В помощь воспитателям подготовительных групп.
методическая разработка на тему

Григорьева Светлана Александровна

Скоро в школу.

В помощь воспитателям подготовительных групп.

В основу этой программы легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения; психических процессов; мелкой моторики; положительной мотивации обучения.

Целью проводимых занятий является развитие всех компонентов психологической готовности к школе. Оно достигается благодаря решению трех конкретных задач:

  • Развитие психологических качеств: внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи;
  • Формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  • Выявление личностного потенциала обучения и развития.

Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на детей 5.5–7 лет. Всего 20 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20–30 минут.

Программа занятий учитывает ряд важных моментов:

Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.

Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.

В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и не допускать переутомления.

Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально–волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: игры на развитие навыков общения; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи; игры и упражнения на развитие произвольной сферы; упражнения на развитие мелкой моторики; игры на формирование положительной мотивации к обучению.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение какой–либо общей игры.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В нашем случае, это “кинезиологический комплекс”; способствует межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации (А.Л.Сиротюк “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. М.,2002г.).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за партами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь: половину тетради в клетку или блокнот; простой и цветные карандаши; рабочие листы.

Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если программа используется педагогом– психологом).

Содержание программы

Блок I. “Давайте поиграем”

Цель: Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Занятие 2. Обучить детей эффективным способам общения.

Занятие 3. Развивать навыки сотрудничества. Научить детей доверять друг другу.

Занятие 4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Блок II. “Поможем Незнайке”

Цель: Развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 5. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Занятие 6. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие саморегуляции и самоконтроля.

Занятие 7. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Занятие 8. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.

Блок III. “Письмо от жителей Солнечного города”

Цель: Овладение детьми элементом мнемотехники.

Занятие 9. Развитие механической зрительной памяти.

Занятие 10. Развитие ассоциативной памяти.

Занятие 11. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.

Занятие 12. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.

Блок IV. “Знайкина олимпиада”

Цель: Развитие мыслительных процессов и зрительно–моторной координации.

Занятие 13. Развитие логического мышления и сообразительности.

Занятие 14. Развитие логического и понятийного мышления.

Занятие 15. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.

Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.

Блок V. “Путешествие в Солнечный город”

Цель: Формирование положительной мотивации к обучению в школе.

Занятие 17. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Подвести детей к пониманию необходимости учения.

Занятие 18. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.

Занятие 19. Подвести детей к пониманию необходимости учения.

Занятие 20. Уточнить знания детей о школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Методическая разработка в помощь воспитателю младшей группы на Тему: «Новогодние приключения»

Задачи:Образовательные:Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова (новый год, ёлка, новогодние шары).Закрепить умения детей отличать понятия «много» и &l...

Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: «Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР»

У детей с ЗПР часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению ма...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы на 2020-2021 гг. Тема: «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя подготовит...

Картотека по речевым играм - в помощь воспитателю логопедической группы

Описание речевых игр. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы для детей с ТНР.Лист А4 сворачивается пополам и вкладывается в файл А5.Картотека является неполной, находится в процессе до...

7.04.2024 г. День Всемирного здоровья «Моё здоровье. Моё право» (Невенчанная Л.В., Филиппова Ю.А. воспитатели старшей группы В, Суворова М.Г., Немерова О.С., воспитатели подготовительной группы Г)

7.04.2024 г.День Всемирного здоровья «Моё здоровье. Моё право» (Невенчанная Л.В., Филиппова Ю.А. воспитатели старшей группы В, Суворова М.Г., Немерова О.С., воспитатели подготовительн...