Мастер-класс "Коммуникативные игры от яслей до подготовительной группы детского сада"
методическая разработка на тему

Джазова Мадина Менглибиевна

Мастер класс предлагает варианты игр для коммуникативного развития дошколят. Подобранные игры наиболее просто и качественно помогут  развивать навыки общения и игры у дошколят, также могут способствовать и снятию психологического и эмоционального напряжения у детей. Игры представлены  в возрастном делении - от яслей до подготовительной групп. Для каждого возраста учтены психологические и эмоциональные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №29

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Мастер-класс

«Коммуникативные игры от яслей до подготовительной группы».  

Подготовили и провели:

Джазова Мадина Менглибиевна,

Вербицкая Валентина Александровна

Санкт-Петербург

2018 г.

Ход мастер-класса.

Цель:

1. Рекомендовать игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков.

2. Показать необходимость проведения предложенных игр для воспитания у детей  сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, оптимизации отношений между дошкольниками и педагогами.

Оборудование: бумажные листы, цветные карандаши, карточки с геометрическими фигурами, ноутбук, проектор.

Все свои профессиональные функции воспитатель организовывает с помощью тесного общения с детьми. В результате этого общения развивается коммуникативная компетентность, т. е. умение дошкольника проявлять в свободном общении свои желания, намерения с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной…

В дошкольном детстве наиболее эффективна игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживанию партнёрам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребёнок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном и интонационном выражении) и невербальных средств  

(мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Основными направлениями в работе по развитию общения у детей  являются:

  • готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим;
  • умение вступить в контакт,
  • инициативность общения,
  • выразительность общения,
  • эмпатия, представляющая собой умение сопереживать другому человеку.

Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения следующих условий:

  • умения принимать детей такими, какие они есть,
  • учёта индивидуальных особенностей,
  • умения принять любой выбор ребёнка,
  • желания играть с ребёнком,
  • способности импровизировать,
  • доброжелательности,
  • умения учитывать потребности ребёнка.

К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:

  • личный пример педагога,
  • активное участие в игре,
  • отсутствие соревновательного и сравнительного моментов в игре,
  • отсутствие принуждения к игре,
  • стремление дать положительные эмоции.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досугов.

Младшие группы.

Приветственные игры помогают овладеть начальными навыками культуры общения – разными формами приветствия.

  1. «Здравствуйте, ладошки!»

Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности концентрировать внимание, развитие умения различать части своего тела.

Ход игры.

Здравствуйте, ладошки!      Дети вытягивают руки вперёд и поворачивают ладони вверх-                

                                                          вниз.  

Хлоп, хлоп, хлоп!                3 хлопка в ладоши. 

Здравствуйте, ножки!         «Пружинка».

Топ, топ, топ!                       Топают ногами.

Здравствуйте, щечки!          Гладят ладонями щёчки.

Плюх, плюх, плюх!             Легко похлопывают по щекам (3 раза).

Круглые мешочки!              Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх! Плюх! Плюх!           Легко ударяют кулачками по щекам (3 раза).

Здравствуйте, губки!           Покачивают головой вправо-влево.

Чмок! Чмок! Чмок!             Чмокают губами (3 раза).

Здравствуйте, зубки!         Покачивают головой вправо-влево.

Щелк! Щёлк! Щёлк!           Щёлкают зубами.

Здравствуй, мой носик!      Поглаживают нос ладошкой.

Пи! Пи! Пи!                         Нажимают указательным пальцем на кончик носа (3 раза).

Здравствуйте, гости!           Потягивают руки вперёд, развернув ладони вверх.

Привет!                                Приветственно машут рукой.

Средние группы.  

Психогимнастические игры и упражнения – посвящены определённому разделу психомотрики. Они направлены на развитие воображения, снятие эмоциональной напряжённости, организацию взаимоотношений между людьми, выработку уверенности в себе.

  1. Игра «Дождь в лесу».

Цель: создание благополучного микроклимата в группе, развитие умения слушать, способности выполнять подражательные движения.

Участники становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, все выполняют действия.

— В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Они  крепко держатся корнями, а деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но, вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Старшие группы.

Разновидность коммуникативных игр – это коллективные игры. Они поставлены на невербальном взаимодействии детей (мимике, жестах, позах, движениях). Эти игры способствуют умению работать слаженно, всех вместе, а также развивают индивидуальность, фантазию, воображение.

  1.  «Нади своё место».

Цель: побуждение к активному участию в игре, создание радостной атмосферы для участия в игре.

Ход игры.

Дорогие участники, внимание! Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

           Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

  • Тот, у кого хорошее настроение.
  • Тот, кто любит животных.
  • Тот, у кого длинные волосы.
  • Тот, кто любит сладкое.
  • Тот, кто одет в красный цвет.
  • Тот, кто любит читать.
  • Тот, у кого есть ручные часы.
  • Тот, у кого чёрные волосы.
  • Тот, у кого голубые глаза.

Подготовительные группы.

  1. Игра: «Волшебный чемоданчик».

Цель: развитие умения сотрудничать.

            Ход игры:

       Ведущий вносит в зал, красочно оформленный чемоданчик.

      - Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нём «живут» персонажи сказок (перечисляет). Хотите с ними поиграть?

        Играющие собираются вокруг ведущего и открывают чемоданчик.

       Вед.- Ой! Что такое? (В чемоданчике вместо сказочных персонажей карточки с геометрическими фигурами). Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Как им помочь? Хотите стать добрыми волшебниками и расколдовать сказочных героев?! Играющие берут карандаши и фломастеры, выбирают любую карточку и превращают её в своего любимого сказочного героя (рисуют на карточках лица и детали костюмов).

       Затем играющим предлагается «подружить» персонажи между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.

Рефлексия.

Игра: «Мы - друзья».

Цель: развитие умения общаться.

Ход игры.

Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.

Участникам предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д.). После того, как участники подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.

Обратная связь. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной праздник из яслей в младшую группу детского сада

Сценарий первого выпускного праздника для детей 2-3 лет....

Дидактические игры по математическому развитию в подготовительной группе детского сада

Математическое развитие детей - это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому мной было подобран материал по данным дидактическим играм, составлена картотека, а также перспективный план на год. Надеюсь,...

Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...

Игры и упражнения с мячом для подготовительной группы детского сада

Подбор упражнений с мячом, игр соревновательного характера, работа в парах. Упражнения редко встречаются  в конспектах по физической культуре, разработанных для детей детского сада. Этот материал...

Модули для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения» в подготовительной группе детского сада

Модули автомобилей МЧС, полиции, пожарной службы для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения»....

Игры по изодеятельности для подготовительной группы детского сада

Игра "Составь букет"Цель:1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) - и ...