Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива
статья (старшая группа) на тему

Кривенко Елена Николаевна

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

Одна из основных задач педагога в детском саду - создание и развитие детского коллектива. Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. В работе воспитателя очень важно видеть и понимать и всю группу воспитанников,  и каждого ребёнка персонально. Поэтому я постоянно веду   работу по созданию комфортных условий для пребывания детей в детском саду. Особое место в моей работе воспитателя имеет  организация созидательной совместной деятельности с постановкой общественно-значимой, привлекательного для воспитанников  результата. Я поставила для себя цель – создание дружного детского коллектива. Осуществить её можно, решив следующие задачи:

1.Создание доброжелательной атмосферы в группе.

2.Установка традиций в группе

3.Проведение творческих познавательных педагогических проектов,

4.Стимулирование, поддержание и незаметная корректировка отношений в группе.

5. Организация игровой деятельности, направленной на развитие умения у детей выражать свои мысли и чувства.

         В качестве важнейших средств формирования сплоченного коллектива я использую разнообразные виды деятельности:

1. Игровая деятельность;

2. Познавательная деятельность;

3. Досугово - развлекательная деятельность;

4. Художественное творчество;

5. Трудовая  деятельность;

6. Спортивно-оздоровительная деятельность;

Отношения в группе строятся и корректируются так, что бы каждый ребёнок чувствовал себя в уютной и доброжелательной атмосфере, мог легко общаться с товарищами  и с воспитателями. Для этого проводится в детском коллективе многоплановая постоянная работа. Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания детей  в детском саду я стараюсь помнить , что надо принимать каждого ребёнка таким, какой он есть, обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить. В своей деятельности стараюсь опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. Я участвую в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, в затруднительных для ребёнка ситуациях стараюсь ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо них.

Прежде всего нужно дать детям почувствовать, что они в группе детского сада любимы и желанны. Я стараюсь найти к новой группе детей  или к новичку подход через совместную деятельность. Мягко предлагая различные игрушки, пособия, вовлекая в игровые ситуации, заинтересовываешь  ребёнка,  и он перестаёт робеть, понимает, что в группе его ждут друзья и интересные дела. В группе создана предметно - развивающая среда, в которой любой ребёнок может найти себе дело по душе. 

Хорошие результаты  может дать совместная творческая деятельность. В ходе свободной изобразительной деятельности, лепки, рисования по замыслу, дети начинают переговариваться, знакомиться между собой,  между ними возникает  симпатия, взаимопонимание.

 Формирование положительного эмоционального настроя в группе я стараюсь осуществлять  через элементы арт-педагогики. Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми дошкольниками, я всё больше убеждаюсь в том, что элементы воспитания личности  ребёнка через творческую работу не менее важны, чем развитие непосредственно изобразительных навыков. Конечно, создание ребёнком соразмерного образа на бумаге, развитие мелкой моторики, знакомство с произведениями искусства самоценны сами по себе, но если педагог ставит  перед собой задачи развития личных качеств детей, задачи организации жизни группы или класса на доброжелательной дружественной основе, то занятия декоративным творчеством, изобразительной деятельностью приобретают более важное гуманитарно-значимое значение.

Здесь можно вспомнить и украшение детских помещений к праздникам, и сезонное оформление помещений, подготовку к праздникам и спектаклям, и знакомство с народной культурой, и непосредственно занятия рисованием и аппликацией в детском коллективе.

Элементы арт-педагогики присутствуют в традиционном ежегодном фестивале поделок в группе «Теремок», в которой я работаю воспитателем.

         Именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей

. 

В группе «Теремок», где я работаю, много лет существуют следующие традиции:  

  1. «Здравствуй, понедельник!» Каждое утро каждого понедельника начинается с беседы о прошедших выходных и о планах на предстоящую неделю.
  2. «Чистая пятница». По пятницам дети вместе с воспитателями наводят чистоту и красоту в группе, вытирая пыль на полках, тщательно просматривая игрушки, пособия, книги. При этом  производится мелкий ремонт книг, кукольной одежды.
  3. «День рождения». Мы всегда отмечаем дни рождения детей нашей группы, водим вокруг них традиционные хороводы, играем в игры, выбранные именинником, дети рисуют рисунки в ему подарок, и , конечно придумывают добрые пожелания на день рождения. У нас есть в группе небольшой стенд «С днём рождения», там вставляется фотография именинника.
  4. «Цвети, наш сад!» На прогулочном участке нашей группы есть цветники, созданные совместно воспитателями, родителями и детьми. Каждую весну мы выращиваем рассаду, а летом ухаживаем за растениями на клумбах, фотографируем их, зарисовываем. Осенью убираем засохшие растения, сажаем весенне-цветущие луковицы. Наши воспитанники со своими родителями пополняют коллекцию растений и с удовольствием наблюдают за ними.
  5. «Красивый праздник». Дети совместно с воспитателями и родителями принимают участие в оформлении музыкального зала к праздникам, изготовлении атрибутов и элементов костюмов участников праздников и вечеров досуга.
  6. «Сезонная прогулка» В разные времена года наша группа совершает несколько прогулок по территории участков детского сада. Мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе, навещаем любимые деревья, кустарники, цветники, наблюдаем за изменениями в жизни этих живых объектов, Затем зарисовываем свои наблюдения в «Альбоме наблюдений»
  7. «Здравствуй, школа!» На протяжении многих лет воспитанники подготовительных групп нашего детского сада ходят на экскурсии в ближайшую к нам школу №303 им. Фридриха Шиллера.
  8. «Здравствуй, библиотека!» В течении многих лет наши дети посещают ближайшие библиотеки района, знакомятся там с работой абонемента, читального зала, знакомятся с творчеством детских писателей, участвуют в проведении викторин, выставок детского творчества. Совместно с библиотеками мы участвуем в поздравлении ветеранов - участников ВОВ, блокадников.
  9. «Мастерская Деда Мороза»- фестиваль поделок из бросового материала. Я рассказываю детям о традиции украшать ёлку самодельными игрушками и украшениями, родители поддерживают меня и активно создают с детьми дома самодельные украшения, передавая свой опыт, опыт бабушек и дедушек малышам.
  10. «Фестиваль осенних проделок»

Отдельно хочется рассказать о традиционных ежегодных фестивалях поделок в группе «Теремок», в которой я работаю воспитателем.

В 1999 году я вместе с моей коллегой-сменщицей приняла младшую возрастную группу. Особенность этой группы состояла в том, что все дети в ней были домашние, не прошедшие через ясли. Дети были незнакомы с условиями пребывания в детском саду, а родители, волновались за своих малышей, многие из них были с повышенным уровнем тревожности. Перед нами встала задача провести адаптацию и детей и родителей к детскому саду  эффективно, в положительном настрое, создать хороший задел для будущей совместной деятельности. И тогда мы объявили о проведении фестиваля домашних поделок из природного материала. На фестивале предлагалось принять участие всем родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам, всем, кто сможет делать творческие работы, без каких-ограничений. Нам, как воспитателям, необходимо было, выявить наиболее активных родителей, и, в то же время, расшевелить тех, кто хотел бы спокойно отсидеться в тени. В афише фестиваля было объявлено об обязательном награждении всех, без исключения, участников. При входе в группу была повешена афиша, но кроме того, каждому родителю, приходящему за ребёнком, мы напоминали о поделках. Это позволило нам привлечь  к мероприятию все семьи, и мы, сами воспитатели, уже за сентябрь-октябрь  познакомились со всеми ближе.

В результате проведения фестиваля в группе появились самые разнообразные творческие работы, одни были выполнены мастерски, со знанием дела и умением, другие трогательные в своей наивности. В большинстве поделок дети принимали минимальное посильное участие, но совместный со старшими труд дал ребятам новые импульсы в развитии знаний и умений. Одни родители изучали справочную литературу, интернетом тогда широко не пользовались. Кто-то спрашивал у нас литературу о поделках из природного материала. Кто-то вспоминал поделки своего детства и передавал свои знания и свой детский восторг детям. Все они были приняты нами со вниманием и заинтересованностью . мы просили всех детей рассказать о том что это за поделка, кто её делал, из каких материалов. Так мы продиагностировали развитие речи детей и ближе познакомились с семьями воспитанников. В результате у нас сложились открытые отношения с родителями,  что помогло нам всем в дальнейшем сотрудничестве.

Важно было найти всем поделкам место, применение в группе. Это показало детям и родителям нашу заинтересованность в них самих и их труде, дало возможность  участникам фестиваля раскрепоститься, самоутвердиться, найти новых друзей,

В качестве поощрительных  призов мы дарим детям  материалы для детского творчества, наборы карандашей, фломастеров, альбомы, наборы типа «Сделай сам», «Маленький художник».  Очень хороший приз – экземпляр журнала «Маленький дизайнер». Такие призы стимулируют детское творчество, активизируют совместные занятия дома детей и родителей.

Особо хочется подчеркнуть то, что мы проводим именно не конкурсы, а фестивали. У нас нет первых и вторых мест, нет победителей и занявших последнее  место, и призы вручаются обязательно всем. Ценится не особое мастерство, а возможность совместного творческого труда. Возможности у всех семей разные, а радость общения взрослых и детей получилась общей.

Традиция проведения фестивалей поделок из природного материала продолжается по сегодняшний день. С ростом детей меняются их возможности, и мы изменяем, усложняем условия фестиваля, задавая различные темы работ. Были предложены  темы «Превращения листьев», «Осенние чудеса в лесу», « Осенний коллаж», «Замечательный букет» и другие. Также мы предлагаем родителям и детям  сочинить и записать сказку, небольшое стихотворение о своей поделке, о той ситуации, созданной в творческом объекте, составляем альбом из фотографий участников фестиваля, фотографий работ и сочинений воспитанников. Такие альбомы- творческие отчёты хранятся в группе в свободном доступе и всегда могут поднять настроение нашим детям.

Вот уже семнадцать лет нашему фестивалю, меняются дети в группе, одни уходят в школу, на место их приходят малыши, но праздники совместного семейного творчества непременно радуют детей и родителей каждой осенью.  

Внедрение элементов арт-педагогики в жизнь детского сада, несомненно, даёт свои положительные результаты в формировании личности воспитанников, и в создание в группе дошколят  дружной, радостной атмосферы.

Если в повторяющихся, традиционных делах группы  принимает участие большинство детей, и цель мероприятий понятна и близка детям, они охотно идут в детский  сад, зная, что там их ожидают интересные и нужные дела и занятия, в которых каждому найдётся место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада с элементами ТРИЗ

Помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качеств – ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная вода и теплая вода...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

"Как работать над сплочением детского коллектива"

Диспут(лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении по разрешению спорной проблемы путе...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада с элементами ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада с элементами ТРИЗ...

Традиции в группе детского сада.

Традиции нашей группы (старшая группа)...