Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Елтышева Анна Анатольевна

 

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. 

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития  в первую очередь. Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Правильная организация логопедического процесса определяет качество работы, имеющей целью  предупреждение и исправление не­достатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание заня­тий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных заня­тий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями,  совместная  работа  логопеда  и  воспитателей  группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования

речевого слуха у детей старшего дошкольного  возраста

Актуальность проблемы. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития  в первую очередь. Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Правильная организация логопедического процесса определяет качество работы, имеющей целью  предупреждение и исправление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями,  совместная  работа  логопеда  и  воспитателей  группы.

Исходя из этого цель работы: выявить особенности формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста и определить эффективные способы и средства его формирования путем взаимодействия в работе с воспитателями.

Задачи:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить уровень развития речевого слуха, у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать комплекс мероприятий по развитию речевого слуха, взаимодействию педагогов группы, а также серию консультаций, семинаров для воспитателей и родителей.
  4. Проверить результативность влияния системного подхода во взаимодействии логопеда и воспитателя на уровень речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются особенности развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом – условия формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: достижение эффективности в развитии речевого слуха возможно только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя.

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие исследователи. К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, – и усваивает легко и скоро, в два – три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения», обосновывая необходимость первоначального преподавания русского языка.  

Таким образом, воспитание гармоничной личности должно начинаться с самых ранних лет жизни, ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям – начальной ступени в системе образования. В нашей стране расширяется сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В детских садах такого типа наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи.

В психолого – педагогических исследованиях, проведенных Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой и другими авторами, показано, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психического развития. Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно – педагогического воздействия, осуществляемого воспитателем в целях более полной нормализации речевой и других психических функций ребенка.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из – за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико – фонематической и артикуляторно – фнематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико – грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико – артикуляционными признаками.

Р. М. Боскис, Р. Е Левина, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико – фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  1. трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  2. при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  3. невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Таким образом,  можно с уверенностью сказать, что  вопрос о развитии фонематического восприятия рассматривался различными педагогами и психологами. Ими определены основные уровни формирования речевого слуха.    

Процесс развития речевого слуха. Речевой слух – понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т.е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка – различать смысл слов, близких по звучанию (уточка – удочка; дом – дым).

Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом. В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое внимание. Ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

 С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи.

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

 К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико – синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Посредством аналитико – синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И.  Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить  анализ звуковой структуры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. 

Таким образом, выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При  восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Особенности речи детей с фонематическим недоразвитием. Фонетико – фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической  науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико – артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова, 1982).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т,  д.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш вместо ш, вместо с – сь, вместо ч – ть и т. п.

При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

Итак,  у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.

 

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста. Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Основными задачами коррекционного обучения в старшем дошкольном возрасте для детей с ФФНР в детском саду являются:

  1. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  2. Формирование звукопроизношения.
  3. Формирование навыков дифференциации звуков.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
  5. Формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
  6. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду.
  7. Подготовка к обучению грамоте.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8) закрепление навыка чтения;

9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10) развитие памяти, внимания, мышления.

Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреждении.

Выявление уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие дети старшей логопедической группы № 4 «Лесовичок» МБДОУ детский сад компенсирующего вида №« 24 «Космос»  г. Сургута. В ходе работы был сделан анализ изучения фонематического слуха у  14 детей старшего дошкольного возраста на протяжении  2010 – 2011 учебного года.

Основанием  для исследования явилось предположение о том‚ что  достижение эффективности в развитии речевого слуха возможно только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

1. Выявить уровень развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести консультативную работу с воспитателями по проблеме развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести работу по внедрению системы дидактических игр и упражнений по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста, посредством тесного контакта с воспитателями группы.

4. Определить эффективность влияния системного подхода во взаимодействии логопеда и воспитателя на уровень фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

В сентябре 2010 года была проведено исследование уровня развития речевого слуха и  прежде всего, были изучены результаты медицинского исследования физического слуха каждого ребенка, чтобы исключить сурдологический дефект. Анализ результатов медицинского  исследования показал, что у детей слух в норме.

Обследование проводилось в три этапа:

  1. Изучение звукопроизносительной стороны речи (Г. В. Чиркина, Т. В. Филичева).

Ребенку предлагалось назвать картинки, повторить за логопедом слова и фразы, использовались и результаты наблюдения за инициативными высказываниями детей.

  1. Обследование фонематического слуха (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Т. И. Власенко):
  1. отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар):
  2. отраженное произведение рядов (пар) слов;

          а) различение на слух оппозиционных фонем на материале слов;

  б) изучение дифференциации звуков в произношении;      

     3. Изучение навыков фонематического  анализа.

По итогам исследования  был проведён количественный анализ результатов. Все данные отражены в таблице № 1.

Таблица 1

Уровень развития фонематического слуха (сентябрь 2011 г.)

Звукопроизношение – 43%

Фонематический слух – 46%

Фонематический анализ – 35%

        В ходе исследования выяснилось, что дети старшей логопедической группы имеют низкий уровень развития фонематического слуха. Поэтому возникла необходимость составления плана совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей по развитию фонематического слуха у данных детей.

        Разработка и апробация комплекса мероприятий по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста и взаимодействию с воспитателями группы. Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности – залог успеха в логопедической работе.

        В течение года определялись общие и частные задачи развития речи детей,  совместно с воспитателями намечался объём и содержание всей речевой работы. Основными идеями, определяющими содержание нашего взаимодействия, явились следующие:

  1. единство коррекционных, образовательных, воспитательных  задач;
  2. принцип коррекционной направленности общеобразовательных занятий и режимных моментов;
  3. развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
  4. принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников;
  5. воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности;
  6. достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;
  7. активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти;
  8. принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития дошкольника;
  9. принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков;
  10. разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда.

При работе с детьми воспитатели должны ориентироваться в вопросах развития речевого слуха у дошкольников, знать направления своей работы. С этой целью логопедом  в течение года проводились консультации для воспитателей:

  1. «Основные направления коррекционной работы воспитателя»
  2. «Речевой слух. Как он развивается? »
  3. «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»
  4. «Учимся различать звуки»

Учитывая выше перечисленные принципы, совместно с воспитателями группы был составлен комплекс мероприятий по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

Данный комплекс включает в себя  два направления: работа логопеда и работа воспитателя.

Развитие речевого слуха  осуществлялось в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же в свободное от занятий время.

Систематически, по разработанному плану, в коррекционную работу включались игры и задания на развитие неречевого и речевого слуха, звукового анализа и синтеза, развитие подвижности артикуляционного аппарата. Логопедом ставились, исправлялись речевые нарушения, а воспитатели закрепляли весь пройденный материал логопедических занятий.  Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели использовали игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Например, на прогулке проводилась игра «Кто внимательный?» - дети прислушивались к  окружающим звукам, тем самым развивали неречевой слух.  Во время одевания на  улицу дети играл в игру «Кто больше назовет  названий  одежды со звуком «Ш»?». На занятии по математике детям предлагались игры типа: «Сколько?», «Посчитай и прохлопай» и др.  Воспитатели, проводя игры и упражнения с детьми, помечали в тетради взаимодействия с логопедом результаты своей работы, ошибки ребят. В конце каждой недели логопед совместно с воспитателями обсуждали и анализировали проделанную работу, разбирали ошибки и успехи детей, строили план последующей работы.  Для  лучшего закрепления пройденного материала, аналогичные задания давались детям на дом. С целью обратной связи для домашних работ так же велись тетради, в которых родители отмечали характер выполнения упражнений. В среду в вечернее время родители могли обсудить с логопедом все вопросы, касающиеся домашних заданий, получить необходимую консультацию.

С самых первых занятий проводилась  работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития речевого слуха. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий детей учили  контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Вся работа велась согласно рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, в три периода: 1) сентябрь – середина декабря,  2) вторая половина декабря – первая половина марта, 3) вторая половина марта – май.

Первоначально проводились игры и упражнения на  различение неречевых звуков (игры: «Две собаки», «Шумовые шарики», «Пробуждение в лесу» и др.)  Детям понравились  используемые игры, они  с большим желанием приступали к выполнению поставленных перед ними задач, активно работали на занятиях.  На втором этапе  организовывались занятия, игры  на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз («Мы рисуем дождь», «Пароходы», «Мы слушаем музыку», «Кто в домике живет?», «Узнай по звуку», «Звучащее солнышко» и др.). Ребята   старались правильно отвечать на вопросы, прислушивались к звукам, однако двое детей (Артемий Л., Максим Б.) часто отвлекались, что влекло за собой ряд ошибок при ответах).

Хочется отметить, что в заданиях на повторение, различение, дифференциацию отдельных звуков  и слогов – детям сложнее было анализировать услышанное, дать правильный ответ. И напротив работая со словами и предложениями результаты были успешнее. Например, в игре «Слушай внимательно»: я показывала детям картинку и громко, четко называла изображение -  «вагон». Затем объясняла: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем  произносила: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. После показывала следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называла : «Бумага – пумага – тумага – пумага – бумака» т.д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начиналась работа со слов простых по своему звуковому составу, и постепенно переходили  к сложным.

Усложнение этих игр – упражнений состояло в том, что дети реагировали на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагалось детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем – красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

Выставлялись на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем назывались 3 – 4 слова, а дети отбирали соответствующие картинки и расставляли их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик – в зависимости от инструкции).

Далее  учила детей  различать слоги. Начинала эту работу с такой игры:

произносила несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяли, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложнялись, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.д.

В последующем учила детей различать фонемы родного языка. Начинала с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.

Раздавала детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняла: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поет и-и-и». Далее произносила каждый звук длительно (а-а-а-а; у-у-у-у; и-и-и-и), а дети поднимали соответствующие картинки.

Затем игра усложнялась. Вариант игры:

  1. логопед произносит звуки кратко;
  2. детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый и, зеленый – звуку у;
  3. в ряд гласных а, и, у включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводилась  работа по дифференциации согласных фонем.

Задачей последнего этапа занятий являлось формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начиналась  эта работа с того, что учили старших дошкольников определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Детям объясняли и показывали, как отхлопывать (простукивать) слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее раздавалось по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносил один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т.п. Дети откладывали на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

У детей на столах лежали по три кружка разных цветов, например, красного, желтого, зеленого. Мы договаривались  с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый – звук у, зеленый – и. Затем произносились сочетания из этих звуков – сначала по два звука: ау, уи, уа, аи, затем по три: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети раскладывали на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно также проводился и  анализ всех остальных гласных звуков.

При работе с родителями‚ особое внимание уделялось пропаганде знаний об особенностях слухового восприятия у детей и о роли коррекционных развивающих игр и упражнений в слуховом восприятии. Родители были ознакомлены с особенностями работы по слуховому восприятию, проведения дидактических игр по развитию речевого слуха. Особое внимание уделялось овладению родителями специфическими приемами и методами по данной проблеме.

Первоначально родители не проявляли интереса к проблеме слухового восприятия по причине незнания результативности работы‚ не видения динамики. Но спустя некоторое время после проведения консультаций‚ открытых просмотров занятий педагогов и заметив уже хоть и не большие‚ но сдвиги в различении звуков‚ мамы и папы начали включаться в ежедневный процесс по развитию слухового восприятия.

Регулярно проводились консультации для родителей по возникающим у них вопросам. Родители в свою очередь откликались на просьбы‚ советы педагогов‚  принимали замечания.

Особенно интересны и необходимы для родителей явились следующие консультации: «Развитие слухового восприятия у детей» «Развитие фонематического слуха». Родители остались довольны участием в практикуме «Мастерская волшебных игрушек». Мамы и папы изготавливали вместе с детьми музыкальные игрушки, продумывали приемы их использования и показывали игры со своими детьми, применяя сделанные своими руками игрушки. 

Таким образом, в течение года была проведена целенаправленная работа по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста, были внедрены многообразные развивающие‚ познавательные‚ обучающие мероприятия‚ направленные на развитие слухового. Вся работа по развитию речевого слуха проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы, в  занимательной‚ интересной для детей форме. Использовались различные игровые приемы поощрения детей‚ мотивации для повышения интереса к занятиям.

Проверка результативности взаимодействия логопеда и воспитателя по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

В апреле 2011 года было проведено контрольное исследование. Оно проводилось по тем же методикам, что и в начале года.

Данные контрольного исследования,  позволили нам  заполнить таблицу № 2 из которой видно, что в конце года уровень развития речевого слуха значительно повысился.

Таблица 2

Уровень развития фонематического слуха (май 2012 г.)

Звукопроизношение – 89%

Фонематический слух – 90%

Фонематический анализ – 65%

Для  определения эффективности проведенной коррекционной работы был проведён сравнительный анализ данных полученных во время обследования в начале и конце учебного года, который отражён в таблице № 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня развития фонематического слуха до коррекционной работы и после

До коррекционной работы:

Звукопроизношение – 43%

Фонематический слух – 46%

Фонематический анализ – 35%

После коррекционной работы:

Звукопроизношение – 89%

Фонематический слух – 90%

Фонематический анализ – 65%

Анализируя,  полученные данные можно сделать вывод, что взаимодействие логопеда и воспитателей (ведение тетради взаимодействия, наличие обратной  связи, регулярное обсуждение и анализ проводимой работы, планирование  совместной деятельности по развитию речевого слуха, подведение промежуточных итогов) положительно и результативно влияет на  процесс формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста. В старшей логопедической группе значительно повысился уровень развития фонематического слуха к концу учебного года вследствие целенаправленной, продолжительной, кропотливой работы педагогов группы.  

Таким образом,  взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по развитию речевого слуха очень эффективно.

Заключение

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием речевого слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Поэтому акцент в своей работе я делала именно на развитие речевого слуха, навыков фонематического анализа и синтеза, что лучше подготовит ребенка к обучению грамоте в школе.

        Если шестилетний ребенок неправильно произносит звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо, и ребенок избегает трудной для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием.

        Итак, изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, проанализировав особенности фонематического слуха у детей, можно сделать вывод, что раннее выявление детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя. Логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий.  Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей,  планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции на занятиях логопеда и воспитателя, ведут тетрадь обратной связи,  проводят еженедельный анализ проведенной работы.   Преемственность в   работе по достижению логопедом и воспитателями единой цели  и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха.

Список литературы

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000
  2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
  3.  Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 1998.
  4.  Как научить ребенка говорить правильно: Пособие для родителей. - М.: Медико – педагогический центр «Гармония», 1991.
  5.  Коноваленко В.В.        Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
  6. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту/Е.М. Косинова. - М.: ОЛИСС, Эксмо,2006. - 64 с: ил.
  7.  Кравченко И. А.   Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога).
  8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  9.  Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
  10. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144с., ил.
  11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
  12.  Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И.
    год: 2004
  13. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 48 с.
  14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005. – 32с.
  15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

Приложение 1

Комплекс мероприятий по развитию речевого слуха

у детей старшего дошкольного возраста

(совместная деятельность логопеда и воспитателей)


Деятельность логопеда


Деятельность воспитателя


Первый период обучения (октябрь – середина декабря)

  1. отработка правильной артикуляции, закрепление и автоматизация  навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п']; [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'].
  2. Обучение детей восприятию на слух сохранных звуков
  3. постановка отсутствующих у ребенка звуков
  4. выработка подвижности органов артикуляционного аппарата
  5. различение звуков на слух; дифференциация поставленных или сохранных звуков в произношении.
  6. формирование фонематического восприятия.

Занимается по рекомендациям логопеда:

  1. совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков;
  2. закреплением формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза;
  3. развитием фонематического восприятия;

развитием внимания, памяти, логического мышления.


Содержание работы

Артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание


Дидактические игры  и упражнения на развитие неречевого слуха:

«Кто так поет?»

«Пробуждение в лесу»

«Звуковые загадки»

 «Шумовые коробочки»

«Две собаки»

«Кто играл?»

«Мы машем флажком»

«Разбудим куклу»

Дидактические игры  и упражнения на  различение и дифференциацию на слух  сохранных речевых звуков:

«Хлопни, если услышишь»

 «Кто лучше слушает?»

«Будь внимателен»

«Звуковой мячик»

Дидактические игры  и упражнения на различение звуков в слогах:

повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками.

«Недовольный Саша»

«Телефон»

Дидактические игры  и упражнения на различение звуков в словах:

 «Найди и назови нужное слово»

«Сколько слов я назвала?»

«Придумай слово»

«Каждому слову свое место»

«Отгадай, что это?»

«Кто быстрее соберет вещи?»

«Незнайка запутался»

«Лишнее слово», «Поэт»

Артикуляционные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание

Режимные моменты:

Игры для развития неречевого слуха:

«Шуршит, трещит», «Шумовые коробочки», «Кто внимательный?»

Игры на нахождение источника звука:

«Где позвонили?», «Кто позвал?»

Упражнения на различение звуков в слогах:

«Повтори за мной», «Найди пару»

Игры на  дифференциацию звуков:

«Заводные игрушки», «Положим малышей спать», «Угадай, кто зовет!», «Машинки»

Прогулка:

Игры для развития неречевого слуха:

«Что звучало?», «Узнай по голосу»

Игры на нахождение источника звука:

«Колокольчик»

Игры на различение громкости звучания:

«Веселые куклы», «Тихо – громко»

Игры на   различение темпа звучания (частое и редкое звучание звукоподражаний):

«Дождь льет и капает», «Звуковое  солнышко»

Игры на  дифференциацию звуков:

«Пчелы», «Жуки»

Занятия:

Игры  на определение наличия  в словах заданного звука:

«Собираем листочки», «Веселый мяч», «Пусти лодочку по воде»,

«Сколько?», «Загадки»

Упражнения на различение звуков в слогах:

повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками

Индивидуальная работа по заданию логопеда


Второй период обучения (вторая половина декабря -  первая половина марта)

  1. постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
  2. дифференциация на слух и в произношении звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[л],  [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[з], [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш],  [с]-[ш];
  3. закрепление навыков звукового анализа и синтеза: определение позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определение ударного гласного в положении после согласного; анализ прямых и открытых слогов, их преобразование;
  4. усвоение терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.

Занимается по рекомендациям логопеда:

  1. совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков;
  2. закреплением формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза;
  3. развитием фонематического восприятия;

развитием внимания, памяти, логического мышления.


Содержание работы

Артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание

Дидактические игры  и упражнения на развитие неречевого слуха.

Дидактические игры и упражнения на  дифференциацию на слух звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости:

«Звуковые кнопочки»

 «Звучащие домики»

«Все наоборот»

«Найди свой домик»

«Мамина сумка»

«Машины»

«Упрямые звуковички» (с мячом)

«Измени слово»

«Построим дом»

Повторение  серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

Повторение  серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости;

«Какой звук отличается?»

«Четвертый лишний»

Дидактические игры и упражнения для закрепления навыков звукового анализа и синтеза:

«Звуковое дерево»

«Как их зовут?»

«Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя»

«Кто быстрее соберет вещи?»

«Пирамида»

«Подарки Деда Мороза»

«Похожие картинки»

«Найди в слове ударение»

«Про то, как Мишка удивлялся».

Артикуляционные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание

Режимные моменты:

Игры на развитие неречевого слуха:

«Танцуем с игрушками», «Заводные игрушки»

Игры на определение позиции звука в слове

«По дорожкам мы идем», «Хлопни, как я», «Колыбельная»

Игры на дифференциацию прямых и обратных слогов:

«Повторялки»

Прогулка:

Игры для развития неречевого слуха:

«Прокати снежный ком»

Игры на нахождение источника звука:

«Жмурки с голосом», «Звени колокольчик»

Игры на определение позиции звука в слове

«Лови мяч», «Будь внимателен», «Ловишки»

Занятия:

Закрепление поставленных звуков:

«Похожие слова», «Загадки», «Насос», «Телефон»

Игры на определение позиции звука в слове:

 «Назови слова», «Назови звук», «Назови первый звук слова», «Скажи, как я», «Какой звук в слове?»

Индивидуальная работа по заданию логопеда


Третий период обучения (вторая половина марта - май)

  1. закрепление навыка употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;
  2. изучение и дифференциация звуков: [л], [р], [л]-[л'], М-[р'], М-[р], [р'Ыл'], [ч], [щ], [ч]-[щ];

Занимается по рекомендациям логопеда:

  1. совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков;
  2. закреплением формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза;
  3. развитием фонематического восприятия;

развитием внимания, памяти, логического мышления.


Содержание работы

Артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание

Дидактические игры  и упражнения на развитие неречевого слуха.

Дидактические игры и упражнения на закрепление  навыков  различения, дифференциации звуков по разным признакам, звукового анализа и синтеза без опоры на вспомогательные средства:

«Выдели из фразы (предложения) нужные слова»

«Расскажи, что ты хочешь делать»

«Угадай мою игрушку»

«Собери предложение»

Артикуляционные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Упражнения на дыхание

Режимные моменты:

 Игры на закрепление навыков звукового анализа и синтеза: определение позиции звука в слове (в начале, середине, конце):

«Часы»,  «Кого мы видим в кошках?», «Кто летит в самолете?»

Игры на дифференциацию звуков:

«Подарки для зверей», «Футболисты», «Помирим лисят», «Зонтики для ежат»

Прогулка:

 Игры на развитие неречевого слуха:

«Где сидит птичка?», «Звуковая картинка - Весна», «Звучащее солнышко», «Ветер – шалун»

Занятия:

Упражнения на закрепление навыков звукового анализа и синтеза:

«Необычная песенка», «Эхо», «Кто внимательный?», «Соревнование»,  «Звуковое домино»

Индивидуальная работа по заданию логопеда