Главные вкладки

    « ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
    статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

    Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_izo.docx26.96 КБ

    Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    начальная школа-детский сад №687

    Центрального района Санкт-Петербурга

    «Центр реабилитации ребенка»

    Статья: « Формирование изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

               Афанасьевой Светланы Николаевны

                                     

                                              СПБ 2014 г.

    Актуальность работы. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.  Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетическогоотношения к действительности, поскольку представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.

    В связи с особенностями развития  дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В.И.Лубовский1983, Л.И.Переслени 1983, С.Г.Шевченко 1990, и др.), исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, отмечают у них снижение интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития многие ученые (Е.А.Екжанова 2003, Гаврилушкина О.П.2003 и др) выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

    Изучение  изобразительной деятельности во многом позволяет понять процесс становления личности ребенка, именно поэтому проблема развития изобразительной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание современных специалистов (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова 1982 и др.), которые подчеркивают значение изобразительной деятельности для общего психомоторного развития ребенка.

    Исследователи изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. 2007; Гаврилушкина О.П. 1993; Екжанова 2002 и др.) подчеркивают ее важность и необходимость в коррекционно-педагогическом процессе в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития этому уделяется большое внимание. При поступлении в школу у большинства детей сформированы элементарные изобразительные навыки. Без специального обучения эти навыки почти не формируются, этим и определяется актуальность проблемы и необходимости нашего исследования.

    Несмотря на понимание значения изодеятельности для развития ребенка с ЗПР и накопленный практический опыт ее формирования в образовательных учреждениях, до настоящего времени вопросы ее изучения и формирования не нашли должного отражения в литературе. В связи с этим проведение экспериментального исследования в этом направлении является актуальным и значимым как с теоретической, так и практической точки зрения.

    Цель:  разработка и апробация системы работы по формированию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Задачи :

    – провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

    - провести  исследование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

    - разработать и апробировать систему работы по формированию изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития;

    Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

    - теоретические методы: анализ психологических и педагогических литературных источников;

    - эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских работ;

    Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.

    При проведении педагогической диагностики использовали метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на пособие А.П.Зарин «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Полученные результаты фиксировались в таблицах.(См приложение)

    Заключение

    Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования показывает, что формирование изодеятельности у детей с задержкой психического развития проходит эффективнее при использовании приемов, методов и упражнений.

    На основе изученной литературы  я разработала тематический план по рисованию, игры и упражнения в целях формирования изодеятельности у детей с задержкой психического развития.(см.приложение)

    В результате систематической изобразительной деятельности, проводимой с детьми нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления.

    В ходе моей работы на 12% повысился средний уровень формирования изобразительной деятельности в отличии от первоначальных данных. .(см.таблицы)

    Это  произошло за счёт увеличения количества дошкольников  со средним 

    уровнем и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне. Это свидетельствует об эффективности нашей работы в данном направлении.

    Таким образом,  результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов в целях обогащения содержания изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику формирования изодеятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа поможет нам в перспективе достичь полноценного формирования изодеятельности у детей .

    Таблица 1. Динамика рисования геометрических фигур (средний балл при макс.=6,0)

    Параметры

    Начало года

    Конец года

    круг

    3,13

         

                         3,32

    линия

    3,5

    3,5

    крест

    3,57

    3,63

    квадрат

    3,57

    3,75

    Представленные  в таблице 1 данные указывают на то, что дети с ЗПР показывают умение рисовать фигуры на уровне 3-4 баллов (от 9 до 12 человек вгруппе). При рисовании круга по образцу они выполняли многократные круговые движения, которые приводят к рисованию пересекающихся линий или рисует замкнутую фигура, которая напоминает овал. Пытаясь нарисовать линию по образцу, рисуют 1-2 линии, расположенные произвольно, либо рисуют одну линию, расположение которой на листе не соответствует расположению на образце. При попытке нарисовать крест, рисуют перекрещивающиеся кривые линии или 2-3 перекрещивающиеся линии. Рисование квадрата ограничивается изображением перекрещивающихся кривых линий или замкнутой фигуры, углы которой закруглены. Наряду с этим в  группе было  несколько детей, которые практически не смогли воспроизвести предложенный образец (2 балла) или делали это достаточно качественно (5 баллов).

    Таблица 2. Динамика технических умений (средний балл при макс.=6,0)

    Параметры

    Начало года

    Конец года

    карандаш

                                3,82                                

    3,9

    краски

              3,32

    3.38

    Преобладающий прием

               2,63

    2,54

    Зрительно-двигательная координация

               3,07

    3,19

     В таблице 2 данные показывают, что у детей с ЗПР технические умения находятся на уровне 3-4 баллов (от 8 до 12 человек в группе) . Лучше всего показывают умение рисования карандашом, а хуже владеют преобладающим приемом рисования новых приемов. При рисовании карандашом нажимают на него либо очень слабо, либо чрезмерно напряженно, целенаправленно стремятся получить изображение, силу нажима пытаются контролировать, проявляют интерес к разноцветным карандашам, хотя используют чаще 4-6 цветов.

    При рисовании красками по образцу используют различные приемы работы с кистью, создают картины с простым сюжетом. Целенаправленно самостоятельно могут рисовать знакомые простые объекты. Копируют изображения разной степени сложности, довольно часто отрывая карандаш от бумаги, линии несколько неуверенные, могут немного отклониться от образца. Наряду с этим в группе было  4-5 человек, которые неумело держат карандаш и целенаправленно стремятся получить изображение в виде каракулей. Рисуют по подражанию действий взрослых (2 балла) и несколько человек были на достаточно высоком уровне (5 баллов).


    Таблица 3 Динамика видов рисования (средний балл при макс.=6,0)

    Параметры

    Начало года

              Конец года

    предметное

    3,44

                  3,57

    декоративное

    2,19

                  2 ,94

    сюжетное

    2

                  2,5

     Данные в таблице  3 показывают, что у детей с ЗПР виды рисования находятся на уровне 2-3,5 баллов. (от 10 до 12 в группе). Лучше всего развито предметное рисование, а хуже развито сюжетное рисование. Рисунки, выполненные самостоятельно детьми на уровне каракулей, которые они  ассоциируют с реальным предметом, называя соответствующим именем. Дети способны выполнить простой рисунок по словесной инструкции после анализа образца. Сюжетные рисунки детей на уровне изображения 2-3 объектов по образцу, предложенному взрослым, без отражения связей между ними, с отдаленной степенью сходства с реальными объектами, раскрыть сюжет может только с опорой на вопросы взрослого. Наряду с этим в группе было по несколько детей, который в сюжетном рисовании, раскрыть сюжет могут только вслед за взрослым (1 балла) и несколько детей были, те которые рисовали достаточно качественно (4 и 5 баллов).

    При этом дошкольники контрольной и экспериментальной группы практически в одинаковой степени справляются с предложенными видами рисования. Стоит отметить тот факт, что сюжетное рисование остается на значительно низком уровне.(1,5-2 балла) В процессе целенаправленного обучения почти у всех детей произошли положительные изменения в динамике видов рисования . Это подтверждает хотя небольшое, но увеличение среднего балла.

    Таблица 4 Динамика свойств рисования (средний балл при макс.=6,0)

    Параметры

    Начало года

    Конец года

    Наличие интереса

                    1,19

    2,75

    Целенаправлен-ность

                    2,69

    2.75

    Продолжительность

                     2,75

    3.25

     Данные в таблице  4 показывают, что у детей с ЗПР свойства рисования находятся на низком уровне от 1,19 до 2,75 баллов. (от 9 до 12 человек в группе). Лучше всего развито продолжительность рисования, а хуже развито наличие интереса . Дети слабо проявляют интерес к рисованию. В большей степени проявляют интерес к графическому следу и с удовольствием целенаправленно приблизительно 3-5 минут чиркать по бумаге.

    Наряду с этим  несколько детей, которые интерес к рисованию не проявляют совсем, самостоятельно не рисуют и целенаправленность у них отсутствует, даже при наличии стимулирования не приступают к рисованию (0 баллов) и несколько детей, которые проявляли интерес к рисованию в большей степени и с удовольствием рисовали по графическому образу, но только если его привлекут к этой деятельности (4 балла).

    Таблица 5 Динамика уровней изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР (в %)

    Уровни

    Начало года

    Конец года

    очень низкий

    0

                            0

    низкий

    43 

                            31

    средний

    57 

                            69

    высокий

                             0

    0

    Оценка уровней сформированности изобразительных умений:

    очень низкий уровень: 1-21 балл;

    низкий уровень: 22-42 балла;

    средний уровень: 43-64 баллов;

    высокий уровень: 65-84 баллов

     Представленные в таблице 5 данные показывают, что у детей с ЗПР в группе на втором этапе обследования повысился средний уровень в отличие от первого этапа на 12% .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

    Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

    Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

    Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

    Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...

    Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...