Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Максименко Татьяна Олеговна

Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_rabota.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Максименко Татьяна Олеговна

 «Современный взгляд на систему формирования основ этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

       С одной стороны, современное дошкольное образовательное учреждение посещают  дети разных национальностей, так как Россия всегда была и остается многонациональной страной. 

      С другой стороны, модернизация  российского образования, в том числе требования федерального государственного образовательного Стандарта подводят воспитателей к необходимости формировать основы толерантности у детей.

     Так, среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.

      В рамках ФГОС к программам дошкольного образования -  формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур. В Стандарте четко прописано, что вторая часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, и при этом может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

      С целью формирования основ толерантной культуры старших дошкольников и приобщения  детей к культурному наследию своего народа и народов мира,  мною была разработана  система  воспитательно-образовательной работы  «Родник традиций»,  предполагающая введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Так как согласна с мнением М.Беннета, «вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу».

      В своей практике по формированию этнической толерантности использую такие методы и педагогические технологии, как:

  1. Метод проекта («Народы мира», «Сороки - традиция празднования встречи весны», «Ярмарка ремесел» и др.)
  2. Игровой метод
  3. Информационно-коммуникационные технологии (слайдовые презентации, аудио-энциклопедии, познавательные фильмы и мультфильмы, интерактивные игры)
  4. Этнопедагогика (затейное творчество, устное народное творчество, театр, декоративно-прикладное творчество, песенное и танцевальное творчество народов мира)
  5. Музейная педагогика (краеведческий музей, виртуальный музей, создание «Уголка русской избы» ДОУ, создание мини-музея народов мира)
  6. Макетирование (создание  серии макетов "Народы мира" и др.)

    В систему работы по формированию этнотолерантности включены современные формы организации:

-  разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная и др.);

- синтез искусств на основе принципа методической интерпретации потенциала народной педагогики;

- интегрированная непосредственно образовательная деятельность ( «Путешествие в край северного сияния», «Ханами-любование сакурой», «Индийские сказки» и др.), а также провожу циклы занятий с включением регионального компонента («Осенние посиделки», «Сибирские посидки», «Зимние кружева», «Народные промыслы», «Весна-весняночка» и др.)

     Для реализации образовательного процесса созданы условия для проявления творческой активности  личности и полноценного всестороннего развития ребёнка:

- предметно-пространственная толерантная развивающая среда;

- создание ситуации успеха в различных видах деятельности; культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами народного художественного творчества;

- сотрудничество с семьями воспитанников и социальными партнерами.

     По моему мнению, вышеописанная система работы по формированию основ этнической толерантности у детей дошкольного возраста современна, актуальна и, в перспективе, должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности. Это позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.  

Используемая литература:

- Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.

- Компанцева, Л.В. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре Л.В. Компанцева, И.И. Иванова, Т.Б. Третьякова и др. Ростов-н-Дону, 2002.

- Тихонова И. С. Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч.-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина; Мордов.гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010.

- Приказ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» от 17 октября 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...