Педагогический мониторинг освоения детьми 3 - 4 лет образовательной программы ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме

Рыжая Наталья Викторовна

Для детей от 3 до 4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы ДОУ

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации образовательного процесса в МА ДОУ ДС №14 «Умка». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:

Высокий уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).

Средний уровень - 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).

Низкий уровень - 0 баллов - ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области).

Музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог принимают участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Технология работы с таблицами следующая:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы ДО.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта обще групповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Диагностика педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 года)

Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года), Н.В. Верещагина

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребёнка.

  1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу, маму?». Образовательная область «Познавательное развитие»

3.        Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда /одежда / мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое».

Образовательная область «Речевое развитие»

2.        Чётко произносит все звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: дидактическая игра «Какой звук?».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Повтори за мной - А, У, О, Э, Ы».

2.        Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки по количеству детей.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку «Колобок».

3.        Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились?». Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

2.        Создаёт изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фигур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Укрась вазу».

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: зонтик.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть в игру «Солнышко и дождик». Когда я скажу «Солнышко», дети бегают. Когда я скажу «Дождик», дети бегут под зонтик».

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Возрастная группа 3-4 года

п/п

Разделы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание,

самостоятельность,

трудовое

воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Формирование основ безопасности

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

Понимает

социальную

оценку своих поступков и сверстников, здоровается, прощается,

благодарит

за помощь

Выполняет

элементарные

трудовые поручения

(готовит материал к ООД, убирает игрушки, помогает накрывать стол к обеду, участвует в уходе за

растения ми и животными)

Умеет самостоятельно

Одеваться, раздеваться в определенной последовательности, следить за своим внешним видом, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться, пользоваться

расчёской, носовым платком.

Знает своё имя и фамилию, имена родителей,

 чем занимаются

Ориентируется в помещениях детского сада,

группы,

раздевалки

Знает

имена,

отчества

сотрудников детского сада

Сформированы представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе

Соблюдает правила в играх с мелкими предметами,

Дидактических играх правила безопасности в играх с песком, водой, снегом

Сформированы первичные представления о безопасном

Поведении на

дороге,

безопасного

передвижения в помещениях детского сада, правилах игры с мелкими предметам и

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели:

Высокий уровень -  баллов

Средний уровень - баллов

Низкий уровень - баллов

                                                                                                                                                                                                     Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Возрастная группа_______________

Разделы

Развитие познавательно-исследовательской  и конструктивной деятельности

Ознакомление с миром природы

Ребенок в семье и сообществе

Ознакомление с предметным окружением, социальным миром

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

ФИО

ребенка

Умеет

устанавливать простейшие связи между

предметами и

явлениями,

делать

простейшие

обобщения,

группирует

и

классифицирует

знакомые

предметы

Умеет

группировать

однородные предметы по нескольким сенсорным признакам:

 величине, форме, цвету.

В совместных дидактических

играх умеет выполнять постепенно усложняющиеся правила

Знает,

называет

и

правильно

использует детали

строительного

материала

(кубики,

кирпичики,

пластины,

цилиндры,

трехгранные

призмы)

Изменяет

постройки,

надстраивая или

заменяя

одни

детали

другими

Знаком с характерными особенностями времен года, сезонными изменениями, правилами поведения в природе

Знает и называет некоторые

растения

и

животных, их детёнышей, особенности их поведения и питания

Имеет

представления о

свойства х воды, песка, снега умеет понимать простейшие

взаимосвязи в природе

Правильно

определяет

количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же», «поровну», много», «один», «по одному», «ни одного»

Различает круг, квадрат,

треугольник,

предметы,

имеющие углы и круглую форму. Умеет группировать предмет ы по цвету, размеру, форме

Сравнивает

предметы

контрастных и одинаковы х размеров по

заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и

приложения;

обозначает

результат

Ориентируется

в

 пространстве,

во времени

Знаком с объектами

ближайшего окружения, их назначением, свойствами, профессиями

Знаком с ближайшим

окружением,

знает название города.

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели:

Высокий уровень -  баллов

Средний уровень - баллов

Низкий уровень - баллов

                                                                                                                                                                                                     Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Речевое развитие»)

Возрастная группа_______________

№ п/п

Разделы

Развитие речи

Приобщение к художественной литературе

Итоговый

показатель по

каждому ребёнку

(среднее

значение)

ФИО

ребенка

Рассматривает

сюжетные

картинки,

способен кратко рассказать об увиденном

Отвечает на

вопросы

взрослого,

касающиеся

ближайшего

окружения названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта

Использует

все части

речи,

простые

нераспространённые предложения и

предложения с

однородным и членами, отчетливо произносит слова и короткие фразы

Различает и

называет

существенные детали и

части

предметов некоторые материалы и их свойства, называет части суток

Чётко

произносит

все гласные

звуки,

определяет

заданный гласный звук из двух внятно про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:

Понимает

социальную

оценку

поступков

героев

литературных произведений

Имитирует

мимику,

движения,

интонацию

героев

литературных

произведений

Читает

наизусть

потешки и

небольшие

стихотворения, инсценирует

и

драматизирует небольшие отрывки из народных сказок

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели:

Высокий уровень -  баллов

Средний уровень - баллов

Низкий уровень - баллов

                                                                                                                                                                                                     Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Возрастная группа_______________

ФИО

ребенка

Приобщение

к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Итоговый

показатель по

каждому ребёнку

(среднее

значение)

Знакомство с

элементарными

средствами

выразительности в

разных видах

искусства

(цвет, звук, форма,

движение, жесты)

Умеет правильно

держать карандаш,

фломастер, кисть

Знает основные цвета, оттенки изображения предметов разной формы, умеет создавать предметы, состоящие из 2-3

Создаёт изображения

предметов из

готовых фигур.

Украшает    заготовки из   бумаги разной

Формы дымковскими

узорами

Имеет представления

о

свойствах, пластилина и

способах лепки

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

н\г

к\г

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели:

Высокий уровень -  баллов

Средний уровень - баллов

Низкий уровень - баллов

                                                                                                                                                                                                     Воспитатели:

Педагогический мониторинг образовательного процесса

Возрастная группа детского сада ОРН от 3 до 4 лет «Б»

дата проведения с 01.10 по 30.10.2017 г.

Фамилия, имя ребенка

Уровни по образовательным областям

Социально- коммуникативное развитие

Речевое

развитие

Познавательное развитие

Художественно

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Итоговый

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего детей: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Уровень освоения ОП

                                                                                                                                                  Воспитатели:

Педагогический мониторинг образовательного процесса

Возрастная группа детского сада ОРН от 3 до 4 лет «Б»

дата проведения с 01.05 по 30.05.2018 г.

Фамилия, имя ребенка

Уровни по образовательным областям

Социально- коммуникативное развитие

Речевое

развитие

Познавательное развитие

Художественно

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Итоговый

результат

Всего детей: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Уровень освоения ОП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по мониторингу освоения детьми содержания образовательной программы

Здесь можно ознакомиться с результатами мониторинга...

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми Основной общеобразовательной Программ МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» за 2014-2017 учебный год

Аналитическая справкапо результатам мониторинга освоения детьмиОсновной общеобразовательной ПрограммМБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида»за 2014-2017 учебный год...

Мониторинг освоения детьми основной образовательной программы ДОУ.

МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»Мониторинг освоения детьми основной образовательной программы ...

Аналитическая справка о результатах мониторинга освоения детьми основной образовательной программы организации и развития интегративных качеств за три года проведенного воспитателем 2017-2020 учеб

Определить уровень овладения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ, оценить  сформированность интегративных качеств воспитанников в группе, а также  качество коррекционно-развива...

Мониторинг освоения детьми основной образовательной программы.

Мониторинг освоения детьми общей образовательной программы «От рождения до школы» оценивается четырьмя  уровнями: низкий средний, нормальный, высокий....

Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ – Детский сад №233...