Главные вкладки

    «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
    презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

    Бережная Татьяна Геннадьевна

    Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_k_vystupleniyu_berezhnaya.docx80.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование предпосылок  учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях  реализации  ФГОС ДО»

    http://clipart-library.com/images/rTjrrLRgc.jpg

    Подготовила :

    воспитатель 1-ой квалификационной категории

    Бережная Т.Г.

    МАДОУ «Д/С №16»

    Г.Бугуруслан

    Слайд №1- титульник.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

    Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня, мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при выполнении следующих условий: представленных на слайде.

    Слайд №2:

    · Учёта развития психических процессов дошкольника;

    · Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

    · Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

    Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы Психологические, Коммуникативные или психосоциальные представленные на слайде:

    Слайд №3:  

     Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

    Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения.

    В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

    Слайд №4:  

    - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

    -ориентация на партнера по общению,

    -умение слушать собеседника.

            К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:

    Слайд №5:  ( Коммуникативный компонент)

    -дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);

    - умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

    -умеют выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

    -владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить  просьбу, благодарность, извинение и др.

    Слайд №6 (Коммуникативный компанент)

    - способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;

    -способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.

    -умеют строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

    Слайд №7:

    Коммуникативные учебные действия  формируются на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием.

    Слайд №8:

    В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться.

            

     Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

    Эти условия  эффективно реализуются в совместной деятельности воспитателя и детей.

    Но на практике в ДОУ реализуя совместную деятельность с детьми, педагоги допускают типичные ошибки;

    воспитатели выполняют то, что они могут сделать сами, комментируют увиденное, задавая вопросы к детям сами на них отвечают, ставят перед детьми проблему и сам же предлагают вариант, как ее решить.

            На мой взгляд основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие  партнерской позиции взрослого и партнерской  формы организации деятельности.

    Слайд №9:

    Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве уважает их мнение, в общении предпочитает диалог,

    Слайд №10:

    Что значит быть партнером детей?- предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала). 

    Пример: Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук - гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама - спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Что должен сделать воспитатель, если он придерживается партнерской позиции?                                                                                                          (Похвалить  девочку, и предложить вечером раскрасить фартук, кто как хочет).

    Вот как это реализуется на  моих занятиях по рисованию партнерская позиция по теме: «Солнышко»

    - Сначала  я даю образец  рисования солнышка разными способами (простой, усложненный и сложный, а дети сами выбирают  каким способом будут выполнять свой рисунок , и его сложность.

    Слайд №11: (видео) Предлагается видео фрагмента  занятия

    В результате у детей реализуется свобода выбора деятельности, самовыражения, творчества, осуществляется поиск способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний и поддержка детской инициативы.

    Слайд №12:

            Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду не только во время образовательной деятельности воспитанников, но и в течение всего дня.

    Для этого в образовательном процессе  подготовительной к школе группы широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:

    •  демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение

    Слайд №13:

    • переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
    • создание ситуации недостатка материала;
    • создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
    • выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

    Слайд №14: (пиктограмма)

     Мной так же используется метод пиктограмм, где дети могут прочитать задание по пиктограмме и выбрать себе партнера на деятельность

    1-этап; Знакомство с пиктограммами, что обозначает каждый рисунок.

    2-этап: Даются разные задания с  готовой схемой пиктограмм. И ребёнок понимает , как его выполнить. Или ребёнок сам выбирает пиктограммы для способа выполнения задания. ( в группе, в паре или самостоятельно)

    Пиктограммы можно использовать в подведении итогов  образовательной деятельности, режимных моментах или  при подведении итога дня.

    В дальнейшем при обучении в школе подобные пиктограммы (карты-схемы) помогут детям ориентироваться в учебниках и помогут в умении выстраивать план деятельности.

    Слайд №15: (показ слайда с паровозом) 

    В группе выработаны и  дети придерживаются правилам партнерского общения дошкольников в группах и парах:

     - старайся быть активным в общем деле (игре);

     - говори по очереди, не перебивай друга, слушай внимательно партнера по общению, переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты            правильно его понял,,

     - отмечай прежде всего положительное,

     - уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение,

     - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай

    эту помощь сам,

     - результатом работы пары (группы) является ваше общее  мнение;

    -помни, вместе вы можете сделать гораздо больше,

     чем каждый по отдельности

    Слайд №16:        

    В образовательный процесс включаются:

    - творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций; (фото)

    Слайд №17:

    - нетрадиционные формы организации совместной деятельности ( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры); (Фото)

    Слайд №18: (фото)

    - организация детей в парах, тройках, малых группах;

    Слайд №19: (Фото)

    - для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий. (Пример « Остров»)

    Лист бумаги –это остров. Нужно обустроить остров. Остров делиться на части , где каждую часть острова обустраивают дети разделившись на группы . в конце выполнения задания дети складывают остров в единое целое и обсуждают  конечный результат.

    Слайд №20:

    Кроме того, в течение дня планирую дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим.

            С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих;

    Слайд №21:

    использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

    Слайд №22 и №23:

            Предлагаю видеофрагменты самостоятельной деятельности детей в режиме  дня.

    Слайд №24:

    Вывод: В заключении могу  отметить, что формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».

    Всё это направлено на формирование коммуникативных учебных действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

    Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....

    Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

    1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

    «Использование мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

    В наши дни динамичное развитие человечества приводит к еще большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непрос...

    Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей

    Консультация для педагогов по формированию речевой деятельности у старшего дошкольника на НОД по экологическому развитию....

    Курсовая работа "Развивающие игры, как одно из средств формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

    В курсовой работе представлена экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию учебной деятельности......

    Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

    Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...