Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_rabota.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Максименко Татьяна Олеговна
«Современный взгляд на систему формирования основ этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
С одной стороны, современное дошкольное образовательное учреждение посещают дети разных национальностей, так как Россия всегда была и остается многонациональной страной.
С другой стороны, модернизация российского образования, в том числе требования федерального государственного образовательного Стандарта подводят воспитателей к необходимости формировать основы толерантности у детей.
Так, среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рамках ФГОС к программам дошкольного образования - формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур. В Стандарте четко прописано, что вторая часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, и при этом может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
С целью формирования основ толерантной культуры старших дошкольников и приобщения детей к культурному наследию своего народа и народов мира, мною была разработана система воспитательно-образовательной работы «Родник традиций», предполагающая введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Так как согласна с мнением М.Беннета, «вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу».
В своей практике по формированию этнической толерантности использую такие методы и педагогические технологии, как:
- Метод проекта («Народы мира», «Сороки - традиция празднования встречи весны», «Ярмарка ремесел» и др.)
- Игровой метод
- Информационно-коммуникационные технологии (слайдовые презентации, аудио-энциклопедии, познавательные фильмы и мультфильмы, интерактивные игры)
- Этнопедагогика (затейное творчество, устное народное творчество, театр, декоративно-прикладное творчество, песенное и танцевальное творчество народов мира)
- Музейная педагогика (краеведческий музей, виртуальный музей, создание «Уголка русской избы» ДОУ, создание мини-музея народов мира)
- Макетирование (создание серии макетов "Народы мира" и др.)
В систему работы по формированию этнотолерантности включены современные формы организации:
- разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная и др.);
- синтез искусств на основе принципа методической интерпретации потенциала народной педагогики;
- интегрированная непосредственно образовательная деятельность ( «Путешествие в край северного сияния», «Ханами-любование сакурой», «Индийские сказки» и др.), а также провожу циклы занятий с включением регионального компонента («Осенние посиделки», «Сибирские посидки», «Зимние кружева», «Народные промыслы», «Весна-весняночка» и др.)
Для реализации образовательного процесса созданы условия для проявления творческой активности личности и полноценного всестороннего развития ребёнка:
- предметно-пространственная толерантная развивающая среда;
- создание ситуации успеха в различных видах деятельности; культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами народного художественного творчества;
- сотрудничество с семьями воспитанников и социальными партнерами.
По моему мнению, вышеописанная система работы по формированию основ этнической толерантности у детей дошкольного возраста современна, актуальна и, в перспективе, должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности. Это позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Используемая литература:
- Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
- Компанцева, Л.В. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре Л.В. Компанцева, И.И. Иванова, Т.Б. Третьякова и др. Ростов-н-Дону, 2002.
- Тихонова И. С. Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч.-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина; Мордов.гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010.
- Приказ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» от 17 октября 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...
Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Доклад на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...
Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...