Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Шемякина Наталья Юрьевна

Консультация для педагогов по формированию речевой деятельности у старшего дошкольника на НОД по экологическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplen_resp_semin_16.03.17.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Росинка», г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Выступление

Тема: «Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей»

Выполнила

воспитатель 1 кв. категории

МДОУ №1 «Росинка»

Шемякина Н. Ю.

2017г.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи наших детей существуют множественные проблемы, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи ребенка – очень сложное дело: необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Сегодня процесс обучения – это поиск и сотрудничество. Он строится на основе деятельностного подхода с принципом интеграции.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов);

- словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы);

- практические (игры, труд, опыты)

Решая две важные задачи, часто использую наглядные и словесные методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа, рассказывания (сочинения). Метод имитации осуществляем различными приёмами.

Наблюдаем с детьми за реальными предметами, за живыми и неживыми объектами, в группе и на прогулке. В детском саду детям систематически передаётся разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего

вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами природы (камень, песок, вода и другими), явлениями неживой природы в соответствии

с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т. д.). Внимание детей обращается на то,

что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребёнок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не

только от взрослых, но и самому увидеть при определённых условиях, свойства предметов, повадки животных и т. д. Например, лист. Свойства –

лёгкий, т.е. если его подбросить, то он может долго кружиться в воздухе;

если лист опустится на воду, то он не тонет, а плавает по поверхности и т.д.

Например, ёжик. Портрет – небольшой зверёк, с вытянутой мордочкой. У

него есть носик, глазки, рот, ушки и т.д. Спина ёжика покрыта иголками, а

мордочка и брюшко – мягкой шерстью. Повадки – если ёжика тронуть

(спугнуть), то он сворачивается клубком. 

На прогулке и в группе использую разные виды наглядности и ИКТ. Рассматривание картин,  демонстрация кинофильмов помогают воспитателям решать разнообразные  задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие. Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредотачивать на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы.

 Громадное значение оказывают живые беседы, опирающиеся на подлинные

явления жизни. Беседуя, предохраняем детей от забвения, будим в их памяти эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого и расширяем возможность для упражнения речи. В холодный зимний день, мы вспоминаем о солнечном, жарком летнем дне, мы вывешиваем картины о лете. И в памяти детей воскресает многое, казалось, основательно забытое; и дети рассказывают о том, что было и что так контрастно настоящему. Рассказ

является той формой и образцом речи, который раньше других оказывает влияние на развитие их языка. Дети перенимают слова, выражения, интонацию и модуляцию голоса взрослого, который рассказывает о явлениях

природы, о животных и растениях. Изложение педагогом является образцом.

Дети любят рассказ больше, чем чтение вслух. Приём по слушанию речи, рассказыванию по картинкам является ценным. Все виды рассказывания помогают совершенствовать стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

 В деле постижения живой русской речи ценно чтение. Художественное слово даёт начало экологическому сознанию. С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Наравне со сказкой и рассказом используем художественное стихотворение, оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Через стихотворение дети воспринимают красоту окружающей природы, знакомятся с богатым лексическим материалом. Природоведческая литература раскрыла детям явления неживой

природы, помогла установить связи и отношения, существующие в природе.

С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Природоведческие книги используем в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

 Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы, используя их в процессе самого наблюдения. Книги о природе читают детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие

природных явлений.

К практическим методам, прежде всего, относится игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.

Играют с детьми в речевые дидактические игры экологического содержания, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него слоформами. Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу

может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем в работе с детьми элементарные опыты. Опыт – как способ решения познавательной задачи возникшей в процессе игр, труда или организованной образовательной деятельности.

Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети

высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ

решения, сравнивают результаты, делают выводы.

 

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учётом требований программы в определённой последовательности с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей в ООД осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.

В игровых обучающихся ситуациях используются кукольные персонажи: Буратино, Незнайка, Старичок-Лесовичок, Айболит. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения или занятия. Всё это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Всё это активизирует умственную деятельность детей.

ООД планируется с учётом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности.

Используются разные типы занятий (первично-ознакомительные,

углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) в своей работе по экологическому воспитанию. Очень интересно проходят занятия с детьми по

опытно-экспериментальной деятельности.

 Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребёнок наблюдает в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, видит как человек преобразовывает природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Преимущество экскурсий – занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания. Экскурсии помогают детям сформировать мировоззренческие представления о взаимосвязях существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это,

является организация в группе уголка природы.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организовывается в течение года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний об обитателях уголка, трудовых навыков и умений, развития наблюдательности.

Таким образом,  планомерно и систематически используя различные методы и приемы на занятиях и в повседневной жизни обеспечивается высокая эффективность по развитию связной речи детей и обогащение речи живыми и образными выражениями, раскрывается выразительность языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии реч...

« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в  вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр  Никитина.Задачи:- Развивать ...