« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_izo.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа-детский сад №687

Центрального района Санкт-Петербурга

«Центр реабилитации ребенка»

Статья: « Формирование изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

           Афанасьевой Светланы Николаевны

                                 

                                          СПБ 2014 г.

Актуальность работы. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.  Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетическогоотношения к действительности, поскольку представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.

В связи с особенностями развития  дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В.И.Лубовский1983, Л.И.Переслени 1983, С.Г.Шевченко 1990, и др.), исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, отмечают у них снижение интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития многие ученые (Е.А.Екжанова 2003, Гаврилушкина О.П.2003 и др) выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Изучение  изобразительной деятельности во многом позволяет понять процесс становления личности ребенка, именно поэтому проблема развития изобразительной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание современных специалистов (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова 1982 и др.), которые подчеркивают значение изобразительной деятельности для общего психомоторного развития ребенка.

Исследователи изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. 2007; Гаврилушкина О.П. 1993; Екжанова 2002 и др.) подчеркивают ее важность и необходимость в коррекционно-педагогическом процессе в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития этому уделяется большое внимание. При поступлении в школу у большинства детей сформированы элементарные изобразительные навыки. Без специального обучения эти навыки почти не формируются, этим и определяется актуальность проблемы и необходимости нашего исследования.

Несмотря на понимание значения изодеятельности для развития ребенка с ЗПР и накопленный практический опыт ее формирования в образовательных учреждениях, до настоящего времени вопросы ее изучения и формирования не нашли должного отражения в литературе. В связи с этим проведение экспериментального исследования в этом направлении является актуальным и значимым как с теоретической, так и практической точки зрения.

Цель:  разработка и апробация системы работы по формированию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи :

– провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- провести  исследование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

- разработать и апробировать систему работы по формированию изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития;

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

- теоретические методы: анализ психологических и педагогических литературных источников;

- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских работ;

Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.

При проведении педагогической диагностики использовали метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на пособие А.П.Зарин «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Полученные результаты фиксировались в таблицах.(См приложение)

Заключение

Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования показывает, что формирование изодеятельности у детей с задержкой психического развития проходит эффективнее при использовании приемов, методов и упражнений.

На основе изученной литературы  я разработала тематический план по рисованию, игры и упражнения в целях формирования изодеятельности у детей с задержкой психического развития.(см.приложение)

В результате систематической изобразительной деятельности, проводимой с детьми нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления.

В ходе моей работы на 12% повысился средний уровень формирования изобразительной деятельности в отличии от первоначальных данных. .(см.таблицы)

Это  произошло за счёт увеличения количества дошкольников  со средним 

уровнем и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне. Это свидетельствует об эффективности нашей работы в данном направлении.

Таким образом,  результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов в целях обогащения содержания изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику формирования изодеятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа поможет нам в перспективе достичь полноценного формирования изодеятельности у детей .

Таблица 1. Динамика рисования геометрических фигур (средний балл при макс.=6,0)

Параметры

Начало года

Конец года

круг

3,13

     

                     3,32

линия

3,5

3,5

крест

3,57

3,63

квадрат

3,57

3,75

Представленные  в таблице 1 данные указывают на то, что дети с ЗПР показывают умение рисовать фигуры на уровне 3-4 баллов (от 9 до 12 человек вгруппе). При рисовании круга по образцу они выполняли многократные круговые движения, которые приводят к рисованию пересекающихся линий или рисует замкнутую фигура, которая напоминает овал. Пытаясь нарисовать линию по образцу, рисуют 1-2 линии, расположенные произвольно, либо рисуют одну линию, расположение которой на листе не соответствует расположению на образце. При попытке нарисовать крест, рисуют перекрещивающиеся кривые линии или 2-3 перекрещивающиеся линии. Рисование квадрата ограничивается изображением перекрещивающихся кривых линий или замкнутой фигуры, углы которой закруглены. Наряду с этим в  группе было  несколько детей, которые практически не смогли воспроизвести предложенный образец (2 балла) или делали это достаточно качественно (5 баллов).

Таблица 2. Динамика технических умений (средний балл при макс.=6,0)

Параметры

Начало года

Конец года

карандаш

                            3,82                                

3,9

краски

          3,32

3.38

Преобладающий прием

           2,63

2,54

Зрительно-двигательная координация

           3,07

3,19

 В таблице 2 данные показывают, что у детей с ЗПР технические умения находятся на уровне 3-4 баллов (от 8 до 12 человек в группе) . Лучше всего показывают умение рисования карандашом, а хуже владеют преобладающим приемом рисования новых приемов. При рисовании карандашом нажимают на него либо очень слабо, либо чрезмерно напряженно, целенаправленно стремятся получить изображение, силу нажима пытаются контролировать, проявляют интерес к разноцветным карандашам, хотя используют чаще 4-6 цветов.

При рисовании красками по образцу используют различные приемы работы с кистью, создают картины с простым сюжетом. Целенаправленно самостоятельно могут рисовать знакомые простые объекты. Копируют изображения разной степени сложности, довольно часто отрывая карандаш от бумаги, линии несколько неуверенные, могут немного отклониться от образца. Наряду с этим в группе было  4-5 человек, которые неумело держат карандаш и целенаправленно стремятся получить изображение в виде каракулей. Рисуют по подражанию действий взрослых (2 балла) и несколько человек были на достаточно высоком уровне (5 баллов).


Таблица 3 Динамика видов рисования (средний балл при макс.=6,0)

Параметры

Начало года

          Конец года

предметное

3,44

              3,57

декоративное

2,19

              2 ,94

сюжетное

2

              2,5

 Данные в таблице  3 показывают, что у детей с ЗПР виды рисования находятся на уровне 2-3,5 баллов. (от 10 до 12 в группе). Лучше всего развито предметное рисование, а хуже развито сюжетное рисование. Рисунки, выполненные самостоятельно детьми на уровне каракулей, которые они  ассоциируют с реальным предметом, называя соответствующим именем. Дети способны выполнить простой рисунок по словесной инструкции после анализа образца. Сюжетные рисунки детей на уровне изображения 2-3 объектов по образцу, предложенному взрослым, без отражения связей между ними, с отдаленной степенью сходства с реальными объектами, раскрыть сюжет может только с опорой на вопросы взрослого. Наряду с этим в группе было по несколько детей, который в сюжетном рисовании, раскрыть сюжет могут только вслед за взрослым (1 балла) и несколько детей были, те которые рисовали достаточно качественно (4 и 5 баллов).

При этом дошкольники контрольной и экспериментальной группы практически в одинаковой степени справляются с предложенными видами рисования. Стоит отметить тот факт, что сюжетное рисование остается на значительно низком уровне.(1,5-2 балла) В процессе целенаправленного обучения почти у всех детей произошли положительные изменения в динамике видов рисования . Это подтверждает хотя небольшое, но увеличение среднего балла.

Таблица 4 Динамика свойств рисования (средний балл при макс.=6,0)

Параметры

Начало года

Конец года

Наличие интереса

                1,19

2,75

Целенаправлен-ность

                2,69

2.75

Продолжительность

                 2,75

3.25

 Данные в таблице  4 показывают, что у детей с ЗПР свойства рисования находятся на низком уровне от 1,19 до 2,75 баллов. (от 9 до 12 человек в группе). Лучше всего развито продолжительность рисования, а хуже развито наличие интереса . Дети слабо проявляют интерес к рисованию. В большей степени проявляют интерес к графическому следу и с удовольствием целенаправленно приблизительно 3-5 минут чиркать по бумаге.

Наряду с этим  несколько детей, которые интерес к рисованию не проявляют совсем, самостоятельно не рисуют и целенаправленность у них отсутствует, даже при наличии стимулирования не приступают к рисованию (0 баллов) и несколько детей, которые проявляли интерес к рисованию в большей степени и с удовольствием рисовали по графическому образу, но только если его привлекут к этой деятельности (4 балла).

Таблица 5 Динамика уровней изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР (в %)

Уровни

Начало года

Конец года

очень низкий

0

                        0

низкий

43 

                        31

средний

57 

                        69

высокий

                         0

0

Оценка уровней сформированности изобразительных умений:

очень низкий уровень: 1-21 балл;

низкий уровень: 22-42 балла;

средний уровень: 43-64 баллов;

высокий уровень: 65-84 баллов

 Представленные в таблице 5 данные показывают, что у детей с ЗПР в группе на втором этапе обследования повысился средний уровень в отличие от первого этапа на 12% .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...