Методическая разработка: Формирование основ мировидения для формирования экологического воспитания!
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

                       Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ребенка ответственного отношения к миру природы. Экология не только наука — это мировоззрение современного человека осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.formir.osnov_mirovideniya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа  № 1512»

Формирование основ мировидения для формирования

экологического воспитания!

Прозорова Татьяна Васильевна

воспитатель

ул. Красный Казанец, д. 19А

Москва, 2018

Введение: Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ребенка ответственного отношения к миру природы. Экология не только наука — это мировоззрение современного человека осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности. Поэтому ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой стороны — его результатом.

Основная часть: В своей практике по становлению первоначальных основ экологической культуры, я опираюсь на программу «От рождения до школы»,  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на рекомендованную в программе литературу по ознакомлению детей с окружающим миром и миром экологии, а также на требования  соблюдения норм СанПин 2.4.1.3049-13.  Вся  работа  организуется с учетом Закона об образовании и требований ФГОС.   Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий). Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке — вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба.

Родная природа — это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами живой и неживой природой. Маленький ребёнок смотрит в мир с широко раскрытыми глазами и замечает все: маленького паучка, бегущего жучка на воде, трудолюбивого муравья на тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью осенних красок, весенними цветами и их запахами, зимними, холодными пейзажами и ласковыми теплыми лучами лета. Знакомясь со всеми этими явлениями, дети открывают для себя новый мир, они стараются потрогать всё руками, посмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, которые его окружают, сами любили природу и эту любовь передали детям. Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами функционирование в определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой взаимодействия с природой. В процессе ознакомления с природой сознание ребёнка обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся у него в различных видах деятельности (игровой, трудовой учебной) и развивается благодаря непосредственному общению. Поэтому несколько раз в год я провожу мероприятия, направленные на усвоение знаний, полученных в процессе НОД и лично накопленного опыта, чтобы систематизировать и более углубить знания детей (Приложение 1, Приложение 2)

 Бесспорно, природа окажет положительное влияние на развитие только тогда, когда он научился её наблюдать. Не случайно К. Д. Ушинский писал, что «от качества наблюдения детей зависит качество их мыслей». Каждое наблюдение обогащает речь, дети приобретают обширный запас слов. Окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных, эстетических и патриотических чувств.

Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы, главный из которых — непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Если рассматривать экологическое воспитание детей дошкольного возраста в широком смысле, то оно предполагает воспитание гуманного отношения к природе. В нравственном  воспитании — это  формирование системы  экологических знаний и представлений, в интеллектуальном развитии — развитие эстетических чувств, т.е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и в охране и защите природы. Поэтому в своей деятельности я широко использую практическое применение  знаний и умений детей, экспериментальное и исследовательское начало в экологической деятельности, что отразилось в представленной мною презентации «Природа — наш дом родной!» (Приложение 3)

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вывод: Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

Заключение: Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей (биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника  Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117. —  https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/

Приложения:

№ 1. Викторина с родителями «День Земли»

https://drive.google.com/file/d/1YAJ4SxYu35KrdIQMf3n0hNKS0SWhiyXX/view?usp=sharing

№ 2. Конспект интегрированной НОД «Мир удивительных насекомых!»

https://drive.google.com/file/d/1rMalQPHGtuaYBNv70FKNVwpUECa4eC_e/view?usp=sharing

№ 3. Экологическая презентация «Природа — наш общий дом!»

https://docs.google.com/presentation/d/1H8nlJG3bJyt-pk4nH8kIOLkvcAf5mHu0WZheyyT6954/edit?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так ка...

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей подготовительной

Данная разработка будет полезной для воспитателей детчких садов. В ней подробно описано как провести организованнуюдеятельность по экологии....

Методическая разработка в серии дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

данное пособие предназначено в помощь педагогам для организации образовательной деятельности с дошкольниками по экологическому воспитанию....

Методическая разработка в серии дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Данное пособие предназначено в помощь педагогам для организации образовательной деятельности с дошкольниками по экологическому воспитанию....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Методическая разработка планирования работы педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников с ОВЗ «Этот далекий — близкий День Великой Победы»

Методическая разработка «Этот далекий — близкий День Великой Победы» рассчитана на планирование педагогами различных видов образовательной деятельности в течение недели, где каждый д...

Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...