«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Бережная Татьяна Геннадьевна

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_vystupleniyu_berezhnaya.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок  учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях  реализации  ФГОС ДО»

http://clipart-library.com/images/rTjrrLRgc.jpg

Подготовила :

воспитатель 1-ой квалификационной категории

Бережная Т.Г.

МАДОУ «Д/С №16»

Г.Бугуруслан

Слайд №1- титульник.

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня, мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при выполнении следующих условий: представленных на слайде.

Слайд №2:

· Учёта развития психических процессов дошкольника;

· Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

· Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы Психологические, Коммуникативные или психосоциальные представленные на слайде:

Слайд №3:  

 Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения.

В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

Слайд №4:  

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,

-умение слушать собеседника.

        К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:

Слайд №5:  ( Коммуникативный компонент)

-дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);

- умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

-умеют выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

-владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить  просьбу, благодарность, извинение и др.

Слайд №6 (Коммуникативный компанент)

- способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;

-способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.

-умеют строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Слайд №7:

Коммуникативные учебные действия  формируются на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием.

Слайд №8:

В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться.

        

 Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

Эти условия  эффективно реализуются в совместной деятельности воспитателя и детей.

Но на практике в ДОУ реализуя совместную деятельность с детьми, педагоги допускают типичные ошибки;

воспитатели выполняют то, что они могут сделать сами, комментируют увиденное, задавая вопросы к детям сами на них отвечают, ставят перед детьми проблему и сам же предлагают вариант, как ее решить.

        На мой взгляд основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие  партнерской позиции взрослого и партнерской  формы организации деятельности.

Слайд №9:

Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве уважает их мнение, в общении предпочитает диалог,

Слайд №10:

Что значит быть партнером детей?- предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала). 

Пример: Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук - гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама - спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Что должен сделать воспитатель, если он придерживается партнерской позиции?                                                                                                          (Похвалить  девочку, и предложить вечером раскрасить фартук, кто как хочет).

Вот как это реализуется на  моих занятиях по рисованию партнерская позиция по теме: «Солнышко»

- Сначала  я даю образец  рисования солнышка разными способами (простой, усложненный и сложный, а дети сами выбирают  каким способом будут выполнять свой рисунок , и его сложность.

Слайд №11: (видео) Предлагается видео фрагмента  занятия

В результате у детей реализуется свобода выбора деятельности, самовыражения, творчества, осуществляется поиск способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний и поддержка детской инициативы.

Слайд №12:

        Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду не только во время образовательной деятельности воспитанников, но и в течение всего дня.

Для этого в образовательном процессе  подготовительной к школе группы широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:

  •  демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение

Слайд №13:

  • переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
  • создание ситуации недостатка материала;
  • создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
  • выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

Слайд №14: (пиктограмма)

 Мной так же используется метод пиктограмм, где дети могут прочитать задание по пиктограмме и выбрать себе партнера на деятельность

1-этап; Знакомство с пиктограммами, что обозначает каждый рисунок.

2-этап: Даются разные задания с  готовой схемой пиктограмм. И ребёнок понимает , как его выполнить. Или ребёнок сам выбирает пиктограммы для способа выполнения задания. ( в группе, в паре или самостоятельно)

Пиктограммы можно использовать в подведении итогов  образовательной деятельности, режимных моментах или  при подведении итога дня.

В дальнейшем при обучении в школе подобные пиктограммы (карты-схемы) помогут детям ориентироваться в учебниках и помогут в умении выстраивать план деятельности.

Слайд №15: (показ слайда с паровозом) 

В группе выработаны и  дети придерживаются правилам партнерского общения дошкольников в группах и парах:

 - старайся быть активным в общем деле (игре);

 - говори по очереди, не перебивай друга, слушай внимательно партнера по общению, переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты            правильно его понял,,

 - отмечай прежде всего положительное,

 - уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение,

 - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай

эту помощь сам,

 - результатом работы пары (группы) является ваше общее  мнение;

-помни, вместе вы можете сделать гораздо больше,

 чем каждый по отдельности

Слайд №16:        

В образовательный процесс включаются:

- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций; (фото)

Слайд №17:

- нетрадиционные формы организации совместной деятельности ( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры); (Фото)

Слайд №18: (фото)

- организация детей в парах, тройках, малых группах;

Слайд №19: (Фото)

- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий. (Пример « Остров»)

Лист бумаги –это остров. Нужно обустроить остров. Остров делиться на части , где каждую часть острова обустраивают дети разделившись на группы . в конце выполнения задания дети складывают остров в единое целое и обсуждают  конечный результат.

Слайд №20:

Кроме того, в течение дня планирую дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим.

        С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих;

Слайд №21:

использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

Слайд №22 и №23:

        Предлагаю видеофрагменты самостоятельной деятельности детей в режиме  дня.

Слайд №24:

Вывод: В заключении могу  отметить, что формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».

Всё это направлено на формирование коммуникативных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

«Использование мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

В наши дни динамичное развитие человечества приводит к еще большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непрос...

Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей

Консультация для педагогов по формированию речевой деятельности у старшего дошкольника на НОД по экологическому развитию....

Курсовая работа "Развивающие игры, как одно из средств формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

В курсовой работе представлена экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию учебной деятельности......

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...