы по самообразованию педагога

Я занимаюсь самообразованием 2 года. Разработала план по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народным искусством и культурой в национальных традициях....

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

Перспективный план работы по самообразованию "Использование в работе педагога игровых компьютерных технологий - обучающих игр "Мерсибо".

Перспективный план по самообразованию "Использование в работе педагога игровых компьютерных технологий - обучающих игр "Мерсибо"...