Памятка для воспитателей « Структура наблюдения как разновидности познавательно – исследовательской деятельности»
консультация на тему

1.Мотив включения ребёнка в деятельность.

 Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для    дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой,  практико -ориентировочной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на неё, подражание старшим и т. д. Чтобы создать мотивационную основу познавательно – исследовательской деятельности, удивляйте детей, преподнесите изучаемый объект или явление с неожиданной стороны. А также опирайтесь на личные мотивы детей: стремление достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться; пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи и др.

2.Цель наблюдения.

Используйте естественные (возникающие в повседневной жизни) или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели (узнать что – либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему), достичь которых можно с помощью наблюдения.

3.План действий по достижению цели.

Начиная с 4 лет, учите детей выделять действия по достижению цели – составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре (группе), актуальные для данной ситуации правила осуществления наблюдения.

4.Осуществение детьми наблюдения.

Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учётом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нём участвуют.

5.Подведение итогов.

Основной результат наблюдения – достижения цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Чётко формулируйте вместе с детьми совершённое ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания.

Примечание: Нарушение структуры наблюдения превращает его в рассматривание или познавательный рассказ педагога, приводит к потере ребёнком позиции субъекта познавательно – исследовательской деятельности. При этом наблюдение утрачивает развивающие возможности.

 

 

Литература: Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6 июнь /2018; стр.38

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

« Структура наблюдения как разновидности познавательно – исследовательской деятельности»

1.Мотив включения ребёнка в деятельность.

 Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для    дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой,  практико -ориентировочной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на неё, подражание старшим и т. д. Чтобы создать мотивационную основу познавательно – исследовательской деятельности, удивляйте детей, преподнесите изучаемый объект или явление с неожиданной стороны. А также опирайтесь на личные мотивы детей: стремление достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться; пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи и др.

2.Цель наблюдения.

Используйте естественные (возникающие в повседневной жизни) или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели (узнать что – либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему), достичь которых можно с помощью наблюдения.

3.План действий по достижению цели.

Начиная с 4 лет, учите детей выделять действия по достижению цели – составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре (группе), актуальные для данной ситуации правила осуществления наблюдения.

4.Осуществение детьми наблюдения.

Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учётом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нём участвуют.

5.Подведение итогов.

Основной результат наблюдения – достижения цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Чётко формулируйте вместе с детьми совершённое ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания.

Примечание: Нарушение структуры наблюдения превращает его в рассматривание или познавательный рассказ педагога, приводит к потере ребёнком позиции субъекта познавательно – исследовательской деятельности. При этом наблюдение утрачивает развивающие возможности.

Литература: Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6 июнь /2018; стр.38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет точного определения понятия – инновация. Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. И нновация – это одновреме...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот за...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....

Памятка для воспитателей. «Организация центра познавательно-исследовательской деятельности» для детей 4-5 лет среднего возраста.

Памятка для воспитателей. "Организация центра познавательно-исследовательской деятельности" для детей 4-5 лет среднего возраста...