Речевая среда и дети
статья на тему

Поротикова Людмила Васильевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda_i_deti.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Различают внешнюю и внутреннюю речь. В качестве общения люди используют внешнюю речь – устную и письменную. Постепенно из внешней развивается внутренняя речь, которая позволяет людям мыслить на базе языкового материала.

       Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а слух, зрение, обоняние и осязание были достаточно развиты. Особенно это касается речедвигательного и речеслухового анализаторов.

      Эти факторы в значительной мере зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, его психическое и физическое развитие замедляются. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому так важна для ее формирования неторопливая, четкая и правильная в грамматическом и фонетическом плане речь окружающих его взрослых. Не следует, общаясь с ребенком, имитировать детскую речь. Очень важно в этот период накапливать пассивный словарь, который постепенно переходит в активный, который к 2-м годам достигает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. К 3-м годам в словаре ребенка насчитывается до 1000 слов, фразовая речь усложняется, и речь становится для него полноценным средством общения. К 5-и годам активный словарь увеличивается до 2,5 – 3 тысяч слов, удлиняется и усложняется фраза и спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. При нормальном развитии к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, имеет достаточный по объему словарный запас и практически овладевает грамматическим строем языка.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах.

В настоящее время идет процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры, и речевых традиций. Дети вынуждены слышать не только не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Зачастую оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения. Поэтому остро встает проблема введения в общую систему воспитания элементов культуры речи, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.

В этом смысле большая роль в формировании правильной речи принадлежит воспитателям детских садов. Программа воспитания и обучения  предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматики, связной речи и звукопроизношения. Главная задача логопеда дошкольного учреждения – организация взаимодействия различных специалистов и родителей с целью создания эффективных условий для правильного речевого развития детей.

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Консультация для родителей "Речевая среда и дети"

Консультация Тема: «Речевая среда и дети»...

Развитие речевой среды у детей 3-4 лет во второй младшей группе №9

Дети четвертого года свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они ...

Развитие речевой среды у детей 3-4 лет во второй младшей группе №9

Дети четвертого года свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они ...

Методические рекомендации для родителей и педагогов. Как создать дома развивающую речевую среду у детей с РАС.

Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС дома на сегодняшний день особо актуален. Это связано с увеличением количества детей с РАС. Жизненное пространство ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...