Предметно развивающая среда. Инновации.
консультация на тему

Заика Александра Анатольевна

 

Педагогические характеристики построения развивающей среды- это безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатство сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya_predmetno_-razvivayushch_sredy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Консультация

                                                      Тема: Модель предметно – развивающей среды.

                                                                                                            Подготовила воспитатель Заика А.А.

 Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.         Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в детском саду. Уметь создавать среду должен сам педагог.  Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом.  Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Правильно –организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства.

         Педагогические характеристики построения развивающей среды- это комфортность, безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатство сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, коммуникативные особенности, уровень речевого и общего развития детей, а также показатели эмоциональной сферы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эксперементирование с доступными детям материалами, двигательную деятельность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п.играх.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  При отборе предметного содержания важно ориетироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), т.е на завтрашние возможности детей.

  Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Педагоги должны учитывать это и насыщать предметную среду содержанием,  рассчитанным на разные уровни развития ребёнка, а  также на интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны различные инструменты, девочкам предметы для рукоделия.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течении года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» -материал, с которым дети начинают знакомиться во время какой- либо деятельности или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра»- материал с которым предстоит познакомиться.

             Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать. Память ребенка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Эмоциональное благополучие во взаимодействии  с предметным окружением дает возможность для самовыражения.

             В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.  Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.  При этом показателями развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать  свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий,  добиваться результата ,проявляя при этом положительные –этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Насыщенная предметная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким образом, создавая предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения.                   

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой).

 Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.

В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.

Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Условия создания: реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском     саду/ под ред. М.А. Васильевой, программы «Детство»/ под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой,

-  учет принципов построения развивающей среды, указанных выше,

- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Организационные условия:

-  среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»

-  оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность

-  все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей

-  предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением

-  размещение материалов должно быть функциональным,

-  предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка

-  среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)

-   среда должна иметь подвижные границы

За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях  Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».

Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.

Условная схема пространства группового помещения

Уголок экспериментирования

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Уголок продуктивной деятельности

Дидактический уголок

Уголок релаксации

Книжный уголок

Уголок Кубановедения

Мини-музей

Спортивный уголок

Уголок ролевых и режиссерских игр

Уголок музыкально-театрализованной деятельности

Уголок конструирования

                 Рабочая зона: Активная и спокойная

     Содержание некоторых уголков

Спортивный уголок   Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.

Тип Наименование

Для ходьбы, бега, равновесия:  Балансир-волчок, коврик массажный со следочками, шнур короткий (плетеный)

Для прыжков: Обруч малый, скакалка короткая

Для катания, бросания, ловли: Кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо

Для ползания и лазанья: Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)

Для общеразвивающих упражнений        : Гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические

   Уголок ролевых и режиссерских игр:

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.

Тип        Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты        

Куклы (средние), мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие), наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см), наборы масок (сказочные, фантастические персонажи),

Игрушки-предметы оперирования        

Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий), "приклад" к куклам, наборы мебели для средних  и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и т.д.

Маркеры игрового пространства        

Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным), трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр), ландшафтный макет, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Полифункциональные материалы        

Объемные модули, крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.

Уголок музыкально-театрализованной деятельности

Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.

Тип        Наименование

Технические средства        

Магнитофон, музыкальный цент, микрофон и караоке, комплект кассет, дисков

Детские музыкальные инструменты        

Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки

Звучащие предметы-заместители        

Музыкальные шкатулки, игрушки        

Уголок конструирования

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Строительный материал        

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы        

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)        

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

Конструкторы        

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.)

Детали конструктора        

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

Плоскостные конструкторы        

Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.

Тип Наименование

Объекты для исследования в действии        

Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей), геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации(цвет, форма, величина), набор: счетные палочки Кюизинера, головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий), весы, термометры спиртовые, различные часы и т.д.

Образно-символический материал        

Линейки с движком, наборы лото «Числа», кассы, наборы: доски магнитные настольные с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы,   коллекции марок, коллекции монет.

Нормативно-знаковый материал        

Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т.д.

Уголок продуктивной деятельности

Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.

Тип        Наименование

Для рисования        

Наборы цветных карандашей (24 цвета), графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки[1] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л), подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки        

Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 2020 см, салфетка

Для аппликации        

Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре

Уголок Кубановедения

Задачи: всестороннее изучение родного края; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родной станице, краю, стране, воспитание патриотических чувств.

Тип Наименование

Дидактические материалы        

Тематические альбомы «Наш детский сад», «Наша семья», «Наша станица» (образование, культура, спорт, медицина, заводы), «Наш край», «Народы Кубани», «Россия», «Предметы искусства Кубани»; художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России), дидактические игры по краеведению; флаг, гербы и другая символика Краснодарского края, России, фотография президента РФ.

Объекты исследования        

Мини-музей («Край наш кубанский», «Чудо - дерево»), диски с записью природы родного края, достопримечательностей родной станицы и городов края.

Также в групповых помещениях располагаются мультимедийные установки, которые позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность.

Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды (по результатам контрольного исследования) позволяет:

- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);  

- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

- упорядочить всю систему  воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических ;

- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

-  способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

-  обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Инновация предметно-развивающая среда 2021

Инновация предметно-развивающая среда 2021...