Консультация для воспитателей "Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
методическая разработка на тему

Свеженцева Олеся Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teatru.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

ТЕАТР
Театр - и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей - вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Волнуя и смеша, он заставляет снова.
Обдумать прошлое и смысл пережитого.
На сцене увидав правдивый облик свой,
Смеяться будешь ты, иль плакать над собой.

Узнаешь: жизнь твоя светла, иль непроглядна,
Вот это верно в ней, а это в ней неладно.
Развить захочешь ты достойные черты -
Так новой мудростью обогатишься ты.

И если ты хорош - то только лучше станешь,
А если ты дикарь - из темноты воспрянешь.
В театре рангов нет, в нем так заведено:
Ты господин иль раб - театру все равно!

Он чист и величав, влечет он к светлым весям,
Свободен и широк, он свят и независим.
Он - благонравья храм, он - знания дворец.
Наставник для умов, целитель для сердец.

Но следует ему блюсти одно условье:
Родной народ учить с терпеньем и с любовью,
И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,
Когда он красоту и зрелость обретет.

Габдулла Тукай

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Речь односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей.

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята. видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев,  которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Начинать заниматься театрализованной деятельностью со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.

Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью.

Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам и поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.

В младшем возрасте ребёнок принимает первые попытки выступить инициатором общения. Происходит постепенный переход от наблюдения к самостоятельной игре, от индивидуальной игры к подгрупповой, от имитации действий к имитации эмоции + действия. Для развития эмоции даём игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов. Например «Съели кислый лимон». Используем игры с текстами, развиваем  имитационные движения. Подбираем речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажа. Например «зайка серенький сидит».

Со среднего возраста у дошкольников появляется познавательно-побудительный мотив. Необходимо создавать ситуации для совместной деятельности детей. Использовать театрализованные игры, инсценировки сказок.  В этом возрасте педагог должен развивать диалог, совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать словарь за счёт прилагательных,  наречий и других  частей речи.

В старшем возрасте появляется информационный мотив. Задача перед воспитателем стоит обогатить опыт ребёнка, дети начинают оценивать результаты своего труда и деятельность других детей. Используются сложные диалоги.

В старшем возрасте развивается речь без зрительной опоры, закрепляется связная речь. В этом возрасте возникает потребность сохранить результат своей деятельности.

В подготовительной группе появляется планирующий мотив . задача перед педагогом научить детей самостоятельно и творчески пользоваться речевыми средствами, обогащать образную речь. Дети самостоятельно составляют сказки, которые потом сами импровизируют.

В заключении хотелось бы отметить, что широко используя театрализованные игры, мы развиваем речь детей, закрепляем работу логопеда. Проводить такие занятия надо систематически, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна воспитателям, специалистам. Однако проблема еще в том, что родители, в виду своей занятости, мало времени уделяют своим детям: не всегда поддержива...

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 4лет»

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 4лет»...

Консультация "Роль театральной деятельности в развитии речи детей"

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других г...